Из недавно прочитанного. Нордаль Даррин - "Без машины? С удовольствием!"

Feb 12, 2017 14:49


Предыдущая книга: Глазычев В.Л. - Урбанистика (2008).

Нордаль Даррин - "Без машины? С удовольствием!"

Из наших реалий книга ощущается как фантастическая утопия. Тот самый случай, когда цитировать можно целыми страницами. Будущее рядом. Лёгкая книга о серьёзных и важных для наших городов вещах.

Аннотация:

Способна ли поездка на общественном транспорте доставить удовольствие? Вряд ли, скажут большинство из нас, исходя из собственного печального опыта. Причем Россия не является в этом отношении исключением. Вот и в Северной Америке, как свидетельствует автор книги Даррин Нордаль, население в массе своей воспринимает общественный транспорт как необходимое зло и считает его уделом неудачников.

Однако сложившуюся ситуацию можно и нужно исправить. В частности, автор предлагает конкретный план действий С целью выманить убежденных автомобилистов из их личных машин. Для этого нужно сделать общественный транспорт настолько соблазнительным, чтобы поездка на нем доставляла удовольствие, - применять изобретательный маркетинг, изменять дизайн автобусов, превращая их в стильные и необычные, подстраивать под пассажиров всю инфраструктуру «от двери до двери» - от выхода из дома до точки назначения.

Автор в деталях разъясняет, как уподобить передвижение велосипедистов по городским улицам прогулке по парку и защитить их от уличного потока, - вот тогда поездка на велосипеде будет в радость! И, наконец, надо создавать «рай для пешеходов» в виде так называемых полноценных улиц, на которых водители, пассажиры, велосипедисты и пешеходы будут равны между собой. Фантастика, скажете вы. Реальность, утверждает автор, приводя примеры того, как оригинальные решения притягивают людей к общественному транспорту.




Пост будет дополняться.

"Автомобилестроители давно уже капитализировали удовольствие, сделав его неотъемлемым от использования автомобиля и обладания им. Например, для зимних Олимпийских игр 2010 г. компания BMW подготовила ряд рекламных роликов, подчеркивающих умопомрачительное удовольствие, получаемое от вождения. Каждый ролик завершался слоганами типа «Бесконечное удовольствие», «Удовольствие продлится и в будущем», «Удовольствие всегда в моде». Недавно на веб-сайте компании появилось с десяток других слоганов, и все они начинались с «удовольствия». В одном из них BMW даже попыталась совместить удовольствие от вождения с ответственностью за окружающую среду: «Удовольствие - это когда реакции быстрее, а выбросов меньше». Все эти слоганы являются компонентами общей исключительной концепции: «Удовольствие значит BMW». Иными словами, удовольствие и автомобиль признаются взаимозаменяемыми синонимами - конечно, при условии, что это автомобиль марки BMW.

Эмоции являются предметом серьезного бизнеса не только для немецких автомобилестроителей. В компании Infiniti, люксовом подразделении компании Nissan, работает мастер-водитель, «отмеченный министерством земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии за свои выдающиеся навыки»[9]. Этого человека, однако, следует скорее именовать конструктором эмоций, так как его единственная задача состоит в том, чтобы сообщать дизайнерам автомобиля о своих впечатлениях. Мастер-водитель отмечает изменения своего пульса, пространственной ориентации, нервного возбуждения и т. п. - человеческие реакции, которые не может измерить компьютер. Обратная связь от него крайне важна, поскольку именно она, по определению Infiniti, «проводит различие между физической транспортировкой и эмоциональным волнением»[10].

Автомобилестроители отчетливо осознали, с какой силой положительные эмоции влияют на выбор потребителей. Но если в их словаре «удовольствие» доминирует, то отрасль городского транспорта зачастую делает акцент на словах «функциональность», «целесообразность», «безопасность», «удобство» и «доступность». Все эти понятия, конечно, важны, но в лексиконе транспортников явно недостает существительных, обозначающих положительные эмоции: удовольствие, шарм, наслаждение, восхищение и влечение.
Способны ли мы принять гипотезу, выдвигаемую The Fun Theory, и поменяться ролями с автопроизводителями? Другими словами, сможем ли мы убедить людей отдать предпочтение городскому транспорту перед автомобилями, сделав поездку на нем приятной?"

«Невозможно заставить людей пользоваться общественным транспортом, - убежден д-р Кроон. - Это делается по-другому. Пассажиров необходимо привлечь и соблазнить, то есть качество системы общественного транспорта должно быть на таком уровне, что поездка на нем действительно доставляла бы удовольствие».

"Стоимость и эффективность - важнейшие составляющие при создании системы общественного транспорта, способной привлечь пассажиров. Но дело не сводится только к элементарной полезности. Посмотрим на премиальные бренды: Apple, BMW и т. д. Они соблазняют вас на уровне, превышающем простую функциональность. Вы доплачиваете за впечатления. Можно найти гораздо более дешевые mp3-плееры с такими же функциями (а то и лучше), что и у iPod, но я осознанно переплачиваю за то, чтобы в моем кармане лежал именно iPod.
Что если применить такой же подход к городскому транспорту? Я вполне сознаю, насколько это трудно и насколько не соответствует текущей реальности. Но, несомненно, мы можем сделать больше для того, чтобы увеличить число пассажиров на городском транспорте."

Когда бы я ни путешествовал по Америке, меня всегда угнетал одинаковый вид автобусов. Это как если бы в стране продавалась одна-единственная модель автомобиля - белый Dodge Caravan с тонированными стеклами. Водить машину в таком случае было бы невероятно скучно, и могу поспорить, что личный автомобиль стал бы гораздо менее популярен, чем сейчас. Однако именно с этим сталкиваются горожане, садясь в автобус - герметичную белую коробку с тонированными стеклами, на боку которой в тщетной попытке добавить чуточку яркости нарисована зеленая, синяя или красная полоса. Даже полицейские автомобили выглядят по дизайну разнообразнее американских автобусов.
Можем ли мы превратить автобус из «машины для неудачников» в нечто духоподъемное?
В городской агломерации «Четыре города» на границе штатов Айова и Иллинойс транспортные ведомства пытаются разрушить стереотипное представление о том, что автобус должен быть унылым, запустив машину, которая заставляет оборачиваться ей вслед. «Насколько мы знаем, таких автобусов нигде в стране больше нет», - считает Бекки Пассман, координатор ведомства планирования «Четырех городов». Она говорит о новом автобусе, названном The Loop («Кольцо»), курсирующем между четырьмя городами на территории двух штатов.



Поразительно необычный The Loop выглядит как эксцентричное творение безумного конструктора: капот, кажется, скопирован с тягача Peterbilt, а сзади автобус напоминает Studebaker 1939 г. с его скругленными линиями и разделенным окном. Сзади также установлено запасное колесо в стиле Continental 1950-х гг., которое в темное время суток подсвечивается неоновым светом. Ярко-оранжевый цвет автобуса контрастирует с окружением, особенно с другими автомобилями на дороге. Производитель подчеркивает, что этот проект призван «возродить обаяние автобусов 1930-х, украшавших ранее наши национальные парки и города»[48], хотя местные газеты скупятся на похвалу, отзываясь о новом автобусе так: «Прилизанный. Ретро. Забавный».



The Loop - самый прикольный среди автобусов и своим своеобразием привлекает внимание как пешеходов, так и автомобилистов.
Самая удивительная особенность The Loop, которая остается незаметной, пока вы не входите внутрь, - это обилие естественного света в салоне. Стеклянная крыша по всей длине автобуса создает в салоне ощущение простора, что хорошо для любого вида общественного транспорта, но в первую очередь для городского автобуса. Окна в крыше позволяют пассажирам наслаждаться архитектурным пейзажем с небоскребами в полный рост - возможность, от которой наверняка бы не отказались жители Чикаго или Нью-Йорка с их высотной застройкой. Выигрышнее всего это решение смотрится ночью, когда освещение салона приглушается, а стеклянный потолок превращает пассажиров в звездочетов.



Автобусное обслуживание Loop прекращено в апреле 2016 года
"Дело в том, что смотреть в перископ или качаться на качелях совсем не обязательно: весело не только участвовать в процессе, но и смотреть на его участников. Это заставляет людей улыбнуться и хотя бы на миг сближает их. Уильям Уайт, великий мастер наблюдения за людьми, называл способность третьего человека или объекта сближать двух других людей триангуляцией. Уайт активно интересовался социальными взаимодействиями в небольших городских пространствах и обнаружил, что нам зачастую трудно завязать разговор с незнакомцем, за исключением тех ситуаций, когда рядом есть другой человек или объект, который возбуждает в нас любопытство или воодушевляет нас. В таких ситуациях мы значительно легче вступаем в диалог. Уайт определяет триангуляцию как «процесс, в ходе которого некий внешний стимул формирует связь между людьми и побуждает незнакомцев заговорить друг с другом, как если бы они были знакомы»[54]. Внешним стимулом могут служить скульптуры, уличные музыканты, впечатляющий вид или - в случае с автобусными остановками - качели и перископы."

"Вместо того чтобы улучшать улицы для машин, мы решили создавать замечательные пространства для пешеходов. Пешеходная инфраструктура демонстрирует уважение к человеческому достоинству. Этим мы как бы говорим людям: «Вы важны для нас, но не потому, что вы богач или кандидат наук, а потому что вы - человек!» Энрике Пеньялоса"

"Чем меньше машин на улицах, тем дольше они служат и тем больше денег можно потратить и на базовую инфраструктуру, и на общественные нужды - парки, библиотеки, ремонт канализации, уличные деревья, пожарные машины и полицию. Уменьшение количества машин позволяет справиться с автомобильными заторами, что оценят даже самые убежденные водители."

"Роберт Беннетт, член Республиканской партии и бывший сенатор от штата Юта, пишет: «Общественный транспорт - это такой же элемент инфраструктуры, как водопровод, автодороги, полиция или пожарная охрана. Если же инфраструктура развита недостаточно, то страдает все население». Томми Дж. Томпсон, член Республиканской партии, бывший губернатор Висконсина и экс-министр здравоохранения и социального обеспечения, поддерживает однопартийна и замечает: «Средняя стоимость нового автомобиля - более $20 000. Хорошо действующий общественный транспорт может помочь работающим людям сохранить часть этих денег в банке, а не потратить их на бензоколонке»"

"Существует устойчивое заблуждение о том, что общественный транспорт - это способ субсидирования людей пожилых, с ограниченным доходом и с ограниченными возможностями, а также сомнительных элементов. Эксперты центра EMBARQ не согласны с этим. По их словам, общественный транспорт не субсидия для этих групп населения, а «неотъемлемая часть хорошо функционирующего города, способная сохранять рабочие места, привлекать инвестиции и поддерживать высокий уровень жизни. Транспорт - это общественный товар, который приносит равную пользу не только пассажирам, но и всем жителям города».

Общественный транспорт обожают представители креативного класса. В своем бестселлере «Креативный класс» (The Rise of the Creative Class) Ричард Флорида пишет: «В городе каждый из нас стремится найти то, что обычно находит в компании друзей, - энергию, комфорт, ощущение сопричастности и удовольствие. Талантливым и творческим людям хочется быть в центре событий и взаимодействия». Флорида считает, что представителей креативного класса будут привлекать уникальные и интересные места, где общаются между собой самые разные люди. В качестве примеров таких мест он называет Сиэтл, Сан-Франциско, Питтсбург и Торонто - города, привлекающие творческие и новаторские индивидуальности.
Флорида также высказывается за расширение велосипедной инфраструктуры в городах, так как креативный класс очень интересуется этим видом транспорта. А в своей последней книге Флорида выступает за расширение выбора общественного транспорта, поскольку это позволит создать уникальные впечатления и яркие пространства, чего так жаждут представители креативного класса.

Зачем нам вообще обращаться к креативному классу? Дело в том, что именно эти люди обеспечивают нашу разогретую «экономику знаний» новыми технологиями, медицинскими исследованиями, инновационными потребительскими товарами и инженерными решениями. Их 40 млн во всей Америке, и они составляют около 30 % всего трудоспособного населения страны. Они хотят жить в апартаментах, а не в отдельных домах. Им нужны стильные технологичные устройства с отличным дизайном, подобные iPhone. Стиль жизни этих молодых профессионалов не предполагает вождения, личный автомобиль для них отстой. Как заявил один из членов городского совета Цинциннати на заседании, посвященном проекту строительства новой трамвайной линии, «мы строим трамвай не для ворчливых стариков, а для молодых людей, которым он нужен. Это важный инструмент привлечения в наш город молодых профессионалов»."

Из недавно прочитанного, общественный транспорт, Урбанистика, сообщества, города, транспорт, город

Previous post Next post
Up