Я недавно прочитала книгу Fast Food Nation автора Eric Schlosser. Она произвела на меня сильное впечатление. Я хочу поделиться с теми, кому это интересно, некоторыми фактами, которые скрывают корпорации, задействованные в промышленности фастфуд.
В 2001 г. американцы потратили 110 миллиардов долларов на фастфуд. Это больше, чем расходы на кино, книги, газеты и журналы вместе взятые. Самый знаменитый фастфуд ресторан (17 тысяч ресторанов в 120 странах мира) - это, конечно, Макдональдс.
Как же все начиналось?
В 1937 году братья Ричард и Морис Макдональд открыли свой первый ресторан типа драйв-ин в Калифорнии, Пасадена, основным пунктом меню которого были дешевые хотдоги. Это случилось как раз в то время, когда в Америке стала очень быстро расти так называемая автомобильная культура: строились новые дороги, росло число машин и водителей, которые ленились выходить из машин, чтобы поесть. Да что там поесть, в это же время в Америке стали возникать церкви драйв-ин, и молиться можно было, не выходя из автомобиля.
Постепенно, чтобы сделать прием пищи внутри машины удобным, братья Макдональд решили убрать из меню все те блюда, которые нужно было есть ножом и вилкой. Девушки carhop быстро разносили готовую еду водителям машин. Наряду с хотдогом популярностью пользовались и гамбургеры. В связи с успехом «быстрого питания» братья решили открыть ресторан, в котором они подавали бы ту же «быструю» еду, но куда могли бы приходить целые семьи, а не только автомобилисты.
Основателем же самой корпорации Макдональдс стал человек по имени Рей Крок, который внедрил систему быстрого обслуживания, придуманную Макдональдами, на территории всей Америки, в особенности на пересечении главных автомобильных дорог. Самих же братьев бизнес такого размаха не интересовал.
Сейчас я попытаюсь резюмировать как, корпорация, в которой лишь единицы имеют диплом университета, не говоря уже о школе бизнеса, стала многомилионной фастфуд империей.
Все до боли просто и печально. Вся промышленность, которая производит и реализует фастфуд, банально имеет тесные контакты с американским Конгрессом и поначалу во многом полагалась на правительственные субсидии. В свое время целое лобби «работало» в Конгрессе с целью принятия закона, который утверждал снижение минимальной часовой оплаты подростков-сотрудников Макдональдс на 20%. (Две трети работающих в фастфуд промышленности в Америке - молодежь до 20 лет, поскольку подростки необразованы, неопытны и неквалифицированы).
Дальше, большая часть рекламы фастфуда (и весь маркетинг в целом) направлена на детей: яркие цвета, детские площадки, игрушки, клоун, напитки через трубочку, еда, упакованная, как подарок. Почему целевой группой стали дети? А потому, что вкусовые привычки складываются в детстве и, таким образом, корпорация обеспечивает себя клиентами на всю жизнь. Отсюда все эти Happy Meals. Большую роль в прививании детям привычки питаться фастфудом в свое время сыграло открытие Макдональдс в парке Диснейленд. Рей Крок был лично знаком с Уолтом Диснеем и был прекрасным маркетологом.
Но фастфуд нравится, конечно, и взрослым: это дешево, удобно и вполне вкусно.
В ресторанах Макдональдс нет кухни, она здесь просто не нужна. Все продукты привозят сюда в замороженом виде. Картофель здесь, конечно же, не чистят, «фри» попадает в ресторан уже нарезанная (длина и ширина бруска строго регламентируются инструкцией и являются одинаковыми во всем мире), котлеты из фарша в замороженом виде, а молочные коктейли и газировки в виде сиропов.
Ну и, конечно, условия работы в Макдональдс «помогают» зарабатывать миллионы.
Как уже было сказано, две трети персонала любого фастфуд ресторана это молодежь. Никаких особых навыков для работы здесь, конечно, не требуется. При этом руководство ресторана постоянно работает над вопросом полного «обесквалифицирования» работы (все операции выполняются благодаря подсказкам роботов и компьютеров), чтобы до минимума снизить зарплату. В Макдональдс не оплачивают «сверхурочные» и предлагают мыть туалеты в свободное от жарки котлет время. Поскольку почасовая ставка в Макдональдс неимоверно низкая, а вступление в профсоюз равносильно потере работы, работодатель удерживает сотрудников в штате несколько хитрыми методами, постоянно внушая им, например, как они и их работа важны для всей команды. Это хорошо действует на малоимущих «свежих» иммигрантов, часто даже не говорящих по-английски.
Работа в Макдональдс не только малооплачиваемая, но и иногда опасная. Нередки вечерние налеты с целью ограбления. В 2000 г. в Нью Йорке во время ограбления ресторана сети Wendy’s в районе Квинс были убиты пять сотрудников. А часто грабители это те же отчаянные сотрудники ресторана.
А что привлекает клиента? Несмотря на многомилионные затраты на рекламу, решение зайти в фастфуд ресторан принимается спонтанно, здесь и сейчас. Хотя мы и сказали, что фастфуд все-таки привлекает своим вкусом не в последнюю очередь. А почему, например, у картофеля фри такой неповторимый вкус? Он не зависит от сорта картофеля, технологии обработки или типа фритюрницы, в которой его жарят. Вкус зависит исключительно от масла для жарки. Что это за масло? На протяжение десятилетий картофель фри жарили в масле следующего состава: 7% хлопковое масло и 93% топленый говяжий жир (сюрприз для вегетарианцев). В 90-х годах корпорация заявила о переходе на 100%-ное растительное масло. Но для сохранения того «мясного» вкуса теперь добавляют «натуральный говяжий ароматизатор». А что там на самом деле, никто не знает, потому что, например, американская организация Food and Drug Administration не требует от производителя добавок предоставлять точный состав самой добавки. Поэтому и корпорация Макдональдс отказывается огласить точный состав масла, в котором сегодня жарят картофель фри. (В том же топленом жире раньше жарили Chicken McNuggets из курицы, в результате чего эта «курица» была в два раза жирнее гамбургера).
Какие продукты используют для приготовления фастфуда?
Факт: Америка не может экспортировать свою говядину в ЕС, где запрещено введение гормонов роста жвачным животным. Помимо всего прочего американских коров частично кормят зерном (когда они должны бы питаться только травкой), что вместе со стероидами позволяет им очень быстро набирать массу и давать более нежное и жирное мясо. А дальше получилось то, что широкое предложение говядины на территории Америки привело к резкому снижению цен на мясо (а, следовательно, и его качества).
А условия работы в мясном цехе, который разделывает мясо для фастфуд ресторанов (потому что все уже давно централизовано) не лучшие. Работа в мясоперерабатывающей промышленности оказывается очень опасной и по количеству травм превосходит любую другую отрасль. Травмы связаны с высокой скоростью конвейеров (производитель мясных полуфабрикатов хочет высокие уровни продаж, которые потом, в случае чего, позволят внести мизерное вознаграждения за травму. Например, потеря руки в Америке «стоит» работодателю 36 000 долларов). Кстати, статистика травм в этой отрасли далека от реальности, поскольку работодатель не приветствует обращение травмированного сотрудника в больницу. Известны случаи, когда врач из заводского медпунтка уговаривал сотрудника решить вопрос отрезанных пальцев с помощью определенной суммы денег.
Кроме всего прочего, персонал мясных цехов в Америке - зачастую бедные иммигранты, которых не обучают должным образом разделывать мясо, а лишь сообщают, что они должны быть очень расторопными и не задерживать конвейер. Казалось бы, ну что там уметь? А оказывается, качество мяса не в последнюю очередь зависит от того, как была разделана туша. Например, очень важно правильно «потрошить» и буквально не пролить содержимое кишек на мясо, которое идет в переработку. По всем правилам работники мясного цеха должны дезинфецировать ножи каждые пару минут, но в связи с высокими скоростями, а также и по собственным представлениям о гигиене (представим необразованного мексиканца_ сморкающегося где-то возле разделочного цеха), они этого почти никогда не делают (свидетельство работника цеха в крупнейшей американской компании по переработке мяса IBP). Поскольку мясопереработка в Америке происходит централизованно, т.е. в стране буквально два-три крупных завода, достаточно одной зараженной коровы, чтобы заразить с десяток тысяч килограммов мяса на одном крупном заводе.
Самый страшный смертельный возбудитель E.coli O157:H7, на который не действует никакой антибиотик, находится в помете коров. Он был обнаружен в 90-е годы в гамбургерах разных фастфуд ресторанов. Большинство пострадавших скончались (среди них дети), некоторых «пронесло». Это означает лишь одно: в мясе было дерьмо, и это зараженное мясо было плохо прожарено.
Вопрос возникает сам собой: как навоз попал в мясо? Ответ кроется в современных условиях разведения скота. Коров, мясо которых потом идет в рестораны фастфуд, разводят в переполненных стойлах, на прогулку они выходят редко, зато часто стоят в лужах собственных экскрементов. Немаловажный также вопрос: чем кормят этих коров? До 1997 года считалось нормальной практикой давать им корм из переработанного мяса овец и другого скота. Известны скотоводства, где в корм шли мертвые собаки и коты. После вспышки коровьего бешенства такую практику прекратили, но до сих пор никакой нормой не запрещено кормить коров свининой и кониной, а также мясом птицы.
А как же контроль и проверки, скажете вы? Дело в том, что лобби, выступающие за отмену проверок, очень активны. А как же! Контроль значительно замедляет переработку и снижает прибыль (плюс расходы на проверяющих). А тем временем ежегодно в Америке умирает 500 человек от заражения сальмонеллой после употребления продуктов из зараженного говяжьего фарша.
Но допустим, вы не заразились никакими бактериями, но регулярное употребление гамбургеров как минимум ведет к ожирению. Половина населения Америки страдает от ожирения. Дешевые порции формата SuperSize (600 килокаллорий в порции суперсайз картофеля фри) и практически отсутствующие полезные блюда в меню Макдональдс сделали свое дело. А бороться с лишним весом невероятно сложно, поскольку накапливать жир в организме заложено в нас природой.
На самом деле проблема фастфуд ресторанов не только в том, что они предлагают высококаллорийную нездоровую еду. Тут же и малооплачиваемый труд сотрудников, и эксплуатация необразованных слоев населения (иммигранты), и плохое обращение с животными (вспомним условия разведения коров с целью снижения затрат), и опасная концентрация экономического авторитета (разные лобби).
Но, видимо, американцы уже опомнились, т.к. с 2000 года продажи Макдональдс в Америке стали стремительно падать. Но корпорация не унывает, а продолжает открывать новые рестораны в Китае, Индии, странах бывшего СССР и, как правило, в не самых успешных и благополучных районах. Но, чтобы не терять клиентов и у себя, американцы стали вводить более строгие проверки в мясных цехах, а в меню стали встречаться полезные блюда.