Pradėjau šifruoti M.Solonino pasisakymą Vilniaus knygų mugės metu. Pradžiai skelbiu pirmą klausimą ir atsakymą į jį.
Начал расшифровать выступление М.Солонина на Вильнюсской книжной ярмарке. Само выступление расшифрую чуть позже, а для начала публикую первы вопрос и ответ на него. Прошу прощения за возможные грамматические ошибки.
Вопрос. Какая ситуация историков, которые занимается историей Второй мировой войны. Проходила информация о запретах и арестах. Какая ваша ситуация?
Марк Солонин. Ситуация характеризуется стабилтностью, она, как говориться, состояние больного стабильно тяжелое. Существенных изминении я невижу. То, что было связанно с этой совершенно странной историей - арестами, изятием компютеров и так далее - боюсь, что там были замешаны какие то финансовые вещи, потому что там были персональные данные, Германия, немцы хотели получить, все связано с деньгами и так далее, и так далее.
То ест ситуация стабильно тяжелая, это характеризуется тем, что все научные институты, все кафедры всех вузов, исторических кафедров, естественно, все редакции всех научно - исторических журналов находится в руках тех же самых людей, которые сидели в том же самом кабинете 20 - 30 лет назад при комунистов. Неизменилось ничего. Такой стабильности, какая достигнута в Российской исторической науке, нету вообще нигде. Даже в КГБ - ФСБ сменились кадры, по бизнесу все понятно, в бизнесе появились новые люди, в административном апарате нынешной путинском - медведевском, в значительной степени новые люди, это не те секретари обкомов и горкомов, которые были 18 - 15 лет тому назад. В исторической науке все на свои места, самый главный Махмут Ахметович Гареев как он был Пезидент академии военных наук, так и остался, ему сейчас по моему восемдесять пять лет, дай Бог и дальше до ста двадцати ему жить и занимать этот пост. Все остальные чуть моложе Гареева на один - два года, по этому стабильность в таком возрасте, как вы понимаете, неизбежна. Вполне стабильна ситуация, здесь она динамически стабильна, в архивах. То есть с одной стороны они по прежнему в значительной степени закрыты и недоступны, то есть по прежнему недоступны архивы ФСБ - КГБ - НКВД, практический недоступен архив министерства иностранных дел. Непонятно где находится так называемый Архив Президента. До такой степени непонятно, что его нету в перечне Федеральной архивной службы Российской Федерации. Ест официальное ведомство - федеральная архивная служба, есть перечень архивов, туда входящих, Архива Президента там нету, его нет даже в телефоном справочнике Москвы. Однако же он якобы существует, якобы там находится, ну так сказать, бывшый архив Сталина или архив Генсеков, или вообщем то, что передавалось из рук в рук от самих первых лиц государства.
По прежнему засекречено значительна часть материалов сугубо военных архивов, по прежнему в так называнмом пятнадцатом отделе ЦАМО в помещении Генштаба показывает только те очень небольшой набор документов, которые были рассекречены - я держал в руках и видел штампы - в 93-м, в92-м годах, а сейчас десятый, значит 17 лет тому назад. Так вот здесь все стабильно. Но с другой стороны, должен это отметить, что в последнее время происходит продвижки, позитивные, и это самому странно, но это факт,они происходит, то ест если на уровне высшего военно - политического руководства, то на уровне там армия, фронт, округ рассекречено, вот в седьмом, восьмом, девятом году рассекречен большой масив документов. Там многое интерестного, что-то можно по крупице найти. Ну например, чтобы небыть голословным, один маленький пример приведу. Я точно непомню дату, но год или два тому назад были рассекречены оперативные окументы штаба Прибалтийского, в частности, военного округа. В резултате мне стали доступны, еще никто никогда непубликовал, документы военной командно - штабной игры на картах, которые были проведены штабом Прибалтийского военного округа в феврале 1941 года. Разигрывалось именно то, что произошло в реальности именно здесь. То ест по замыслу игры противник, то ест немцы, опередив - опередив Красную армию в сосредоточению и развертованию, то ест что произошло и на самом деле, заметте - в 18 июня, так было записано в условиях игры - 18 июня ( с ошибкой на 4 дня от реальности), противник перешел в наступление, нанося главный удар в направление на Шауляя и вспомонательный удар в напрвление на Каунас - Вильнюс. Противник по условиям этой игры имел пять с половиной тысяч танков, это притом, что в реальности где-то в семь раз больше, чем былона самом деле, имел 40 пехотных дивизии, ровно в два раза больше, чем было на самом деле. Противостоящие ему силы Красной армии примерно соответствовали тому, что было на самом деле. Вот при таком раскладе сил, то ест многократное численное превосходство противника и уж очень многократном по сравнению с реальном, части Прибалтийского военного округа в течении двух недель сдерживали наступление противника, дошел этот противник до Шауляя, получил контрудар, был от него отброшен, доВильнюса недошел, Каунаса невзял, 3 июля завершилось сосредоточение советских войск, 5 июля они перешли в наступление, на третий день после этого немцы были уже отброшены за границу, а одна из трех армии в раионе Шауляя окружена и уничтожена.
Вот такая игра разигрывалась в феврале 1941 года, тот самый вариант, то ест противник опережает Красную Армию в развертование и наносит первый удар, да еще и с фантастическими количествами танков, авиации и людей.
То ест выявляется мног.. выявляется что-то, ест с чем работать, но конечно все это напоминает Маяковского - поэзия та же добыча радия, в грам добыча, в год труды. То ест конечно в ситуации, когда основные и наиболее значимые фонды закриты, то поизводительность моего труда как историка неизмеримо ниже КПТ паравоза, просто неизмеримо ниже.
Еще один любопитный пример. РГАСПИ - Российский госдарственный архив социально-политической истории - бывший архив ЦК КПСС - они уже несколько лет, кажется лет пять, тому назад рассекретили Особые папки протоколов Политбюро. Хорошо звучить, отлично звучить, а все документы особой важности, совершнгго секретные. Все сбежались, со всех стран сбежались, вместе со мной француз в лифте поднимался, когда мы прибежали смотреть на эти особые папки. Служеница архива даже незадала ни одного вопроса, смотрела на квадратные глаза - что вам, особые папки? Пожалуйста. Что вам надо? Понятно что надо, август 39-ого года. Да пожалуйста. И выдали паку с августом 39-ого года. В особой папке протоколы особой важности, совершенно секретные. Слова «Рибентропп» там нет вообще. Вообще нет, ни в одном протяже. Вообще такого события в архивах, в папках потоколов Политбюро нетотражено. Строго говоря как добросовестный настоящий научный историк я должен сказать, что Рибентроппа в Москве небыло, потому что в архивных документах это неподтверждается.
Вот примерно так мы живем и работаем. Куда все делось никто незнает.