Модельная серия "Наш автопром": КИМ-10-51 - не того выбрали

Aug 03, 2010 00:23

10 января 1939 года вышло Постановление №36 Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) "Об организации производства малолитражных автомашин". Оно предусматривало выпуск в 1939 году на заводе им. КИМ не менее 100 автомобилей путём копирования зарубежной модели. Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи приказом Народного Комиссара машиностроения СССР №44 от 15 января 1939 года выделялся с 1 февраля из состава Горьковского автозавода и включался в систему Глававтопрома как самостоятельное предприятие "Московский автомобильный завод имени КИМ".



11 февраля 1939 приказом по НАМИ №124 работы по проектированию малолитражного автомобиля определены как первоочередные. Главным конструктором малолитражного автомобиля назначался А.Н. Островцев, в работе участвовали конструкторы А.К. Котиков, И.Г. Альперович, П.С. Тарасенко, Б.Н. Веденеев и др.



Для разработки конструкции отечественного малолитражного автомобиля в НАМИ поступили зарубежные образцы: ФИАТ 508С, Воксхолл, Остин, Опель Кадет, Форд Префект, Форд Эйфель, Моррис. Ходовые испытания проводились в три смены на участке шоссе Москва - Клин и булыжном участке Пятницко-Берендеевского шоссе.



Шванебах проводит дорожные испытания автомобиля ФИАТ-508С, Седова испытывает автомобили Остин-10, Воксхолл, Моррис; Перепёлкина проводит дорожные испытания автомобилей Опель Кадет, Форд Эйфель; Ульянин испытывает Форд Префект, Форд Эйфель; Я.М. Певзнер исследует устойчивость и управляемость импортных малолитражных автомобилей; Б.А. Глух выполняет испытания подвесок и подбирает амортизаторы для КИМ-10; И.М. Лысов проводит испытания рулевых механизмов иностранных автомобилей; Симановский подготавливает техническое задание на автомобиль КИМ-10 и выполняет расчет его силовой передачи;



Отдел двигателей под руководством И.И. Лыткина проводит испытания двигателей Опель К-38 и Форд Префект, составляет обзор электрооборудования малолитражных автомобилей и производит расчёт двигателя КИМ-10; отдел металловедения проводит исследования деталей малолитражного автомобиля Форд Префект, изучаются детали двигателя, сцепление, задний мост.



Постановлением экономического совета при Совнаркоме СССР от 5 марта 1939 года предписывается для производства малолитражного автомобиля копировать модель Форд Префект-10 с двумя типами двухдверных кузовов: закрытый седан и фаэтон.



13 июня 1939 года за досрочное выполнение проектных работ по малолитражным автомобилям КИМ-10 была премирована большая группа сотрудников: Островцев, Фомин, Шишкин, Тарасенко, Сеславин, Родионов, Кнопф, Костикова, Головин, Раш, Трепененков, Михайлов, Осипян.







В августе 1940 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О малолитражном автомобиле КИМ". В нём отмечалось, что Наркомсредмаш и лично И.А. Лихачев после утверждения типа автомобиля КИМ самовольно внесли в конструкцию машины ряд изменений, как, например: увеличение размеров кузова по высоте и длине, увеличение размеров багажного ящика, раздельное заднее стекло и др. Эти изменения, говорилось в постановлении, ухудшили автомобиль, увеличили его вес и стоимость. В конструкцию КИМ предписывалось внести следующие изменения:
- поднять клиренс машины до 185-190 мм;
- убрать подножки;
- хромированные штабики (молдинги) по бокам машины заменить специальной краской;
- перенести фары с крыльев на боковины капота;
- заднее стекло делать целое;
- снизить общую высоту кузова не менее чем на 100-150 мм;
- кузов изготовить 4-дверным вместо 2-дверного;
- уменьшить задний багажный ящик;
- уменьшить крылья;
- верх кузова (крышу) делать из дермантина.



В конце октября руководство страны снова вернулось к вопросу выпуска малолитражных автомобилей на заводе им. КИМ. Очередное постановление запрещало выпуск автомобилей КИМ с кузовом, представленным на утверждение бывшим Народным комиссаром среднего машиностроения И.А. Лихачевым, как не отвечающим установленому образцу, утверждённому Экономическим советом 5 марта 1939 года. Предписывалось утвердить для производства малолитражный автомобиль, имеющий формы и габариты четырёхдверного кузова автомобиля Опель Кадет, приспособив его на шасси КИМ-10. Новый кузов малолитражного автомобиля предполагалось утвердить 15 января 1941 года. Пока же, для проверки малолитражного автомобиляв экспплуатации, а также в целях использования полученных из США 500 готовых кузвовов, в виде исключения, разрешалось выпустить на заводе им. КИМ 250 седанов и 250 фаэтонов с кузовом КИМ-10.





По материалам книги А.В. Карасева "Хроника автомоторного института 1918-1946"

автоистория, наш автопром, азлк (ким-мзма), hongwell

Previous post Next post
Up