"Око Саурона" над Москвой

Dec 10, 2014 09:04

«Установить на крыше одной из высоток в Москва-сити арт-объект в виде «Ока Саурона» - это плохая идея. По замыслу автора «Властелина Колец», Саурон - символ вселенского зла, - считает известный общественный и религиозный деятель отец Андрей Кураев. - Английский писатель Джон Толкиен - убежденный католик. Его произведения пронизаны христианской символикой. Но пост-советские поклонники вряд ли в курсе этого библейского бэкграунда. Среди ролевиков-толкинистов немало тех, кого в романе Толкиена вдохновляют именно "темные" образы».

На днях стало известно, что накануне российской премьеры последнего фильма из кинотрилогии «Хоббит», снятой по повести Джона Р. Р. Толкина, на 21-м этаже одной из башен комплекса «Москва-Сити» собираются установить пневмосферу с видеопроекцией «Ока Саурона». Она будет там находиться с 6 вечера 11 декабря до 3 ночи 12-го. Таким оригинальным способом авторы арт-акции решили отдать дань уважения создателям великой киносаги про сказочную страну Средиземье.



Первым эту идею раскритиковал председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин. Он сказал, что инсталляция может обернуться негативными последствиями для столицы.

«В любом случае это демонический символ. Такой символ торжествующего зла возносится над городом, становится чуть ли не самым высоким объектом. Хорошо это или плохо? Я боюсь, что скорее плохо. Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдёт», -- сказал Чаплин и посетовал, что никто из организаторов акции не посоветовался ни с горожанами, ни с «культурными авторитетами».

«МК» решил выяснить у других православных экспертов, чем простая пиар-акция, пусть и в такой оригинальной форме, может навредить городу?

- Безусловно «Око Саурона» - это всего лишь арт-объект и не более того, никакой магической силы он не имеет. Попытки Чаплина запугать москвичей магическими сглазами выглядят цинично (поскольку сам автор этого страхования ни на грош в него не верит).
Но в одном из человеческих миров, в мире "Властелина колец" это все же символ диктатуры зла. Причем если остальные культурные символы достаточно конвенциональны, то есть смысл им придается контекстом и тем или иным согласием или разногласием людей относительно их, то Око Саурона имет одного творца и, соответственно, эксклюзивного адекватного толкователя. Это Толкиен. И его мнение об этом глазище весьма негативно.
Какой бы то ни было символ зла возносить над городом я бы не советовал, тут я с отцом Всеволодом согласен.
Мало кто знает, что Толкин специально переписал всю книгу, чтобы сауроновское кольцо всевластья (а вместе с ним и Око Саурона) было уничтожено 25 марта, в день Благовещенья, который к тому же совпадал в древней Англии с Пасхой. Еще одна христианская аллюзия: эти артефакты зла не смог осилить даже его любимый герой Фродо. Фродо пал под тяжестью "прелести" кольца. Победил не он, а Промысл Создателя-Илуватара (который реализовался через финальное столкновение двух безумств: Фродо и Горлума). Очень жаль, что организаторы акции решили отметить кинопремьеру, прославляя символ темного начала, а не светлого.

Тем более некстати это для разговора о сказке про хоббитов. В этой простой детской сказке нет ни Саурона, ни Сарумана. И даже кольцо всевластья мало чем отличается от обычной сказочной "шапки-невидимки". Вряд ли сам Толкиен одобрил, чтобы символом и рекламой этой его сказки стало бы Око Саурона.
Но как политический символ Око Саурона над Москвой дало бы очень богатую пищу для размышлений и аналогий.

***
Об этом я сказал в телефонном интервью "МК". Опубликованный текст мало похож на сказанное, так что при републикации пришлось править.

Впрочем, позже руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников на полном серьезе заявил, что в случае размещения арт-объекта «Око Саурона» над одной из башен «Москва-Сити» без согласования с мэрией оно будет демонтировано. Оказывается, что организаторы проекта пока не присылали документы на согласование.
«Без моего разрешения эту конструкцию размещать нельзя. Если объект будет размещен, и мы убедимся, что это реклама, он будет демонтирован. У нас есть возможности на сегодняшний день проводить самые серьезные работы по демонтажу, это мы уже показали. Мы демонтировали более 200 крышных рекламных конструкций в городе. У нас есть для этого свой ресурс - ГКУ «Горинфор», ‑ сказал Владимир Черников.
Отлично, тогда пойдем логическим путем. Получается, что СМИ купились на фейк ‑ то есть никто и ничего устанавливать НЕ планировал, но о кинопремьере невольно (охотно) сообщили. То есть в мэрию не заносили, с собственником IQ-квартала не договаривались, но залы кинотеатров заполнят? Еще раз молодцы!
По самым скромным подсчетам прямая рекламная кампания стоила миллион долларов, «Око Саурона», думаю тысяч 100, а тут ‑ просто нашли журналиста, который за 200 баксов, сочинил страшную историю!
Отличный пример для подражания!

http://strelchik.livejournal.com/214631.html

***

Клиническим "патриотам" в сотый раз приходится пояснять: Мордор, Саурон и Саруман в книге Толкиена не имеют никакого отношения к России.

Мордор на толкиеновской карте действительно находится на востоке. Как Германия находится на восток от Англии. У Англии вообще никогда не было врагов, атаковавших ее с Запада, с океана. Потому для английского писателя более чем естественно помещать своих врагов на востоке.

Значительная часть “Властелина колец” написана в годы Второй Мировой Войны. Главы из своей новой книги Толкиен посылает на фронт своему сыну. И сын его носит не немецкую форму, а английскую - а, значит, воюет он на стороне России и против Германии. Хотя бы поэтому “Мордор” не может быть символом России!

Люди Запада всегда помнят, что Саруман был когда-то с ними. И даже при их последней встрече отношение к нему неоднозначно: “Тут не менее десятка рук схватили злодея, вырвали нож и бросили на землю. Сэм выхватил меч. “Стой, Сэм, - остановил его Фродо. - Не убивай его даже теперь. Он ничего мне не сделал. Я не хочу, чтобы он погибал в таком ужасном состоянии духа, как сейчас. Когда-то он был по-настоящему велик. Тогда ничья рука не поднялась бы на него. Теперь он пал, и мы не в силах помочь ему. Но, может быть, он сам сможет найти путь к свету. Я прошу пощадить его".

Саруман стал предателем. Но с точки зрения англичан СССР если кого и предавал, так это Гитлера, в дружбе с которым он был в 1939-1940, в самые тяжелые для Англии военные годы.
Город, где живет Саруман - Изенгард - находится в самом центре Средиземья, а не на его востоке (где и в самом деле располагается Мордор).

В принципе Толкиен возражает против прямолинейно-политического прочитывания своей сказки. Политизацию своей сказки Толкиен характеризует как «чушь», которую нельзя «выплескивать в мою книгу». Так, шведский переводчик «Властелина колец» предположил, что Саурон «по всей видимости» - это Сталин.
Реакция Толкиена: «Никаких «по всей видимости» тут быть не может. Я категорически отказываюсь признавать подобные «прочтения», они меня просто бесят. Сама ситуация была задумана задолго до русской революции. Подобные аллегории моему образу мыслей абсолютно чужды. То, что Мордор находится на востоке, объясняеятся просто-напросто требованиями географии и сюжета внутри моей «мифологии». Изначально оплот Зла находился (вполне традиционно) на Севере ; но, поскольку он был разрушен и, более того, поглощен морем, потребовалось возвести новую крепость, подальше от валар, эльфов и морской державы Нуменор».

В предисловии к американскому изданию “Властелина Колец” (1955) Толкиен пишет, что будь война за Кольцо аллегорическим изображением Второй Мировой Войны (что, подчеркивает он, - не так), то “Кольцо непременно было бы присвоено и затем использовано против Саурона; Саурон не обратился бы в ничто, но был бы порабощен. Саруман, оставшись без Кольца, благодаря общей неразберихе и предательствам отыскал бы в Мордоре недостающие звенья к своим изысканиям и спустя небольшое время сам сделал бы Великое Кольцо, с с помощью которого бросил бы вызов новому самодержавному властителю Средиземья”.

***

11 деабря. Интервью Мосмонитору:
http://mosmonitor.ru/articles/society/oko_saurona_ne_dolzhno_vozvyishatsya_nad_gorodom_epohi_lyudey

- Почему РПЦ решило бороться с вымышленным злом - "Глазом Саурона", а главное - почему вполне светские чиновники тоже всерьез отнеслись к этой игровой инсталляции? Неужели Москва в сознании самих городских властей так похожа на Мордор, что на эту тему и пошутить нельзя?

- Во-первых, на эту тему есть замечательная старая шутка:

В кабинете у Сталина идет жесткая дискуссия. Жуков выходит из кабинета и в сердцах бросает: «Черт усатый!». Берия тут же возвращается и докладывает, что произошло.

- Вызовите ко мне товарища Жукова, - ответил Сталин.

- Товарищ Жуков, вы говорили слова «черт усатый»?

- Так точно.

- А про кого вы говорили?

- Про Гитлера, конечно.

- А вы, товарищ Берия, кого имели ввиду?

Также и здесь: кто себя с Мордором отождествляет, это такой интересный феномен самоузнаваемости.

Во-вторых, главный вопрос не в том, что РПЦ обиделась, а почему такой странный человек находится на этом месте. Почему именно Чаплин до сих пор является Главным пиарщиком церкви. Даже люди в ближайшем окружении патриарха, слыша такой вопрос, лишь разводят руками: «Не понимаем».

Ну а лично я считаю, что, никто ничего устанавливать и не собирался, а потому никто ничего не запрещал. Московская мэрия не могла запрещать, потому что к ней никто не обращался за разрешением. А если за разрешением не обращались, значит, акция состояла не в установке «Ока Саурона», а в простой рекламе, причем не фильма, а самих организаторов, рассказавших о своей дважды фантастической акции. И именно это получилось у них гениально. Не потратив ни копейки, они получили сумасшедшую рекламу. Полагаю, что у них даже нет оборудования, с помощью которого можно было бы создать обсуждаемую картинку. Но они получили совершенно потрясающий медийный эффект и замечательно сами себя попиарили.

А если бы их замысел воплотился в жизнь, то я бы выступил, скорее всего, против. Во-первых, существуют символы, никому не принадлежащие. И у каждого человека есть право их по-своему истолковывать. Скажем, звезда, дракон, молния и т.д. А есть очень авторские символы. Вот «Око Саурона» очень авторский артефакт. Собственно говоря, только один человек имел право всерьез объяснять, что это такое. Это Толкиен.

И вот я пробую посмотреть на эту акцию его глазами. И прежде всего, вижу, что к Хоббиту «Око Саурона» не имеет ни малейшего отношения. Ни Саурона, ни его ока в этой сказке просто нет.

Далее, в том мире, который придумал Толкиен, у «Ока Саурона» определенная функция. И это действительно символ зла, демонического, надчеловеческого зла, истоки которого описаны еще в «Сильмариллионе». Я не думаю, что Толкиен хотел бы, чтобы его детская сказка про Хоббита так бы искривилась. Тем более, я убежден, он, как христианин, не хотел бы, что этот пусть и литературный образ зла, возвышался над любым городом «эпохи людей», в том числе и над Москвой.

В конце концов, в русской литературе есть масса негативных персонажей. Но отчего то над нами не возносят памятники Свидригайлову или Иудушке Головлеву... Каким бы ни был символ зла, он не должен возвышаться над огромным и сложным городом, в котором, конечно, есть свои Иудушки. Но есть и Алешки Карамазовы.

И, наконец, о политике. Современный мир вошел в клинч информационной войны. Идет возгонка не только российско-украинских, но и прочих взаимных обвинений и взаимной демонизации. Виктор Аксючиц сказал о своей диссидентской борьбе: «Мы целили в коммунизм, а попали в Россию». И независимо от отношения к нынешнему президенту и его политике, я боюсь, что от конфронтации пострадают обычные люди. Санкции действуют на всех, независимо от того за кого ты голосовал. И я не хочу, чтобы о моей стране ходили слухи как об империи зла. И чтобы ее еще называли бы Мордором.
Previous post Next post
Up