В 2007 году, когда тревел-стартапов было мало (будем честны, в 2007 их не было вообще) одна небольшая супербрутальная строительная компания решила вложититься в интернет и запустить свой проект.
Тогда я работал в компании
Центр Веб-решений и занимался проектированием сайтов и интернет-маркетингом. Ко мне обратился мой товарищ,
Дмитрий Степанов, с которым мы раньше работали вместе и предложил встретиться по поводу нового проекта.
Он был техническим директором проекта, но без техзадания он работать не мог. А учредители объяснить что же они хотят не могли. Пообщавшись с одним из них я понял, что они хотят делать торговую площадку, аналогичную
Alibaba.com. Сегодня это крупнейшая компания в мире, а тогда о ней знали только в Китае. Я изучил образец, пожелания и за три недели, работая по вечерам, сделал прототип из 15 страниц.
Проект назвали Waytrade.net. Я порекомендовал в качестве дизайнера
Андрея Александренко и проект ушел в разработку. Я же продолжил свою работу в Центре Веб-решений.
Сейчас залез в документы по этому проекту и в папке "входящая информация" обнаружил такую фразу: "Одно из требований к порталу Это его растягеваемость" (вся орфография и стилистика сохранены).
Вот такой получился дизайн главной:
Через месяц мне позвонил один из учредителей и предложил встретиться. Оказывается, по торговой площадке работы остановились и появилась новая идея - сделать туристический портал. Он звал на работу, на полный день. Вот так все сразу взять и бросить я не мог, поэтому предложил какое-то время работать на полдня пока не найду себе замену.
Володя Бузовский, директор Центра Веб-решений, конечно расстроился, но делать было нечего - по работе я все успевал и работал по шесть часов на ЦВР. И шесть часов оставалось на новую компанию.
Надо заметить, что стартаперский офис находился в такой заднице, что до ближайшей нормальной остановки общественного транспорта надо было идти 15-20 минут. Половина из этого времени - по грязи и стройке. А само помещение было в полуподвале новостройки. Там попахивало сыростью, сидели мы в комнате без окон и почти без вентиляции. Зато зарплата была почти в два раза больше, чем на прежнем месте. С работы я уходил часов 10-11 вечера. Потому что именно в это время один из учредителей всех развозил по домам на машине.
Спустя три месяца я нашел себе замену в Центре веб-решений - это был
Илья Рудомилов и вышел на полный день в наш стартап-коллектив.
Отдельно хочется остановиться на компании, которая финансировала этот стартап. Это были три партнера, которые занимались небольшим строительным бизнесом. Им всем было слегка за 40. Развивать строительный бизнес они не хотели, деньги были в избытке (вспомним, это был сытый предкризисный 2007-й) и они решились вложиться в инернет-проект. В то лето пышным цветом расцвели первые российские соцсети, акции интернет-гигантов росли. Вобщем, конъюнктура рынка для стартапа была что надо. Кстати, тогда слова "стартап" в русском языке не было и мы себя гордо именовали порталом.
Никто из этой троицы совершенно не разбирался нюансах ведения бизнеса в интернете. Среди их знакомых был некто Александр Рощин. Он понемногу занимался сайтами и какими-то IT-проектами и привел к нашей славной троице
Руслана Придевуса. Личность с темным нефтяным прошлым, но смелым, разговорчивым, гаджетоманом, для которого интернет был не пустым звуком. У Руслана тоже были какие-то свои сбережения и он вошел в долю. Из проекта очень быстро исчез Рощин. Остались трое строителей, которые не лезли в наши дела и Придевус, который нами управлял, выдавал нам зарплату и развозил нас на машине по домам в 11 вечера. Все четверо имели свои доли в проекте.
Основатели были первой ошибкой стартапа. Точнее их ожидания от скорости возврата вложений.
Продолжение следует.