Как мы запускали тревел-стартап и что из этого получилось. Часть 2-я

Dec 01, 2014 11:32

Предыстория тут: http://diagrun.livejournal.com/479758.html

Идея проекта была такой: соединить на сайте туроператоров, гостиницы и конечных туристов. Начать подключение хотели с гостиниц на Байкале, постепенно выходя на другие регионы. Руслан Придевус был главным переговорщиком (а потом кинул половину на бабки), помогал ему Ваня Ворошилов.

В процессе обсуждения поняли, что нужна фишка, которая может привлечь гостиницы подключаться к нам. У нас не было аудитории и у нас не было клиентов, которые бы несли деньги за бронирование или тур. Да и вообще тогда, в 2008 букинг только-только приходил в Россию и немногие были готовы им пользоваться. На выбор в качестве завлекалки, у нас было несколько вариантов:
- 3Д-панорамы (виртуальная экскурсия по гостинице)
- автоматизация отеля, через которую мы могли бы получать данные о его загрузке

Мы протестировали оба варианта: отправили наших сейлов (их было 2 или 3) в поля. Да, кстати, я не говорил, что мы наняли сейлов? Так вот, наняли. В полях выяснилось, что график своей загрузки гостиницы ведут в клетчатых тетрадках и ни к какой автоматизации небольшие гостиницы не готовы, а у больших уже всё автоматизировано и данные нам дадут, но с большой неохотой. А может и не дадут вовсе.

Так же мы пообщались в туроператором по Байкалу (это был Анатолий Казакевич), но он не выразил готовность нам платить за те идеи, которые мы ему предложили.

Отсутствие нужного продукта - это была вторая ошибка стартапа.

Оставался один вариант - через панорамы. Надо заменить, что тогда никакого софта по панорамам, как сейчас есть, мы не нашли и пришлось писать свой. Делалось все так: сейл продавал услугу гостинице и та в нагрузку получала прописку на нашем тревел-портале, затем туда выезжал фотограф и все фотографировал на обычный зеркальный фотоаппарат. Затем все панорамы сшивались в каком-то очень ручном софте. На каждую панораму уходило по полдня, не меньше - никакой автоматизации. Затем всё это помещалось во флеш-контейнер с навигацией, в нем рисовались схема гостиницы и ее территория и поэтажные планы. Затем все записывалось на диск (!!) и отдавалось клиенту. Вот так наш тревел-стартап зарабатывал деньги.

Технически директор вместо программирования основного сервиса занимался склейкой панорам и созданием 3Д-туров. Это была третья ошибка.

Тема шла и довольно скоро мы подключили представителя в Новосибирске. Это был знакомый одного из отцов-основателей. Вот команда стартапа:



Наш технический директор писал и допиливал флеш-контейнер для панорам и внедрял в него то, что наснимал фотограф. Мы наняли двух программистов, чтобы они программировали сам портал. Я занимался разработкой прототипов, админки и всей идеи портала.

Через три месяца адского прототипирования мы решили его закончить. Получилось около 120 прототипов разных страниц, включая личные кабинеты пользователей, гостиниц и всего-всего. Вот три страницы того, что получилось:

Главная:



Внутренняя:



А вот пример одной страницы личного кабинета:



И приступили к дизайну. Тут подключился Дмитрий fuzzze Ложкин. Это был мой первый проект, где я был менеджером проекта по дизайну, поэтому... бедный Ложкин. Мне кажется, что я выел ему весь мозг. А еще к поеданию мозга иногда подключался Руслан. По вечерам мы рассуждали, что на сайте должен появиться герой (тогда это было модно). И Ложкин нарисовал мумию-путешественника. Вот она (фото c lozhkin.net):



Тем временем шло время, а ни названия, ни домена у проекта не было. Рабочее название было BigRest.net, но оно никому не нравилось. Все нормальные домены были заняты, мы даже пытались купить tur.ru. Но цена в 3 миллиона рублей нас остудила. И теперь вечерние мозговые штурмы с пивом и чипсами были о названии. Тогда была мода на длинные названия доменов. В итоге мы выбрали EdemDaleko.ru. Но название не особо нравилось Руслану. И он пытался договориться на RuTur.ru. Но он тоже был уже кем-то занят.

Название - это была четвертая ошибка стартапа.

К проекту подключили контентщиков. Это были какие-то люди, географы, которые должны были помочь нам правильно структурировать описание мест для путешествий. Были так же технические контентщики, которые писали тексты и известная журналистка и телеведущая, Олеся Васильченко, которая руководила всем процессом написания. Поделили информацию мы неверно - мы делили их натурально по административным границам, как-будто люди ездять отдыхать в какой-то регион. Вы ездите отдыхать в Иркутскую область? Нет - вы едете на Байкал. Вы едете отдыхать в Кабардино-Балкарию? Нет - вы едете фрирайдить на Эльбрус.

Вобщем, это было пятой ошибкой.

В определенный момент мы очень сильно акцентировались на несущественной функциональности. Я доказывал Руслану, что сложные фишки, которые сложны в программировании и маловостребованные не нужны, а он настаивал. В итоге около месяца мы потеряли на этом.

Это было нашей шестой ошибкой.

Дизайн мы закончили и приступили к верстке. Вот что получилось у Ложкина:





Нашли верстальщика, Антона Фатхудинова, который две недели каждый день приходил и в итоге замутил нам отличную валидную верстку.

Запуск проекта постоянно откладывался. Сейлы от продаж панорам не приносили достаточно денег на покрытие расходов, а у брутальных отцов-основателей деньги подходили к концу. Мы все чаще слышали, как они напряженно, а иногда и на повышенных тонах разговаривали с Русланом. Шло предкризисное лето 2008 года. Зарплату задерживали.

Чтобы поправить положение направление по панорамам выделили в отдельный проект. По его названию тоже очень долго спорили, в итоге назывался он Симбионт. Симбионт должен был стать головной компанией, но по первости он должен был зарабатывать на панорамах для гостиниц, тем самым принося деньги в основной тревел-стартап.

Разделение проекта стало началом конца. Технический директор занимался панорамами, а программисты в его подчинении (Иван Свеженцев и Семен Павленов) кодили код.

В месяц проект потреблял около 200 тысяч, а зарабатывал в лучшем случае. 30-80 тысяч. У накопилась большая задолженность перед сотрудниками и внешними исполнителями. Нужно было заниматься оздоровлением, считать бизнес-план и проводить инвестиционный раунд, проводить переговоры с новыми инвесторами. Но никто этого не понимал и не умел делать. У нефтяного Руслана не было такого опыта, а у строителей уже не было желания заниматься проектом, они просто хотели зафиксировать убытки. Финансовая безграмотность и непонимание принципов инвестирования стало седьмой ошибкой.

Для оздоровления духа коллектива в сентябре мы переехали в отдельный от основателей офис. Он был в более людном месте, добраться до которого было проще. Но денег все равно не было. Во второй половине сентября я определился, что если через неделю мне не выплачивают деньги, то я ухожу. Взяв с Руслана Придевуса расписку я ждал денег. Так и не дождался, правда. Расписка не погашена до сих пор.

Эта история про плохое управление, про несвоевременность продукта и про отсутствие четких целей.

интернет

Previous post Next post
Up