Особенность данного разговора, в отличие от разговора с, например, А.В. Болдыревым, в том, что Ваш собеседник, Михаил Петрович, имеет совершенно другой фон знаний, жизненного опыта и мотивации, чем у Ваших коллег
( Read more... )
Причём разное настолько, что я совершенно не согласен с Вашей фразой «Общеизвестным свойством формальной логики является её принудительная сила». Но и в другую крайность впадать не стоит. Коли человек придумал и научился в своей практике пользоваться логиками, то не стоит категорично утверждать, что человек - совершенно НЕ логическое существо. Теория относительности не опровергает наличие систем координат, она опровергает их абсолютность. Но в рамках данной системы координат (или логической системы) действует принудительная сила этой системы. И здесь можно говорить о диалектической логике как о своеобразной "теории отностельности" формальных логик.
имеет ли теория силу социального воздействия?chumakinJanuary 11 2009, 16:17:30 UTC
Евгений речь идёт о том, чтобы различить текст в книге и людей, которые говорят, что они поняли этот самый текст. Так вот: действуют всё же люди, хотя в целях запудривания мозгов (скрытия истинного деятеля) используют оборот речи типа: сила (логика) теории. Я хочу свои теории использовать по жизни, и поэтому считаю очень важным различать текст, его значение, реакцию человека и пр.
Да, Вы подняли важные вопросы и их следует обсудить.
1. Согласен насчет совершенно другого фона знаний, жизненного опыта и мотивации. Только в этом предложении Вы указали и на общие для обоих вещи: те же категории - 'фон знаний', 'жизненный опыт', 'мотивация'. Всё ли перечислили применительно к вступившим в речевую коммуникацию собеседникам? Г.В. Гриненко выделила следующие параметры речевой коммуникации: Структура интерсубъектной коммуникации
заложники представления о научном подходеchumakinJanuary 12 2009, 00:19:07 UTC
Итак имеем ФОРМУЛУ коммуникативного акта. то есть научнее подхода к актам общения быть уже не может: нам же ведь предъявили "формулу", не тяп себе ляп!
забавно, что цель у коммуникатора -- одна-единственная. и что любой текст можно разбить на элементарные высказывания одним-единственным способом.
Попробуем?
Или мы уже попробовали? Типа М. Грачёв сказал фразу, я возразил очень резко, и понеслась!
Сколько вариантов разбивки слов о силе логики на составляющие мы теперь имеем?
Кстати, я правильно понимаю, что сама формула --- эта самая верхняя строчка на скриншоте?
Моя позиция по формулам: важно её значение, которое вырабатывается в ходе -- хм -- обстоятельного общения по поводу применения этой самой формулы по жизни.
Хотя, оно, конечно, научные рамки нужны. Но к ним ещё надо историю общения по их поводу. "Сами по себе" никакие рамки силы не имеют.
Конечно - если говорить о человеке, так сказать, естественном, природном. Любой естественный человек (например, маленький ребенок или дикарь) - существо не логическое, а аффективное.
Но из этого совершенно не следует, что ни у формальной, ни у какой другой логики или грамматики нет принудительной силыТут надо просто понимать, что такое принудительность культурных и социальных феноменов (и в том числе, таких культурных феноменов, как логика и грамматика
( ... )
различение общества и текстаchumakinJanuary 11 2009, 16:23:22 UTC
Роман сказал: "Тут надо просто понимать, что такое принудительность культурных и социальных феноменов " Роман, мне кажется, что я именно это и имел в виду. А Михаил Петрович -- упустил из виду.
Роман так же сказал: "Но из этого совершенно не с л е д у е т, что..." Роман, вот о том, как мы выводим следствие из причин, Вы, возможно, немного знаете...
2. "А вот связи между идеями и понятиями, заключенных в этих текстах у нас с Вами совершенно разные. Это потому что жизнь по-разному сложилась. Таким образом, ссылаясь на одни и те же тексты, мы, всё ж таки, имеем в виду разное".
Вот отсюда и растет проблема межсубъектного 'понимания'. В диалектической логике описываются средства расшивки узкого места непонимания, обусловленного разными 'связями между идеями и понятиями' - это использование в качестве строительных лесов истинностного вывода 'неистинностных форм мысли' вопросов, оценок, императивов и связанных с ними истинностных высказываний - суждений, умозаключений, теорий и гипотез.
Кстати, а почему не упоминаются топы? Ведь их в таких ситуациях еще Аристотель советовал применять ("Топика"). Не говоря уже о том, что в ММК все это было развито до пространственной организации мышления как базового принципа (плюс использование таких средст, как рамки и т.п.).
У меня речь не о том, что вношу какие-то новые средства в генерацию продуктивного диалога - провожу лишь логическую ревизию наличного аппарата. Да, действительно есть топы. Топы представляют собой инструкции (или общие приемы мышления) Аристотеля к правильному ведению диалога в вопросно-ответной форме при исследовании какого-либо предмета рассуждения. Всего около 300 топов. Да, это вспомогательные средства аргументации
( ... )
есть предложение остановиться и подуматьchumakinJanuary 12 2009, 00:41:38 UTC
Первая фраза М.П. Грачёва и моё возражение на неё вызвали шквал отзывов и комментариев. Есть предложение остановиться и оценить: кто что сказал и почему? Типа против чего возразил М. Чумакин, как его поправляли и уточняли и что из этого вышло на данный момент?
Comments 46
Но и в другую крайность впадать не стоит. Коли человек придумал и научился в своей практике пользоваться логиками, то не стоит категорично утверждать, что человек - совершенно НЕ логическое существо. Теория относительности не опровергает наличие систем координат, она опровергает их абсолютность. Но в рамках данной системы координат (или логической системы) действует принудительная сила этой системы. И здесь можно говорить о диалектической логике как о своеобразной "теории отностельности" формальных логик.
Reply
Так вот: действуют всё же люди, хотя в целях запудривания мозгов (скрытия истинного деятеля) используют оборот речи типа: сила (логика) теории.
Я хочу свои теории использовать по жизни, и поэтому считаю очень важным различать текст, его значение, реакцию человека и пр.
Reply
1. Согласен насчет совершенно другого фона знаний, жизненного опыта и мотивации. Только в этом предложении Вы указали и на общие для обоих вещи: те же категории - 'фон знаний', 'жизненный опыт', 'мотивация'. Всё ли перечислили применительно к вступившим в речевую коммуникацию собеседникам? Г.В. Гриненко выделила следующие параметры речевой коммуникации:
Структура интерсубъектной коммуникации
( ... )
Reply
Вот тогда и обсудим.
Reply
Reply
то есть научнее подхода к актам общения быть уже не может: нам же ведь предъявили "формулу", не тяп себе ляп!
забавно, что цель у коммуникатора -- одна-единственная.
и что любой текст можно разбить на элементарные высказывания одним-единственным способом.
Попробуем?
Или мы уже попробовали?
Типа М. Грачёв сказал фразу, я возразил очень резко, и понеслась!
Сколько вариантов разбивки слов о силе логики на составляющие мы теперь имеем?
Кстати, я правильно понимаю, что сама формула --- эта самая верхняя строчка на скриншоте?
Моя позиция по формулам: важно её значение, которое вырабатывается в ходе -- хм -- обстоятельного общения по поводу применения этой самой формулы по жизни.
Хотя, оно, конечно, научные рамки нужны.
Но к ним ещё надо историю общения по их поводу.
"Сами по себе" никакие рамки силы не имеют.
Reply
Конечно - если говорить о человеке, так сказать, естественном, природном.
Любой естественный человек (например, маленький ребенок или дикарь) - существо не логическое, а аффективное.
Но из этого совершенно не следует, что ни у формальной, ни у какой другой логики или грамматики нет принудительной силыТут надо просто понимать, что такое принудительность культурных и социальных феноменов (и в том числе, таких культурных феноменов, как логика и грамматика ( ... )
Reply
Роман сказал: "Тут надо просто понимать, что такое принудительность культурных и социальных феноменов " Роман, мне кажется, что я именно это и имел в виду.
А Михаил Петрович -- упустил из виду.
Роман так же сказал: "Но из этого совершенно не с л е д у е т, что..."
Роман, вот о том, как мы выводим следствие из причин, Вы, возможно, немного знаете...
Reply
Вот отсюда и растет проблема межсубъектного 'понимания'. В диалектической логике описываются средства расшивки узкого места непонимания, обусловленного разными 'связями между идеями и понятиями' - это использование в качестве строительных лесов истинностного вывода 'неистинностных форм мысли' вопросов, оценок, императивов и связанных с ними истинностных высказываний - суждений, умозаключений, теорий и гипотез.
Reply
Ведь их в таких ситуациях еще Аристотель советовал применять ("Топика").
Не говоря уже о том, что в ММК все это было развито до пространственной организации мышления как базового принципа (плюс использование таких средст, как рамки и т.п.).
Reply
У меня речь не о том, что вношу какие-то новые средства в генерацию продуктивного диалога - провожу лишь логическую ревизию наличного аппарата. Да, действительно есть топы. Топы представляют собой инструкции (или общие приемы мышления) Аристотеля к правильному ведению диалога в вопросно-ответной форме при исследовании какого-либо предмета рассуждения. Всего около 300 топов. Да, это вспомогательные средства аргументации ( ... )
Reply
Reply
Есть предложение остановиться и оценить: кто что сказал и почему?
Типа против чего возразил М. Чумакин, как его поправляли и уточняли и что из этого вышло на данный момент?
Reply
Reply
Leave a comment