Суть статьи схвачена верно. Разумеется, исследования по диалектической логики не должны прекращаться. Вопрос, на каком направлении сейчас следует сосредоточить внимание. И в чём критики 'нынешних вариантов диалектической логики' правы. Где слабое звено диалектической логики?
Ограничение возможностей формальной логикиmp_gratchevDecember 16 2008, 08:23:23 UTC
> Если формальная «общая» логика рассматривает схемы, связанные с переносом содержания посылок в содержание вывода, т. е. носит по существу аналитический характер, то трансцендентальная логика, по Канту, занимается синтетическими процессами получения нового мысленного содержания посредством применения априорных форм рассудка к заданному чувственностью материалу.
"связанные с переносом содержания посылок в содержание вывода" - Ничего подобного. Содержание не переносится, а лишь устанавливается связь между содержаниями. Содержание посылок остается в самих посылках, а содержание вывода - это уже совсем другое, свое собственное содержание. Что же тогда передается, если не содержание? Передается истинностное значение. Между посылками и заключением устанавливают формально-логическая связь, которая с помощью правил оперирования высказываниями обеспечивает передачу истинностного значения от посылок к заключению
( ... )
Швырев В.С. о диалектической логике в 1962 годуmp_gratchevNovember 8 2010, 14:28:55 UTC
- «процесс движения познания, возникновения новых форм и категорий мысли становится предметом логики только тогда, когда он рассматривается как процесс исторического развития человеческого познания, "субъектом" которого является не отдельный индивид, а человечество в целом. Но так понимаемый предмет логики есть уже не предмет не формальной, а диалектической логики, которая как раз и есть не что иное, как учение о познании (теория познания)», (Таванец П.В., Швырев В.С. Некоторые проблемы логики научного познания// Вопросы философии, 1962, N 10, С. 10-21).
1. Верно, имеем статус теории познания (диалектическая теория познания). Только собственно логика как исследование связей мыслей (высказываний, понятий, умозаключений) в рассуждении здесь несколько в стороне
( ... )
Comments 11
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
> Если формальная «общая» логика рассматривает схемы, связанные с переносом содержания посылок в содержание вывода, т. е. носит по существу аналитический характер, то трансцендентальная логика, по Канту, занимается синтетическими процессами получения нового мысленного содержания посредством применения априорных форм рассудка к заданному чувственностью материалу.
"связанные с переносом содержания посылок в содержание вывода" - Ничего подобного. Содержание не переносится, а лишь устанавливается связь между содержаниями. Содержание посылок остается в самих посылках, а содержание вывода - это уже совсем другое, свое собственное содержание. Что же тогда передается, если не содержание? Передается истинностное значение. Между посылками и заключением устанавливают формально-логическая связь, которая с помощью правил оперирования высказываниями обеспечивает передачу истинностного значения от посылок к заключению ( ... )
Reply
Reply
- «процесс движения познания, возникновения новых форм и категорий мысли становится предметом логики только тогда, когда он рассматривается как процесс исторического развития человеческого познания, "субъектом" которого является не отдельный индивид, а человечество в целом. Но так понимаемый предмет логики есть уже не предмет не формальной, а диалектической логики, которая как раз и есть не что иное, как учение о познании (теория познания)», (Таванец П.В., Швырев В.С. Некоторые проблемы логики научного познания// Вопросы философии, 1962, N 10, С. 10-21).
1. Верно, имеем статус теории познания (диалектическая теория познания). Только собственно логика как исследование связей мыслей (высказываний, понятий, умозаключений) в рассуждении здесь несколько в стороне ( ... )
Reply
Leave a comment