Комментарий к посту ereignis (1)

Aug 13, 2016 21:50

В ответе на мой комментарий ЖЖ юзер ereignis подробно описал свое понимание Евхаристии в отдельном посте, из которого следует чисто протестантское понимание вопроса: http://ereignis.livejournal.com/34949.html

[Spoiler (click to open)]Поскольку автор фактически отрицает авторитет отцов и решения соборов по вопросу о Евхаристии, то остается только еще раз сопоставить расхождения протестантизма и православия и привести свидетельства в пользу того, что учение о Пресуществлении даров всегда было присуще православию, а не вдруг появилось во ΙΙ-м тысячелетии.
Далее я кратко формулирую утверждения автора или даю цитату как позицию протестантизма.

Протестантизм: Приобщение крестной жертве и усвоение плодов искупления происходит не в Евхаристии, а вполне уже в Крещении, в котором человек соединяется с Христом и входит в Церковь как в таинственное тело Христово. Евхаристия не является таинством соединения со Христом, а только свидетельством о уже имеющимся единении, ранее полученного в Крещении.

Православие: Таинства это особое священнодействие, которое видимым образом действительно подает невидимую благодать, а не просто некий знак обетованной благодати как в протестантизме: "Таинства слагаются из естественного и сверхъестественного, и не суть только знаки обетований Божиих. Мы признаем их орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным." (Послание восточных патриархов)

Крещение необходимо как дверь в Церковь и другим таинствам, но самого по себе оно недостаточно для полного усвоения Искупления и для полного единения с Главой Тела и другими членами Церкви. Ведь хотя сказано, что "все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" 1Кор. 12:13, но также сказано, что "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба." 1Кор. 10:16-17

И сам Христос также говорит о необходимости того и другого.
О Крещении: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." Ин. 3:5-6.
О Евхаристии: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни." Ин.6:53

Если крещение было совершено православно, то после него именно через Евхаристию определяются границы Церкви, ведь Крещение совершается однажды, а раскреститься или снять полученную печать крещения невозможно, но из-за грехов или ересей отпадают от Тела и снова нужно дойти до Евхаристии, чтобы вновь стать единым с Главой Тела.

Протестанты свели Евхаристию до уровня агап, и неудивительно, что Евхаристии став обычным тленным хлебом уступила свое первенство Крещению. Кроме того, раз таинство является священнодействием, то разрушив Евхаристию протестантам стало ненужно и священство, ведь где иерей или жрец, там приносится и Жертва, следовательно в протестантизме нет таинств в православном понимании.

Насколько помню, по моим общениям с баптистами и пятидесятниками, для Крещения у них требуется покаяние, возрождение свыше и только после появления признаков возрождения они допускаются собственно к Крещению, которое погружение и заключение договора с Богом. В православии же само священнодействие Таинства Крещения омывает от грехов и возрождает в новую тварь и совершается только священниками.

- - -

Протестантизм: Евхаристия это благодарственное воспоминание и торжественное возвещение общиной христиан об искуплении и спасении совершенных Христом. Хлеб и вино являются только знаками Плоти и Крови распятых на Кресте. Евхаристический хлеб и Церковь духовно являются Телом Христа в силу реально переживаемого, невидимого присутствия Христа в общине верующих.

Православие: Евхаристия была установлена во время ветхозаветной пасхи, давайте вспомним как был установлен сей праздник, что тогда евреям была Богом заповедано совершать память об избавлении от фараона и египеского рабства, от погубления ангела смерти, который обошел дома с помазанным кровью косяками:

"3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. 14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его." Исх.12

И далее:
"43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; 44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее; 45 поселенец и наемник не должен есть ее. 46 В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте. 47 Все общество Израиля должно совершать ее. 48 Если же поселится у тебя пришелец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; 49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами."

Смотрите вот Вам такое же воспоминание, и все эти стихи являются пророчеством о Христе: "Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний", "В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте. 47 Все общество Израиля должно совершать ее. 48 Если же поселится у тебя пришелец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее"

Заметьте, что агнца надо было _съедать_ ничего не оставляя, не выносить вон из дома и костей не сокрушать, иноплеменных без обрезания не допускать.

Если ВЗ это образ и тень, то НЗ первообраз и истина. Вместо отмененного плотского обрезание - обрезание сердца, вместо ветхого агнца - сам Христос "Агнец Божий, вземляющий грехи мира" Ин. 1:29.

И раз в ВЗ ели агнца и кость его не сокрушали, то тем более и в НЗ _нужно есть того Агнца, которого кость не сокрушили_, "да сбудется Писание":

"пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится." Ин.19:32

И ап. Павел говорит, что "Пасха наша, Христос, заклан за нас" 1Кор. 5:7

С чего это вдруг, после стольких прямых цитат о Агнце и Пасхе как о Жертве, о заклании, мы вдруг делаем одно отступление и отказываемся буквально понимать эти слова: "хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" - как о том, что Евхаристия является распятыми Плотью и Кровью ??

Вы на это Вы приводите довод о замешательстве иудеев и учеников Христа:
"Сторонники пресуществления предлагают понимать эти слова Христа буквально, как призыв есть Его физические Плоть и Кровь. Между тем ключ к верному пониманию заключен в продолжении отрывка: те, кто поняли слова Христа буквально, соблазнились и отошли от него. Уже этого достаточно, чтобы задуматься, действительно ли их буквальное понимание было верным. О том, что оно было неверным, свидетельствует реакция Христа: "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". Итак, сказав, что Его Плоть истинно есть пища, Христос тут же заявляет, что "плоть не пользует нимало", что не плоть, а дух "животворит", то есть дарует ту жизнь вечную, о которой говорилось выше. Поэтому и выше Христос говорит вовсе не о физических актах поедания плоти и крови, как подумали соблазнившиеся, но символически указывал на то, что лишь вера в Него как в Искупителя, принявшего смерть за всех людей, вводит в вечную жизнь. Есть Плоть и пить Кровь означает веровать в то, что Плоть Христова отдана за жизнь мира и что мир спасен этой жертвой."

Из этих слов не следует, что верно понимание в переносном смысле - на возражение Христос приводит другое чудо, Он так говорит: "если это соблазнает вас, то что будет, если вы увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?".
"Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" - эти слова не к Плоти Христа относятся, а к их плотскому пониманию, что якобы тленного человека призывает есть!

Смотрите как свт. Иоанн Златоуст толкует:
"После того Христос присовокупляет и другое решение их недоумения, говоря: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (6, 63). Это значит: что говорится обо Мне, тому должно внимать духовно; а кто внимает чувственно, тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Сомневаться же в том, как Он сошел с неба, и думать, что Он - сын Иосифа, и спрашивать: како может нам дати Плоть Свою ясти? - было делом плотского слушания, между тем как все это следовало понимать таинственно и духовно. Но откуда, скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его. Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть, то есть божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского и не подлежат естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости и выше законов, действующих на земле, и имеют смысл другой, особенный. Таким образом, как здесь сказал: дух, вместо того чтобы сказать: духовные (глаголы), так и, сказав: плоть, разумел не плотские (предметы), но плотское слушание, намекая вместе и на иудеев, которые всегда желали плотского, между тем как надлежало желать духовного, потому что, кто предметы духовные станет понимать чувственно, тот не приобретет никакой прибыли. Что же, разве Его Плоть не есть плоть? Без сомнения, - плоть. Как же Он сказал: плоть не пользует ничтоже? Это Он сказал не о Своей Плоти, отнюдь нет, - но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит - понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, - вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пиет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова: плоть не пользует ничтоже сказаны не о Плоти Его, но о плотском слушании?"

Кроме того, если бы там был переносный смысл, он бы далее по тексту Евангелия не обвинил их в неверии, и ученики бы его не оставили, но Он говорит о неверии, и что не всем дано прийти ко Христу:
"Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго."

В одобренном 3 ВС послании свт. Кирилла Александрийского к Несторию об отлучению ясно говорится, почему Евхаристия не плоть тленного человека:
"Возвещая смерть по плоти единородного Сына Божия, т.е. Иисуса Христа, исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в Церквах бескровную жертву, приступаем, таким образом, к таинственным благословениям и освящаемся, причащаясь святой плоти и честной крови Христа, Спасителя всех нас; принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!), не как плоть человека освященного и сопряженного со Словом единением достоинства или сделавшегося обиталищем божества, но как кровь поистине животворящую и собственную для самого Слова. Ибо Оно, как Бог и Жизнь по естеству, и став едино со Своею плотью, явно сделало ее животворящею. Поэтому, хотя говорят нам: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его» (Ин.6:53), однако же мы должны разуметь плоть не человека, одного из подобных нам (ибо как плоть человека будет животворящею по собственному естеству своему), но плоть, поистине принадлежащую собственно Тому, Кто ради нас сделался и действовал как Сын человеческий."

Также свт. Афанасий Великий к Максиму Философу:
"да будет отвергнута и та мысль, что Слово каждый раз рождается и потом умирает. О Господе не так должно разуметь; да не будет сего! Напротив же того, «единою в кончину веков, во отметание греха» (Евр. 9:26), Слово стало плотью, и от Марии Девы произошел человек по нашему подобию, как и иудеям сказал Господь: «ныне же ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах» (Иоан. 8:40)? И мы обожаемся, не причащаясь тела какого-либо человека, но приемля тело самого Слова."

Далее приводится цитата не к месту:
"Именно о таком духовном толковании говорит ап. Павел, прямо отказываясь "знать Христа по плоти": "Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (ἡμεῖς ἀπὸ τοῦ νῦν οὐδένα οἴδαμεν κατὰ σάρκα• εἰ καὶ ἐγνώκαμεν κατὰ σάρκα Χριστόν, ἀλλὰ νῦν οὐκέτι γινώσκομεν). Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор 5. 15-17). Если бы ап. Павел полагал, что в Евхаристии присутствует реальная Плоть Христа, но с его стороны было бы странным заявление, что он не хочет знать Христа "по плоти"."

Тут или речь о немощах самих апостолов или речь о немощах Плоти Христа. Да, гностики или иконоборцы могли бы использовать такую цитату против православных, но в нашем случае она не подходит.

Свт. Григорий Богослов, слово 30:
"«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Ибо Он, как человек (потому что еще с телом, какое воспринял), и ныне молится о моем спасении, пока не сделает меня богом, силой Своего человечества, хотя «мы не знаем» Его «по плоти» (2Кор.5:16), - понимаю под этим плотские немощи и все наше, кроме греха."

Свт. Иоанн Златоуст:
"«если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Что же, скажи мне, разве сложил Он с Себя плоть, и теперь без тела? Нет, Он и теперь находится во плоти, потому что сказано: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом» (Деян. 1:11). Как «таким же образом»? Во плоти, с телом. Как же он говорит: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»? В приложении к нам, «по плоти» значит то же, что быть во грехах, а «не по плоти» - то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, «по плоти» не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9; 1 Петр. 2: 22), почему и говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8:46); и еще: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30); а «не по плоти» означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную. В такое состояние придем и мы, когда тело наше будет «сообразно телу славы Его» (Филип. 3:21)."

- - -

Протестантизм: "Есть только одна искупительная жертва за грехи, единожды принесенная Иисусом Христом на кресте за всех людей, "навсегда". Поэтому представление о Евхаристии как о некой "бескровной жертве", тем или иным образом, пусть даже таинственно и символически, повторяющей принесение жертвы Христом является ошибочным. Жертва уже принесена и не может быть принесена еще раз. Многие церковные писатели, начиная с самого раннего времени, действительно называли евхаристию "жертвой", ссылаясь на слова прор. Малахии о "чистой жертве" (Мал 1.11). Однако это уже не актуальная жертва за грехи, а молитвенная жертва благодарения, т. е. воспоминание о совершенном Христом спасении, приносимое как жертва Богу. Такое понимание, очевидное для ранних христианских богословов (примеры см. в ст. Евхаристия в ПЭ), впоследствии оказалось в значительной мере искажено, в особенности в западной традиции."

Православие: Евхаристия это не только жертва благодарения, но и жертва умилостивления (θυσια ιλασμου). Действительно Крестная Жертва была принесена однажды, а Евхаристия приносится многократно для умилостивления за грехи живых и умерших православных. Но это одна и таже Жертва.

Свт. Иоанн Златоуст о том, что Крестная и Евхаристическая одна и таже:
"Вот для чего, говорит (апостол), повелено приносить жертвы непрестанно, - по причине немощи и для напоминания в грехах. Что же? Разве мы не приносим каждый день? Приносим, но мы совершаем воспоминание о смерти Его, и эта жертва одна, а не много. Как одна, а не много? Так, что она принесена однажды, подобно той, которая была приносима во святом святых. Та была прообразом её, и эта - её же образ. Мы постоянно приносим одного и того же Агнца, а не одного сегодня, другого завтра, но всегда одного и того же. Таким образом, эта жертва одна. Хотя она приносится во многих местах, но разве много Христов? Нет, один Христос везде, и здесь полный, и там полный, одно тело Его. И как приносимый во многих местах Он - Одно тело, а не много тел, так и жертва одна. Он наш Первосвященник, принесши жертву, очищающую нас; её приносим и мы теперь, тогда принесённую, но не оскудевающую. Это совершается в воспоминание бывшего тогда: "сие творите", - сказано, - "в Мое воспоминание" (Лук. 22:19). Не другую жертву, как тогдашний первосвященник, но ту же мы приносим по­стоянно; или лучше сказать, совершаем воспоминание жертвы."

"Но я не знаю, скажешь, куда отошел он? Как не знаешь, скажи мне? Он жил или праведно или нет; поэтому известно, куда отойдет он. Потому самому, скажешь, я и сокрушаюсь, что он умер грешником? Это - одна отговорка и предлог; если бы ты поэтому оплакивала умершего, то тебе надлежало бы исправлять и усовершать его при жизни; но ты заботишься только о себе, а не о нем. Впрочем, если он умер грешником, то и в таком случае надобно радоваться, что прекратились грехи его и что он не приложил еще зла ко злу, и помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Все это установлено не напрасно; не напрасно мы совершаем при божественных таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение; не напрасно предстоящий перед жертвенником, при совершении страшных таинств, взывает: о всех во Христе усопших и память о них творящих. Если бы о них не совершались поминовения, то и не произносились бы эти слова. Наши действия - не сценические представления, - да не будет - они совершаются по устроению Духа."

Свт. Кирилл Иерусалимский:
"8. Потом, по совершении духовной жертвы, безкровной службы, при той же самой жертве умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире церквей, о благосостоянии миpa, о Царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, о утомляемых трудами, и вообще о всех, требующих помощи, молимся мы все, и cию приносим жертву.

9. После поминаем и прежде почивших, во первых Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся Святых Отцах, и Епископах, и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная жертва.

10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая, польза душе, с грехами или без грехов отходящей от миpa сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой Царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога."

Послание восточных патриархов:
"Еще веруем, что сие пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим уготовляют осуждение и вечные муки.<...>
Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них.

Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь."

Также добавлю цитату пророка Исаии
Ис.6 "1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. 5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен."

В православии есть лжица, которой подают Евхаристию причастникам, по гречески она как раз и называется "клещами". Вот, например, из молитвы фимиама в литургии ап. Иакова:
"Владыка Господи Иисусе Христе, Слово Божие, добровольно принесший Самого Себя на Кресте в непорочную жертву Богу и Отцу, двухъестественный уголь, коснувшийся посредством клещей уст пророка и истребивший грехи его, коснись чувств и нас грешных, и очисти нас от всякой скверны, и представь нас чистыми пред святый жертвенник Твой, чтобы принести Тебе жертву хвалы..."

Хотя, я вообще сторонник восстановления раздельного причастия под двумя видами, как это было в древности...

православие, ересь, Евхаристия, протестантизм, Церковь

Previous post Next post
Up