215 лет исчезновению Венецианской республики

Jan 18, 2013 11:49

215 лет назад, 18 января 1798 года в Венецию, которая в соответствии с условиями заключенного за 3 месяца до того австро-французского Кампоформийского  договора должна была стать владением Габсбургов, торжественно вступили австрийские войска. Так была поставлена точка в существовании древнейшего на тот момент государства Европы - Светлейшей Венецианской республики.

(Флаг "Светлейшей Республики Венеция")
Поселение на островах Венецианской лагуны появились примерно в V веке, к началу IX века там сформировалось небольшое государственное образование. В начале того века договором между Карлом Великим и императором Византии был признан статус Венеции, как самостоятельного "дуката", вассального Византии. Тогда же формируются основы политического строя Венецианского государства. Во главе его стоит пожизненно избираемый дож, наделенный большими властными полномочиями; ему помотают два периодически переизбираемых трибуна, как и дож, выходца из высшей землевладельческой аристократии, вкладывающих деньги также и в торговлю. Управляемая подобным образом Венеция распространяет свое влияние на лагуну и соседние прибрежные
территории материка, укрепляется на рубежах византийского мира, владений франков и славян. Наконец, она же становится посредником в торговле между Константинополем и Западом.Венецианцы благодаря своему флоту, которым они к тому времени обзавелись, отстаивают, хотя и не без труда, собственное независимое положение между двумя империями. Согласно пакту императора Запада Лотаря от 840 г. (обновленной редакции мирного соглашения, подписанного между Византией и франками), венецианской территории, объединившей острова Риальто, Оливоло, Мурано, Маламокко, Кьоджу и т.д. «до самых соленых вод», - было предоставлено право на само управление. Важная особенность: дож в этом соглашении уже не называется «смиренным герцогом провинции Венеция», а именуется «славным герцогом венецианским». С этого времени Венецию можно рассматривать как вполне самостоятельное государство.
Следующие восемь столетий могущество республики возрастало. Венецианцы понемногу подчиняют себе земли на восточном побережье Адриатического моря, проникают в дальние уголки Восточного Средиземноморья. Опека Византии становилась всё более номинальной, а в начале XIII венецианцы едва не стали её могильщиками - тогда дож Вененции Энрико Дандоло спровоцировал вмешательство западноевропейских крестоносцев, отправившихся на венецианских кораблях в 4-й крестовый поход, во внутренние распри Византийской империи, закончившееся захватом и разгромом этими крестоносцами Константинополя. Часть византийских владений после этого достались венецианцам, а их дож обзавёлся титулом "владыка четверти и полчетверти Римской империи". К концу XV века "Республика Святого Марка" (как называли Венецианскую республику в честь еёсвятого покровителя) владели значительной частью греческого Архипелага, Пелопоннеса (Мореи, как её тогда называли), Кипром, Критом и Далмацией. Расширяла она свои владения и в Италии - в тот же период под их властью оказался весь северо-восточный угол современной Италии (т.н. "Терраферма").

(Владения Республики в разные эпохи (отмечены красным и розовым цветом))
При этом политический строй Венеции оставался относительно стабильным.   В отличие от прочих итальянских городов-государств, которые к концу средневековья либо обзавелись собственными монархами (как Флоренция Медичи), либо были поглощены соседними, Венеция сохраняла и независимость, и республиканский строй правления. Структура органов власти республики претерпевала периодические изменения, но во главе её оставался пожизненно избираемый дож, а должности в высших органах власти и управления Венеции распределялись среди представителей патрицианских родов, внесенных в т.н. Золотую книгу. Редкие попытки дожей или других лиц захватить власть в республике и установить диктатуру заканчивались неизменным провалом.

("Корно" - форменная шапочка венецианских дожей)
К XVI веку, однако, в мире наметились тенденции, способствовавшие упадку могущества Венеции. Это во-первых великие географические открытия, давшие другим европейским державам доступ к источникам ресурсов вне Средиземноморья, до которых венецианцам было не дотянуться. Во-вторых, на востоке на смену Византии пришла молодая и агрессивная Османская империя, правители которой принялись методично вытеснять венецианцев из Восточного Средиземноморья. Османо-венецианские войны шли долго и с переменным успехом, но в конечном итоге к сер. XVIIIв. Венеция лишилась своих владений восточнее Адриатики.

(Дворец дожей в Венеции)
Всё это способствовало тому, что к эпохе Французской революции "Светлейшая республика" подошла третьестепенным государством, обладающим славным прошлым, но маловлиятельным в современности. Кроме того, жёсткость, с которой её правители блюли стабильность своего политического строя, создала им в Европе репутацию махровых обскурантов, не желающих идти в ногу с господствовавшим тогда на континенте духом Просвещения. Повсеместно на слуху было название зловещей Пьомби - "свинцовой тюрьмы" под Дворцом дожей - и слухи об ужасах, в ней творящихся...

(Знаменитый беллетрист Дж. Казанова, популяризовавший в своём бестселлере ходившие по Европе слухи об ужасах Пьомби)
В 1796 году генерал Французской республики Наполеон Бонапарт, назначенный командующим французской Итальянской армии, начал с ней свой знаменитый Итальянский поход. Одну за другой громил он армии мелких итальянских государей, а также давних врагов революции - австрийцев (австрийский император сам был по совместительству одним из таких итальянских государей - герцогом Миланским, а его войска были размещены и в других областях полуострова). Венеция официально держала нейтралитет, но поскольку на её территории нашли убежище многие французские эмигранты (некоторое время там базировался сам брат казнённого Людовика XVI граф Луи Провансский, и именно там после известия о смерти маленького сына этого короля, он провозгласил себя королём Людовиком XVIII) французы рассматривали её как враждебное государство.
Летом 1796 года Бонапарт добился от правительства Венеции права разместить французские войска в подвластном ей североитальянском городе Верона. Вскоре между местными жителями и французами начались столкновения. После одного из них, когда в апреле 1797г. веронцами был захвачен и перерезан взвод французских фуражиров, Бонапарт отправил в Венецию своего адьютанта генерала Жюно с ультиматоумом следующего содержания: "На проявленное нами благородство венецианский сенат ответил черной неблагодарностью. Посылаю к вам с письмом своего главногоадъютанта. Быть войне или миру? Если вы немедленно не примете мер,чтобы распустить своих добровольцев, если не арестуете и не покараете виновных в недавних убийствах, то война уже объявлена.   Турки не стоят у ваших ворот. Никакой враг вам не угрожает. Вам нечем оправдать выступления вашего народа против моей армии. Решение следует принять в течение двадцати четырех часов".
Пока правительство думало над ответом, произошло новое столкновение между французами и венецианцами, теперь уже на территории саого города: 20 апреля венецианские таможенники захватили французское военное судно, вошедшее в их порт вопреки запрету, в ходе схватки погиб его капитан и несколько членов команды. Теперь Бонапарт уже и слушать не хотел никаких объяснений послов республики, чей сенат, по его словам, "пропах французской кровью". Он требовал от венецианцев уже ни больше ни меньше, как "убраться с континентальной Италии" (о разделе венецианской части которой он к тому времени уже успел предварительно договориться с австрийцами) и "ввести демократию" в самой Венеции, а также выдать всех виновных в инциденте и отпустить "политических узников".
Большой совет республики "со слезами на глазах" принял требования. Однако к тому времени Бонапарт уже объявил республике войну. 9 мая его представителем был передан официальный ультиматум со следующими требованиями:
-  разместить в Венеции 3000 французских солдат, которые возьмут под контроль Арсенал, крепость Сан-Андреа, Кьоджу и все стратегические объекты, какие генерал сочтет нужным;
- войска республики распустить, заменить их ополчением во главе с "людьми, известными своими демократическими взглядами";
- издать манифест, провозглашающий демократию и призывающий граждан избирать своих представителей;
- учредить временный муниципалитет из 24 венецианцев во главе с действующим дожем Людовиком Манином и известным демократом Андреа Спада, которых впоследствии заменят делегаты из городов Террафермы, Истрии, Далмации и Левант;
- уничтожить должностные атрибуты бывшего правительства, объявить всеобщую амнистию, отменить смертную казнь, ввести свободу печати;
- открыть тюрьмы Поцци и Пьомби по Дворцом дожей для народного контроля;
- венецианский флот передать под "совместный контроль" нового муниципалитета и французов.
Когда 12 мая Большой совет республики собрался для обсуждения этих условий. Во время заседания на улице раздались выстрелы. Депутаты решили, что в город ворвались французы, быстро проголосовали за резолюцию и разбежались. Оставшийся в одиночестве дож Людовико Манин, снял с себя свой форменный головной убор - корно - отдал его слуге со словами "Он мне больше не понадобится" и удалился.

(Людовико Манин, 120-й и последний дож Венецианской республики)
15 мая впервые в Венецию, впервые в историю этого города вошли иностранные войска - французские. Официально объявлялось, что они принесли венецианцам свободу и демократию. В городе насаждались французские революционные символы и атрибуты, вроде "деревьев свободы", символы павшего режима, вроде изображений крылатых львов, "Бученторо" - гондолы дожей и т.п., уничтожались. Были сожжены атрибуты дожеской власти и экземпляры "Золотой книги" - росписи знатнейших родов Венеции. Многие художественные ценности вывозились во Францию.
Тем временем Бонапарт и представители побеждённых Габсбургов кроили карту Европы. Территорию захваченной Венеции при этом Бонапарт, забыв о декларированных целях установления там демократии (чего впрочем и так не делалось - о выборах в пришедший на смену старому правительству Венеции муниципалитет не шло и речи, его члены назначались французским комендантом и полностью ему подчинялись), решил использовать как разменную монету в торге с австрийцами. Согласно заключенному ими 17 октября 1797 года Венеция и бОльшая часть Террафермы переходила под их власть в виде комненсации за отнятые у них францзуами Бельгию и Милан.
Во исполнение этих договорённостей 215 лет назад и вошли австрийские войска. Через 8 лет Бонапарт, ставший тогда уже французским императором и по совместительству итальянским королём Наполеоном I, отнимет её у австрийцев и присоединит к своему итальянскому королевству. После падения Наполеона Венский конгресс вернёт её Габсбургам, которые будут ею править до 1866 года, когда она войдёт в состав объединённой Италии, в составе которой пребывает и по сей день.
"Светлейшая республика Святого Марка", однако, с тех пор остаётся достоянием истории.

французские революции, история

Previous post Next post
Up