Продолжая
серию постов, посвященных 150-летию войны 1866 года , упомяну ее эпизод имевший место 20 июля 1866 года - морское сражение между австрийским флотом адмирала Вильгельма фон Тегетхоффа и итальянским под командованием адмирала ди Персано у острова Лисса в Адриатическом море (ныне он называется Вис и принадлежит Хорватии).
Бравый адмирал Тегетхофф
Как известно, в ту войну
образовавшееся пятью годами раньше Итальянское королевство полезло, чтобы отобрать у австрийцев Венецианскую область, принадлежавшую тем
со времен Наполеоновских войн (в этой связи, кстати, следует отметить, что морской флот по преимуществу сухопутной Австрийской империи был в значительной степени укомплектован венецианцами, и, кстати, быстрая карьера лисского победителя Тететхоффа - ко времени битвы ему было 38 лет - объяснялась кроме прочего и тем, что после революции 1848-49гг., венецианцев из австрийского флота стали "вычищать"). Но успех на ратном поле итальянцам не сопутствовал, 24 июня 1866 года австрийцы крепко побили их при Кустоце близ Вероны (что в контрасте с успешными действиями пруссаков породило шутку: "Зачем Бог дал итальянцам армию? Чтобы и австрийцы иногда могли почувствовать вкус победы", которая получит подкрепление позже, во время Первой мировой войны).
Однако, расклад на основном фронте той войны - австро-прусском - складывался не в пользу Вены, да к тому же французский император Наполеон III выступит с посредничеством, предлагая пособить в мире с пруссаками, если австрийцы отдадут Венецию итальянцам. Оказавшийся в отчаянном положении (пруссаки стояли под Веной и ломились в Венгрию) император Франц-Иосиф 4 июля согласился, но сделал весьма неприятный для итальянцев финт - объявил, что Венецию он уступает не Италии, а Наполеону, а тот уж пусть хочет - отдаст итальянцам, а хочет - оставит себе или найдет еще какое применение. Так что непосредственно на австро-итальянском фронте поле боя оставалось не за итальянцами, и получалось, что Венеции они добились не силой оружия, но волею более сильных, чем их король, монархов.
Итальянцам срочно нужен был хоть какой-то военный успех. На суше на таковой рассчитывать не приходилось - вот, попробовали отыграться на море. С этой целью морской министр Италии Агостино Депретис приказал командующем эскадрой на Адриатике адмиралу Персано атаковать австрийскую военно-морскую базу на острове Лисса, имевшую репутацию «Гибралтара на Адриатике». Тот мягко говоря был не в восторге - зачем, если цель войны и так уже достигнута? - но приказы не обсуждаются, и 16 июля флот в составе 11 броненосцев, семи больших деревянных кораблей, трех канонерок и семи пароходов - всего 28 кораблей - двинулась к Лиссе.
Достигнув ее на следующий день, итальянцы приступили к ее бомбардировке, продолжавшейся три дня. 20 июля, посчитав основные береговые батареи австрийцев уничтоженными, они приготовились к высадке десанта. Но утром этого дня к острову подошла эскадра Тегетхоффа. Построив ее несколькими идущими друг за другом клиньями, он атаковал строй итальянских кораблей.
Не будучи большим специалистом по военно-морской истории, в подробности битвы вдаваться не буду (желающие могут прочесть
в википедии ). В целом она свелась к попыткам отдельных судов той и другой сторон протаранить своими носами-таранами борт того или иного судна противника. Успех в этом сопутствовал австрийцам их броненосцу «Эрцгерцог Фердинанд Макс» удалось протаранить бок самого мощного итальянского броненосца «Ре д’Италиа», который вскоре опрокинулся и пошел на дно. После этого Персано признал свое поражение и приказал отсутпать. Тегетхоф было взялся его преследовать, но итальянские корабли были быстроходнее австрийских, и он этот приказ отменил. Итальянцы некоторое время курсировали на безопасном расстоянии, но вечером ушли в итальянский порт Анкону.
Таран "Фердинанда Макса". Корабли уже винтовые, уже бронированные - но еще с парусами
Победа таким образом и на море досталась австрийцам. Венецию она им, однако, удержать не позволила: по заключенному в октябре 1866 году Венскому мирному договору они уступили ее Наполеону III, а тот, после референдума с предсказуемым итогом - Италии.
Тегетхофф вскоре станет командующим флотом империи. Его имя будет овеяно славой, ему будут устанавливаться памятники, в его честь называться корабли и даже географические объекты - мыс на одном из островов Земли Франца-Иосифа носит его имя. Персано будет отдан под суд, разжалован, уволен со службы и умрет в нищете и забвении.