Реальность - это понятие, ассоциируемое с окружающим привычным миром. Поэтому, говоря "мир нереален, реален только Брахман", мы по привычке проецируем понятие реальности на нечто, что лежит за пределами понятий
( Read more... )
Таким образом реально только представление о чем-либо. А точнее, субъект-носитель этого представления. Брахман же и реален и нереален одновременно, что рационально непостижимо. Как ни странно тем же свойством обладает и авидья-майя с той разницей, что она может быть описана в терминах утверждения, а Брахман лишь в терминах отрицания. Здесь адвайта смыкается с буддизмом и ее отличие в том, что в случае буддиста Брахманом будет его "есть только пустота". Буддист не отрицает бытие отсутствия (Пустоты), и это бытие и есть Брахман. В Упанишадах говорится, что он "глаз глаза, слух слуха" и т.д. То есть, речь идет о самом принципе - о субъекте существования. Если же мы говорим, что "ничего нет" то Брахманом будет сам факт того, что "ничего нет". Пример посложнее: Некая абстрактная Вселенная в которой, вообще, нет никакого субъекта и наблюдателя. Нет никого кто бы мог ее наблюдать или осознать есть она или нет. Что будет Брахманом в таком случае? ОМ
Поиск Брахмана традиционно осуществляется в терминах отрицания и наоборот, утверждения,- нэти-нэти (не то, не то) или ити-ити (и то, и то). "Все есть Брахман" - это понимание уже за пределами слов.
Все,что исходит от манаса - это уже как бы все "не то", даже если мы говорим "пустота". С другой стороны сам манас - это тоже То, Брахман, его инструмент. Но волна не может говорить за весь океан, и когда мы смотрим на фигурку из глины, то мы видим фигурку и не можем воспринять саму глину. Поэтому возможности ума ограничены этими же возможностями. Говоря о едином, мы уже разделяем. Такова работа ума.
>Некая абстрактная Вселенная в которой, вообще, нет никакого субъекта и наблюдателя. >Нет никого кто бы мог ее наблюдать или осознать есть она или нет. >Что будет Брахманом в таком случае?
Вселенной в таком случае тоже нет. Или она находится в непроявленном. Т.е. Ниргуна Брахман, непроявленный аспект.
Да, такая Вселенная существует только в уме, она чистая абстракция, просто очередная концепция. Видеть неразделенное субъект не может. Для этого он должен исчезнуть ))
Comments 3
В Упанишадах говорится, что он "глаз глаза, слух слуха" и т.д. То есть, речь идет о самом принципе - о субъекте существования. Если же мы говорим, что "ничего нет" то Брахманом будет сам факт того, что "ничего нет".
Пример посложнее: Некая абстрактная Вселенная в которой, вообще, нет никакого субъекта и наблюдателя. Нет никого кто бы мог ее наблюдать или осознать есть она или нет. Что будет Брахманом в таком случае?
ОМ
Reply
Все,что исходит от манаса - это уже как бы все "не то", даже если мы говорим "пустота". С другой стороны сам манас - это тоже То, Брахман, его инструмент. Но волна не может говорить за весь океан, и когда мы смотрим на фигурку из глины, то мы видим фигурку и не можем воспринять саму глину. Поэтому возможности ума ограничены этими же возможностями. Говоря о едином, мы уже разделяем. Такова работа ума.
>Некая абстрактная Вселенная в которой, вообще, нет никакого субъекта и наблюдателя.
>Нет никого кто бы мог ее наблюдать или осознать есть она или нет.
>Что будет Брахманом в таком случае?
Вселенной в таком случае тоже нет. Или она находится в непроявленном. Т.е. Ниргуна Брахман, непроявленный аспект.
Reply
Видеть неразделенное субъект не может. Для этого он должен исчезнуть ))
Reply
Leave a comment