Кто поймет тебя, княже, я ли? (с)

Jul 01, 2020 08:25

Опять попался текстик на флешмоб с вопросами про прекрасного-себя, вплоть до любимого цвета белья. Ну и там среди прочего - любимый литературный персонаж. Задумалась. А у вас вообще так бывает - чтобы он был один? И потом - любимый в каком, собственно, смысле?

Конечно же, спрашиваю, чтобы ответить за себя. Кто хочет со мной поболтать про любимых персов, добро пожаловать под кат, потому что мне лень писать еще один пост, и это в некотором роде предисловие, но только отчасти.

И давайте заведомо ограничимся, скажем так, не жившими и не живущими в реальности лицами, слишком тонкое это дело - о живых людях по чужим книгам судить (легендарных называть можно: ну вот, скажем, "хозяин квартиры" из рассказа Вячеслава Рыбакова "Возвращение" - человек реальный, а кардинал Ришелье у Дюма - фигура мифическая:)) Также я не упомяну героев пьес (сырье для спектаклей, читать пьесу - неблагодарное занятие). Хотя кое-где опущен мелкий шрифт "спасибо современным киноадаптациям и прочим, эммм, балетам по мотивам (с)". Я читала все первоисточники и свидетельствую, что интерпретаторы создавали образы отнюдь не с нуля.

Если по принципу "он был самый добрый (с)", нравственный идеал и светлый образ - ответ немного предсказуем, Финрод Фелагунд и Леонид Андреевич Горбовский. Еще, пожалуй, Мелани Гамильтон из "Унесенных..." (...ветром, если чо), но масштабы, конечно, не сопоставимы :)

Если "когда я вырасту большая, хотела бы быть как..." - Матушка Ветровоск, Фродо Бэггинс, Орландо, и я не считаю (и не читаю, да) пьесы, но для Ханны Джарвис из "Аркадии" Стоппарда сделаю исключение, уж слишком это близкое и личное.

Если вспоминать самых классных, крутых и успевших первыми - Шерлок Холмс, Великий Инквизитор Кристобаль Хозеевич Хунта, брат Вильгельм Баскервильский, Абэ-но Сэймей, Вечеровский, Сикорски под легендой Странника, капитан госбезопасности В.А. Габриэлян ("В час, когда луна взойдет" Чигиринской-Оуэн-Кинн, хотя за этого деятеля, полагаю, более всех отвечает дама посередине), о да, да, определенно наблюдается... я не сказала бы, что это все один архетип, но некоторый... симптомокомплекс. Из других архетипов - Берен, Галадриэль, Гендальф, питон Каа, Максим Каммерер, Даниил Логовенко, Волкодав, кунс Винитар из того же "Волкодава", Сэмуэль Ваймс, Снусмумрик, Игорь Искренников ("В час, когда луна взойдет"), Йеннифэр из Венгеберга, Мильва из леса, Эмиель Регис Рогеллек Терзиефф-Годфрой из склепа (трое последних из одной книжки, если кто не в курсе).

Отдельной строкой - герои, о которых всегда плачет сердце, т.е. я восхищаюсь, но сквозь слезы, или... или это просто слезы: Билли Пилигрим, Пауль Атрейдис, лорд Маэдрос Феанорион, Дик Суна ("Сердце меча" Чигиринской), Тойво Глумов, Феликс Сорокин ("Хромая судьба" АБС), Моро ("Сердце меча").

А еще есть такая категория - "тысячный человек". Да, по Киплингу. Так вот, видите всех перечисленных? - все, кто были таковыми для кого-то из них. Сэм Гэмбджи, Джон Уотсон, Симеон Киврин (не раскрыто, но архетипс-с))), Минамото-но Хиромаса, Лютиэн (а что - нет?), лорд и король Фингон сын Финголфина. Имен можно было не называть, потому что все, узнавшие одно из выше названных, знают и второе. Потому что с того мига, как эти имена появляются на страницах вместе, по отдельности - не бывает, а если бывает - то адски мучительно и неправильно. Это подразумевается. По умолчанию. Но почему-то не для всех - "оказывается, можно не любить Берена из-за Финрода, как и Фингона - из-за Маэдроса, трудноуложимо в моей голове, но факт"(с) Вдруг, кто-то грешным делом подумает, что и я - из таких вот граждан, так вот - нет, я уважаю чувства, а главное - доверяю чувствам моих любимых героев. И сама не слепая - каждый в этом комплементарном ряду, как любят повторять в одной из пресловутых киноадаптаций - Очень Хороший Человек (ТМ). Это, без всяких шуток, основная их характеристика. Кроме характеристики "предстоящий такого-то". Понимаете, "друзья", "возлюбленные"... - в нашем языке у этих слов разные корни, а "предстоящий" - это такой термин... если совсем коротко, это тот, кто имеет право говорить за тебя на Страшном Суде, кто стал бы говорить за тебя. Это достаточно универсально.

Что ж, мужество, верность долгу, искренность и простота, праведность - не Бог весть какие популярные качества. Хотя довольно часто встречается и обратное - сомнение в добродетельности и/или исключительности тех персонажей, которых я называла первыми, мягко говоря, скепсис относительно того, заслуживают ли они такой великой любви

Иногда нужно озвучивать очевидное, да. Иногда оно видится невероятным. Буквально вчерашним утром прочла: "Как донести до другой души, что заслужить можно лишь ненависть да ярость? Любовь же, милосердие, прощение... То приходит само по милости дарителя, и нет у просящего никакой власти над этим". Этот текст сделал мой вчерашний день, и мне в кой-то веки не хочется шутить про любовь радикала. "Может быть его за твою любовь пощадят-пощадят-пощадят"(с) - да, и это тоже, и об открытии запертых дверей.

В общем, последние посты, конечно, были не спроста, потому что об истории именно эльфийских лордов, последних из названных мною выше, Фингоне и Маэдросе, я и хочу говорить ныне. О 15-летней истории внутри меня, пару месяцев назад, совершенно для меня неожиданно получившей продолжение.

"Скажи, а как ты думаешь?.." - не к чести своей, тогда я ответила в духе "я вообще так глубоко не думаю"
- Теперь вот такое предложение: а что, если...
- Не стоит.
- Понятно. Разрешите хотя бы...
- А вот это попробуйте. :)

Далее кто Профа не читал, могут смело проматывать.

Обычно когда меня спрашивают, с чего это лично у меня началось, ну в смысле - почему именно они, я отвечаю, что когда мне было 12, я впервые посмотрела "Чужого-3". Вы помните, как кончается этот фильм? Самые последние кадры. На наше счастье, учительница музыки и по совместительству философии для самых маленьких тоже смотрела его накануне, поэтому до домашнего задания дело не дошло - мы весь урок проговорили об отчаянии и решимости. Возможно, если бы не Надежда Васильевна, так глубоко мне в душу последний шаг Рипли и ее руки на глотке королевы не запали бы, не знаю.

Да и по прочтении Сильма ассоциация пришла далеко не сразу. Честно говоря, читала я его после биографии Карпентера с твердым убеждением, что ради сюжеты Лейтиан во что бы то ни стало должна (наслушавшись заранее болтовни о совершенной нечитабельности слога). И кроме оного сюжета мало на что реагировала. Просто терпела и смотрела сквозь пальцы на то, что многим из ру-фандома здорово подточило почерпнутую из ВК веру в эльфийскую непорочность и безусловную добродетель. Ну вы понимаете - Сильм начинается немного с других эльфов:) Какая вообще может быть связь у пресветлой Леди Золотого леса и мудрого короля Элронда - с вот этими? Когда выяснялось, какая и насколько близкая, многие были шокированы до опровержений в трех редакциях, да. Я же изначально относилась ко всему как к книге "задуманной, но не написанной" (в общем-то, правильно относилась, а ведь Карпентер и ПСС в глаза не видел).

Некая реакция на особо яркие моменты, безусловно, присутствовала - на Клятву, например (мне, право, жалко, что Кристофер не включил в текст комментарий Финдекано из "Серых анналов" - в мыслях у меня была куда менее цензурная характеристика, но по сути и лаконичности оно совпадало, я бы оценила) или на спасение Маэдроса из плена ("Прямо как Сэм и Фродо на Кирит-Унгол!"). Но поскольку у Берена и Лютиэн тоже многое было прямо вот так, остальное стерлось довольно стремительно.

Следовало твердой рукою К. почти насильственно быть утащенной на Волкон-2005 в Нижний Новгород, вернувшись, прочитать ЧКА, а потом в один пасмурный осенний вечер наткнуться на эту страницу в сети - и рухнуть туда с головой.

"Пески Универа" и "Квента о тапочках" примирили меня с существованием Чекушки, а их автор с адекватным - о, Эру! - наконец-то без мании величия ником! без личной квенты по жизни! называвшая себя гибридом кого-то с кем-то - автор, пишущая "на любую тему - об археологии", примирила с существованием этого пафосного сайта и вообще...

А потом была "Оппозиция ее Величества" - та самая. Мерзкая ассоциация - но насколько символичная! "Не было-не было-не было" - по сей день для меня самое точное описание собственного душевного метаболизма в те дни, когда торкает. Какая-то внутриардынская проза по мелочи и "Полувенок сонетов" - это уже стихи.

Я не хочу пересказывать Сильма. Это история двух эрухини, любивших друг друга. Их разлуки - не только физической, но и духовной, видившейся безнадежной. И долгого пути друг к другу - пути такого, которым оба дважды искупили все, что натворили, и еще с запасом на будущее. И еще более -худшей? безнадежной? душедробительной - встречи. История, рассказывающая о вышнем благословении их любви, о чуде, разрывающем сердце на части, и продолжающем рвать там, где Проф обходится одной скупой фразой. Об общей войне и окончательном уже расставании. И еще одна история - про крутое пике вниз с этой чертовой огненной пропастью в финале. В которую лорд Маэдрос бросается с сильмарилем и с Клятвой. Впервые мне показали этот поступок не самоубийством, но последней попыткой остановить все это безумие - единственно возможным способом, вместе с собой. И все сошлось - эта любовь, эта утрата и утерянное право на сильмарилли, и решение остановится - и я обливала слезами эти несколько десятков страниц, с удивлением осознавая, что у меня в ПЭ не трое, а пятеро родных и любимых (как будто бы для сердечного удара тех троих было мало!)

Я много раз пыталась понять чем меня из фандомского цветника так цепляет именно Кеменкири. Ведь и стихи бывают более техничные, и фирменный этот ее поток сознания трудно воспринимать со стороны... наверное. Ну т.е. адекватностью - конечно же, в первую очередь, не смотря на нарисовавшуюся таки квенту (но не пожизневую же), не смотря на именно что пожизневые - у многих ее друзей и слишком личное отношение, и вообще... Во-вторых - адекватностью именно тамошней - по отношению к героям, к морали, к эмоциональности, совершенно естественной человечностью и сочувствием без единого перегиба. Потоком сознания, который мне видится столь спорным приемом и столь дергает каждый раз, когда понимаешь, что стоит за совершенно нейтральной простенькой фразой (я читала все ее стихи, какие находила, потом я читала ее жж, но... в общем, доходить начало значительно раньше) и какой-то безысходной точностью неожиданных сравнений.

Веселая пора летального Исхода.
* * *
Там яблоки висят в саду/ И размышляют о Падении.
* * *
Грабим словно судим,/ Словно правды ради...
* * *
О, истина всегда немыслимо легка -/ Как первая стрела, ударившая в спину...
* * *
Я не прощаю несуществованья/ Тому, что есть, что было, быть могло!
* * *
Хоть, может, не стоит единой ладони/ (Какой? скажем, правой) вся наша вражда...
* * *
С думами благими сшить концы с концами/ У грядущей были... (это вот последнее - идеальное описание некоторых что Профессорских, что Кристоферовых идей!)

Любимый прозаический текст - "Середина лета". Это не лечится. Она описала кусок моего детства и детские сны, вписала туда некую Гражданскую войну из другого Отражения - этакий образ "гражданской войны вообще", вписала Лордов, вписала РИ, женскую дружбу и общее женское дело в смысле копания инфы. Если не любить такое, то что любить в этом вашем фандоме?

Любимые стихи? Ну вот я тут цитировала по две строчки, а читателям, наверное, уже надоело. Если я начну цитировать целиком... Потому что в общем-то это и есть 15 лет моей истории - "дальше книга писала лишь ноты". Но nel6 говорит про такое, что это для чувства, и раз у меня уже вторые сутки совершенно особое настроение, я сейчас подберу что-нибудь ему под стать, пусть будет кат под катом

[Spoiler (click to open)]- Отблеск небесной позолоты -
Что чернота волос?
Так и не понял, кто ты, кто ты -
Раньше не привелось.
Общую участь сплести мечтал нам
И не желал иной…
Как же теперь, мой друг и тайна,
Если ты предан мной?

Время радеть о своем посеве -
Горе да зло в горсти.
Знал, предавая, лишь месть и Север -
Что ж, уходи и мсти!
Узкой и темной дорогой мести,
Краткой дорогой тьмы…
Миром, не помнящим слово «вместе»,
Миром, забывшим «мы»

…Смерть - это миг, когда каждый один
Смотрится в окоем,
Но если ей ведомо,
Как ты мне необходим,
Но если ей ведомо, -
Пусть мы и не победим! -
Но если ей ведомо,
Будет хоть миг - вдвоем.

- Отблеск небесной позолоты -
Что мне взошедший свет?
Мир развалился на «где ты?», «что ты?» -
И неживое «нет».
Вместе ушедшие в земли эти,
За маятой одной,
Где же теперь мы друг друга встретим,
Брат мой, прощенный мной?

…Боль да отчаянных дней веселье,
Было - перевелось…
Видишь, я снова иду на Север,
Где отгорела злость.
Как же высоко скрестились нити -
В скалах да в облаках!
…Рыжее пламя цветет в зените,
Пепел - в моих руках.

Знаю, что ты слишком долго один
В смертный смотрел окоем,
Но ведомо миру,
Как ты мне необходим,
Но ведомо миру, -
И пусть мы не победим! -
Неведомо, долго ль,
но до конца - вдвоем.

* * *

Прядь - сухими, ломкими нитями,
Изморозью тонкой - белизна...
- Как ты, милый, что ты?
- Давит, тянет...
- Что мне сделать?
- Если бы я знал...

А лицо - бледней рубахи нижней
(Снятой, той - и, как она, в крови).
- Что ты, милый, что ты, самый ближний?
Не молчи. Ты слышишь?
- Да. Зови,

Будет легче...
Обхватить за плечи -
И не дать сорваться в пустоту.
Если говорят, что время лечит,
Отчего оно бессильно - тут?

Лишь упасть позволит - ниже, ниже,
Множа - будто мал! - реестр утрат...
- Милый...
- Где ты? Я тебя не вижу.
- Подожди, я рядом...
- Где ты, брат?

...Ничего уже и не осталось,
Ни надежд, ни силы - ничего.
Только тьма и тяжкая усталость.
...Только ты не можешь без него.

- Спишь?
- Не важно. Что тебя тревожит?
(Вашу боль читал - по голосам.)
Он-то знал, что без тебя не может,
Да не знал, насколько нужен - сам.

Нужен - в той последней, крайней мере,
Всю годину злых и темных дней...
Он тебе и позже не поверит,
Если скажешь: «Ты меня сильней», -

Не поймет родства с той главной силой,
Что миры творит из пустоты...
- Отдохни, устал ведь.
- Что ты, милый!
У меня одно спасенье - ты.

* * *

А я заслонюсь от тебя - рекой,
Поставлю меж нами леса и травы…
- Простишь ли, что я у тебя такой?
Ты прав предо мною, всегда неправым.

Прости - и печаль свою успокой.
Какая премудрая вещь - Завеса…
И был бы, не медля, я - за рекой,
Да нет у меня ни реки, ни леса.

...Закрыться - неловко, забыв, - рукой,
И - взглядом выплескиваясь невольно:
- Прости...
...Но ты был - ты и есть такой,
Что было мгновенье спустя - не больно.

* * *

Я ступенька в отсчете: восемь -
Семь... Когда же наступит убыль?
А пока что приходит осень,
Оседает дождем на губы.

Горы в дымке, тепло и влажно
(Остальное - невыразимо)...
Мелкий дождь... И совсем не важно,
Что уеду отсюда в зиму,

На ветра, коих семь и девять...
Но пока, в предвкушенье хитром,
Я измыслил, что можно сделать,
И ушел на всю осень в Хитлум.

...Или брешь в мировом законе?
Или рок не пускает стрелы?
По туману проходят кони,
Гривы в косах и лентах белых,

Серебром в темно-синем - седла,
Тихий шорох - шаги по листьям...

...Словно раньше уехать - подло...

...Осень, осень, усмешка лисья,

Забирай-ка свою победу,
Растворяй меня - что уж проще!
И куда ж я теперь уеду,
Если в желто-багровом роща,

Если в ней так легко и странно,
Что почти не гнетет земное...
Красный лист... А ведь знаешь, раны
Под такие дожди не ноют.

Ты нашла на меня управу,
Увядания королева!
Осень, осень, как шепот - справа,
И прозрачною тенью - слева.

Не мучение, не помеха,
Ни в какое сравненье - с летом...
Я совсем не к тебе приехал -
И почти что забыл об этом.

Только, лишь опущу ресницы
(Вечер брызнет по окнам косо),
Тот же сон неотвязный снится -
Где ему заплетаю косы...

* * *

Видишь облако - белым войлоком
До горы метёт подолами,
Подбирается, простирается,
Хлынет… Но не зальет вода
Эту жизнь мою - рыжее пламя,
Даже смерть мою - алое пламя;
А любовь моя - белое пламя,
Только видно его не всегда.

* * *

Ты прошагал насквозь мой сон
В рассветном инее:
Полупрозрачно-невесом,
Каков и ныне есть,

Заворожённо-молчалив,
Каким и прежде был...
Покой струился от земли
Туманом бежевым,

Клонилась поздняя трава -
По ветру сгрудиться,
И словно крылья - рукава...

...Увы, не сбудется.

* * *
Увечный король. Как меча рукоять,
Судьба тебя вынет из ножен, -
И будешь у Вечности вечно стоять,
У края, у бездн и подножий.

И, душу зажав в опустевшей горсти, -
Обугленной, треснувшей кожей, -
Ты так и не сможешь промолвить "Прости", -
Решив, что ответ невозможен.

Но Некто, тебя осеняя плащом
Из света (и свет - твое ложе),
Вернет тебя в мир, где ты будешь прощен,
Затем, что иной - невозможен.

Отчетлив и вечен, на ветер и боль
Себя отдавая без боя,
Уже не увечен, уже не король,
Отныне ты будешь - собою.


Знаете, мои любимые ее стихи - в обычное время - они другие. Кеменкири все-таки - как это сказать нормально? - верная Первого Дома. Иной тон и разбег. Это хорошо в общем - лорду Майтимо побольше бы таких поэтов и поменьше других. Вот только у него они есть - и такие, и другие. А у лорда Финдекано в частности и Второго Дома вообще нет почти ничего. У королей этъянголдор, единственных из нолдор предков Королей людей, того рода, в котором сошлись все судьбы Средиземья по Третью Эпоху включительно. И вот об этих ребятах, о детях Нолофинвэ да и о нем самом - помимо Феанорингов и того, что могла быть написано в присутствии кого-либо из Феанорингов - не написано ни вот столечко - каково, а? Экое нагльство, как сказала бы Мильва. Лично меня эта ситуация задевала на первых парах, затем я просто привыкла, что дела в фандомской писанине обстоят именно так. Но нашелся таки человек, не пожелавший мириться с этой вечной фигурой умолчания!

Словом, други мои, nel6 написала роман о лорде Финдекано. И я немного переехала по этому поводу - после 15-то лет, после того , как прошлая попытка выйти из зоны комфорта закончилась кучкой шаржей и хохм в дружественных ЖЖ и мерзким ощущением попкорна из говна, простите. А это... это называется "...Yet Shall Thy Kingdom Rise...", что уже настраивает на нужный лад. Это как со стихами - ты вроде бы и знаешь все, но эмоциональные качели качают так, что кажется, еще чуть-чуть - и ты вылетишь нафиг.

Будет еще пост, потому что я желаю и буду делиться. Но чтобы делиться честно, мне нужна ссылка, да:)

блажь читать стихи (с), Профессор прав но слишком краток, мифы и легенды фандомов мира, ad astra, моей фрэндленте, Мифопоэйя

Previous post Next post
Up