Когда мы разбирали возможные аргументы "за" садик, многие написали - пусть уж лучше с самого начала научится постоять за себя, а то будет таким беззащитным, все его затюкают!
Это весьма спорный аргумент. Хотя бы потому, что на моей памяти (личный и профессиональный опыт) все изгои в классе были как раз садиковскими, а не домашними детьми. Но давайте все же подробнее поговорим о том, как учится ребенок "за себя постоять".
РАННЕЕ ДЕТСТВО.
В период раннего детства, от года до трех лет, ребенок нуждается в обязательной защите взрослых. Оставлять его на поиски "самостоятельных решений" совершенно жестоко, поскольку до трех лет малыш чувствует себя эмоционально единым с мамой, и только кризис трех лет приводит его к позиции самостоятельной личности. До этого нарушать эту неразрывную связь не нужно, и даже опасно. Что понимает ребенок, оставшийся без защиты взрослых? Он теряет уверенность в устойчивости и надежности мира (как мы помним, это базовое доверие чрезвычайно важно в детстве). Он еще не в состоянии самостоятельно разрешать конфликты взаимоотношений. Ребенок еще не представляет себе возможных поведенческих моделей - он только-только начинает их копировать. У кого? У окружающих. Соответственно, если он находится рядом с мамой, и в случае "опасности" бежит к ней, то что он копирует? Ее спокойную уверенность, что его НУЖНО защищать, ее разумную защиту, ее способы разрешения конфликтных ситуаций. Это навсегда закладывается в его сознании, как "правильная" поведенческая модель - не давать себя в обиду, справедливо "вершить суд", уверенность в том, что он не одинок. Те, кто любит говорить: "Пусть дети учатся сразу разбираться сами!", забывают поставить себя на место ребенка. Что понимает в таком случае сам малыш? Он видит собственную ненужность и одиночество в этом враждебном мире, ему не на кого опереться, негде искать защиты. Каждый встреченный - враг, и нужно обороняться. Воспитывается враждебное отношение к окружающим, агрессивное поведение, линия "лучшая защита - нападение", снижается самооценка - ведь человек не уверен в собственной ценности для кого-то!
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО.
В этом возрасте ребенок, усвоивший модель поведения взрослых (в раннем детстве), отрабатывает ее в игре. Например, с младшими сиблингами или друзьями.
В этом возрасте ребенку также необходима уверенность в том, что он может найти защиту у взрослых. Его нравственная система ценностей еще не сформирована, найти "справедливое решение" в конфликте дети самостоятельно не способны. Если в семье родители могут видеть, могут ли дети разрешить очередной мелкий конфликт, нужно или не нужно вмешиваться, то в условиях большой компании (в детсаду) воспитателю невозможно заметить все случаи конфликтов. К тому же, общение только в среде сверстников часто провоцирует лишние конфликты - например, проблемы кризисного периода (3 года, 6-7 лет) умножаются на количество детей в группе.
Дошкольник проходит фазу подражания. Он слепо подражает тому примеру поведения, который видит чаще всего, не умея критически перерабатывать "образец". Если он постоянно вынужден наблюдать случаи агрессии и привык обороняться, он вырастет с подобной моделью мира. Ребенок, выросший в условиях агрессии, пронесет это через всю жизнь. Если дошкольник привыкает к тому, что мама (другой взрослый) всегда могут придти на помощь в трудную минуту, он подражает этому, примеряет такое поведение взрослых на себя. И, наоборот, если его оставляют "разбираться самостоятельно", он понимает, что бросать человека беспомощным в беде - это нормально.
Такие люди, становясь взрослыми, даже не понимают, что возможны компромиссы, что недоразумения можно решать мирным путем, не прибегая к взаимным оскорблениям или рукоприкладству. Повышенная тревожность и ожидание угрозы от окружающих, к которой приучили в детстве под девизом "Пусть сразу привыкнет постоять за себя", трагически могут обернуться в подростковом возрасте. Ведь если ребенок, не уверенный в доброжелательности мира и надежности своей семьи, входит в переломный подростковый возраст - какого поведения можно ждать от него? Если человек вырос, не осознавая ценность собственной личности и жизни - разве он будет ценить чужие?
Следует помнить - растет ребенок, растут и его поступки.
Малыш, для которого норма - подойти, отобрать игрушку у другого, ударить пластиковым совочком, однажды вырастет. Он найдет другие "игрушки" и "орудия". Его привычка остаивать свое право только кулаками тоже вырастет. Подумайте об этом - во что?