Про рисование

Apr 18, 2015 15:36


После недавнего поста у меня появилась потребность выговориться. Надеюсь, я по адресу.

Я ходила в детский сад с полутора лет и до победного. Каждый день, если не было температуры, меня вели туда. Мысли, что может быть иначе, не возникало. Иногда вспыхивало что-то вроде мечты, а что если меня сегодня заберут пораньше... Но чуда не случалось. Я не плакала и жаловалась только если происходило что-то совсем из рядо вон. У меня не было проблем с общением, я всегда находила с кем поиграть и во что. Но выживать то как-то надо было.. Искренней радости от походов в сад не было никогда. А я себя хорошо помню едва ли не с младенчества.

Но я хотела рассказать не о том, о чём, возможно, и так большинству известно. Я хочу рассказать про рисование в моей жизни. Так случилось, что я с самого раннего детства очень любила рисовать. Всегда и везде. Для родителей это было очень удобно- посадил меня с карандашами и можно заниматься спокойно своими делами несколько часов. С карандашами со мной ходили в гости ко взрослым друзьям, потом с тетрадкой и шариковой ручкой со мной летали на самолётах. Я жила в своем нарисованном мире и никому не мешала. Параллельно с этим во мне взращивали комплекс отличницы. Я должна была быть первой или не быть. В раннем детсве было легко соответствовать. Я рано научилась декламировать стихи, читать, писать.. В общем можно было похвастаться тем самым взрослым друзьям при случае.

Мне сейчас 33, но я отчётливо помню два эпизода в детском саду, связанных с рисованием. Как будто это было вчера.


Воспитательница раздала небольшие листочки бежевой бумаги, где-то 10х15, чёрную краску и шаблоны. надо было чёрной краской по шаблону нарисовать телёнка. Задание для меня было на пять секунд. со скуки я начала что-то там дорисовывать, потом ещё.. А потом и вовсе решила, что у моего телёнка наступила ночь и закрасила всё чёрной краской. Мне самой понравилась эта идея, но улыбка живо сползла с моего лица, когда на меня начали орать. Нет не так. ОРАТЬ. Как не ударили меня тогда, удивительно. А это ведь всего лишь задание в детском саду.. Но я осмелилась сделать что-то не как все, а это было страшным для них, взрослых, преступлением. Желание рисовать у меня этот случай не отбил, но осадочек, как говорится, остался..
Второй эпизод произошёл, когда мне было шесть. Нужно было принести из дома яблоко для занятия по рисованию с натуры. Моё было небольшим, жёлтым, с каким-то шершавым пятнышком. Есть я такие не люблю, но для рисования годилось любое. Я очень старалась. Я нарисовала яблоко в объёме, со светотенью, постаралась как можно точнее подобрать оттенок жёлтого и изобразить каждое пятнышко и несовершенство на нём, не умаляя при этом его достоинств. Это был Портрет Яблока. За этим яблочным заданием следовало родительское собрание. Лучшие по мнению преподавателя яблоки вывесили на доске почёта. Вроде как продемонстрировать родителям достижения их отпрысков. Места на этом выставочном стенде было много. Думаю, там при большом желании множно было и все рисунки разместить. Вы, наверное, догадываетесь, к чему я клоню. Моего яблока там не было. Я даже проверила ещё раз. Были яркие красные яблоки и жёлтые с круглым алым румянцем, много больших круглых ярких пятен. Наверное, моё не вписалось в концепцию. И назад нам работы не раздали, поэтому я не смогла показать свой рисунок маме. Должно быть, оно уже лежало где-то на дне мусорной корзины. Мне было обидно.

Рисовать я продолжала и мечтала, чтобы мне подарили мольберт или хотя бы какое-то маленькое детское его подобие. Не подарили. И в художественную школу не отдали. Была потом попытка прийти туда самой, но так и не решилась. Страх, что меня не поймут, оставался. И никаких "настоящих" красок и мелков мне не покупали. И вообще, рисование было всего лишь удобным моим молчаливым занятием для родителей, но никак не чем-то большим. Особенно обидно, что родители не сохранили ни одного моего детского рисунка. Ни малюсенького клочка бумаги, а ведь их были целые кучи.. Сейчас я бы с радостью освободила их от этой "макулатуры", но увы..

Сейчас я уже взрослая тётенька и в состоянии все материалы и краски купить сама. Но мне сложно осмелиться, сложно начать. Моё рисование постепенно сошло на нет по мере того, как я становилась старше. Оно превратилось в какую-то отсроченную мечту. Ну, знаете как это бывает, когда говоришь: когда-нибудь я выйду на пенсию, буду жить в маленькой хижине на берегу океана и рисовать закаты... Захожу в магазин для художников как диабетик в кондитескую лавку. Как же всё здесь прекрасно и всё не для меня...

В прошлом году мы с моей маленькой двухлетней дочкой раз в неделю на полтора часа ходили на занятия в Монтессори школу. У них в классе с Монтессори средой созданы все условия для творчества. Ещё на ознакомительном собрании нам всё показали и рассказали об этом. Для лепки только тесто, никакого пластелина (до сих пор не понимаю, почему), и любая загогулина детская уважительно подписывается и бережно хранится.. И вот дочка как-то добралась до рисования в Монтессори классе. Преподаватель моментально предложила ей нарисовать ёлку, достала шаблон (!) и настойчиво ей указала на зелёную краску. Я отвела педагога в сторонку и очень вежливо ей рассказала, что мы с мужем так не делаем. Предельно вежливо. Я в нескольких словах объяснила нашу позицию, а потом принесла ей книгу Марины Озеровой. И вы знаете, она была мне искренне благодарна! Она сказала, что и раньше чувствовала какие-то противоречия, но не могла для себя сформулировать.. Словом, всё у нас сложилось в плане взаимопонимания. К сожалению (а может и к счастью), теперь эта милая девушка преподаёт у деток постарше. На занятия мы больше не ходим и по этой и по другим причинам.
Помимо нас с мужем в жизни дочки есть и другие взрослые- бабушка и дедушка. Иногда случается такое, что дочка остаётся на несколько часов у них. И конечно же, без рисования не обходится и там. Первый же рисунок меня настрожил. Слишком чистые цвета при их обилии (обычно если цветов много, то дочка их смешивает), зелёная трава внизу, жёлтое солнце наверху.. Как-то это всё было не похоже на нашу дочку. Естественно бабушка стала нас уверять, что она и не притронулась. А дочка потом рассказала, как бабушка её учила рисовать правильную траву.. А потом я и сама увидела, как "дозируется" бабушкой краска.. Книжку мы принесли и туда. Но там она, увы, пылится( А потом бабушка прислала мужу шаблонную ёлочку из треугольников, которую они нарисовали с моей дочкой в какой-то программе на телефоне. Даже не красками. Я, как бы помягче выразиться.. кхм.. опечалилась.

К счастью, первая же ёлка, нарисованная дочкой самостоятельно дома, меня успокоила и убедила в том, что родители- самые главные учителя. Особенно когда они просто не мешают ребёнку. Сейчас я вам покажу дочкины ёлки. По-моему, они чудесны!)


эта с синими игрушками уже красуется в рамке на стене


это ёлочка под снегом


здесь справа под ёлкой подарок


и ещё одна нарядная, новогодняя


а это самая первая с красными игрушками

Все ёлки нарисованы в период с 2,10 до 3,2 годами.

Конечно же, я не хочу отдавать детей в детский сад не из-за рисования. Ну или далеко не только из-за него. Но когда мне показывают шаблонных пластилиновых снеговиков или открытки с мимозами довольные мамы садиковских детей, мне не хочется ничего им говорить. Вот совсем.

3-6, 1-3, детский сад, рисование

Previous post Next post
Up