Чтобы понять, как эти внешние реалии правят нашей жизнью, лучше всего обратиться к Закону фермы. Каждый согласится, что в сельском хозяйстве всей деятельностью человека управляют естественные законы и принципы; ими же определяется и количество урожая. Но в социальных культурах мы почему-то думаем, что можно пренебрегать естественными процессами, пытаться обмануть систему и при этом выйти победителем.
Это убеждение вроде бы подкрепляется и многими свидетельствами.
В школе или университете вам наверняка случалось сидеть ночи напролет перед важным экзаменом, зубря материал, который должны были изучать в течение семестра - но не изучили, весь год предавались праздности.
Можно ли представить себе зубрежку на ферме? Можно ли представить, что вы забыли посеять весной, прогуляли все лето, а осенью принимаетесь за работу - пашете, сеете, поливаете, пропалываете, - ожидая получить в одночасье богатый урожай?
Зубрежка не срабатывает в натуральной системе, какой является сельское хозяйство. В этом фундаментальное отличие между социальной и натуральной системами. Социальная система основывается на Ценностях, а натуральная - на принципах. Зубрежка может отчасти срабатывать в социальной системе. Вы можете короткое время использовать быстродействующие приемы и методы, и они, может быть, принесут успех.
Но в долгосрочной перспективе Закон фермы правит всеми сторонами жизни. Многие из нас жалеют о том, что занимались зубрежкой в школе и университете. Мы получили степень, но не получили знаний. С течением времени мы обнаруживаем, что успех в социальной системе школы - совсем не то же самое, что успех в интеллектуальном развитии - способность мыслить аналитически, творчески, на высоком уровне абстрагирования, умение устно и письменно излагать свои мысли, переступать барьеры, подниматься над устаревшими технологией, находить новые и лучшие способы решения проблем.
А как насчет характера? Можно ли с помощью зубрежки стать цельным, мужественным, сострадательным человеком? А здоровье? Многие годы питаясь картофельными чипсами, шоколадными тортами, совершенно не занимаясь физкультурой, можно ли в одночасье отменить все это и, потренировавшись ночь напролет, назавтра пробежать марафонскую дистанцию.
А семейные отношения? Ими либо правит Закон школы, либо Закон фермы - в зависимости от того, как долго вы хотите сохранять свой брак. Многие люди, поженившись, не желают хоть сколько-нибудь поступиться привычным образом жизни. Они становятся женатыми холостяками. Они не уделяют времени на то, чтобы посеять семена общих интересов, взаимовыручки, заботы, нежности и участия, а потом удивляются, взирая на урожай сорняков. Быстродействующие приемы, с помощью которых они пытаются решать проблемы, попросту не срабатывают. Эти решения не могут подменить собой необходимость сева, рыхления и прополки.
Есть еще отношения с детьми. Мы можем избрать кратчайший путь: мы выше, мы умнее, мы обладаем властью. Мы можем отвлечь ребенка, пригрозить ему, навязать свою волю. Мы можем свалить с себя ответственность на его воспитание, на детский сад, школу, церковь. Но станут ли потом наши дети ответственными, заботливыми и мудрыми взрослыми, умеющими принимать эффективные решения и жить счастливо? Укрепит ли это наши взаимоотношения с ними - в потенциале нашими самыми близкими друзьями?
На короткое время стандартные приемы могут помочь. Мы можем произвести впечатление, „охмурить» собеседника своим обаянием. Мы можем использовать манипулятивные приемы: потянуть за какой-то рычаг, надавить -на какую-то кнопку, чтобы добиться желаемой реакции. Но в долгосрочной перспективе всеми сторонами жизни правит Закон фермы.
Доктор Сидни Бремер в своей книге „Дух Аполлона» писал:
„Природа хорошо сбалансирована. Мы не можем нарушить ее равновесие, потому что знаем, что закон причины и следствия неколебим и неотвратим. Но нам самим, как личностям и нациям, не удается обрести равновесие, потому что мы еще не поняли, что те же самые законы в человеческой жизни и в обществе действуют столь же неотвратимо, как и в природе, - мы пожинаем неизбежно то, что сеем».
Стивен Кови "Главное внимание главным вещам"