о домашнем обучении - 5

May 07, 2013 21:08

предыдущая часть: http://deti-v-semje.livejournal.com/2481871.html

большинство здесь присутствующих мам очень хорошо знают, что такое грудное вскармливание по требованию:
- кормление лучше идет не по режиму, а по требованию ребенка;

- молоко неоднородное, оно бывает более густое или более жидкое;

- ребенок высасывает не стабильное и неизменное количество, а в зависимости от своей потребности в данный момент; то, что ребенок "мало высосал" еще не означает, что он остался голодным; ребенок сосет в разное время по-разному, и это зависит от множества факторов: сегодня холодно, завтра жарко и хочется больше пить, лезут зубки - висит на груди и т.п, но при этом, мало или много он сосет в этот отдельный момент, в целом он все равно насыщается и прибавляет в весе;

- здоровый ребенок всегда утолит свой голод и насытится, высасывая достаточное для себя количество молока, и не надо над ним стоять с весами и замерами;

- чтобы высосать молочко, ребенку нужно хорошенько потрудиться самому, оно не льется в рот само по себе; то есть грудное вскармливание это обоюдный процесс - участвует и мама, и ребенок;

- при грудном вскармливании очень важным составляющим является психологический фактор, эмоциональная связь матери и ребенка.

теперь замените слова "грудное вскармливание" на "обучение"?
Процесс впитывания информации происходит по той же самой схеме! В ребенка не нужно "вливать" регулярно через определенное количество времени стабильные "250 миллилитров" одинаковой информации! Процесс познания не стихиен, но и не похож на автоматизированный конвейер. Это можно проследить на примере маленьких детей, которых еще не "обучили": малыша интересует все вокруг, его ведет любознательность, он сам находит предметы, которые его интересуют, и сам пытается их исследовать, задача взрослого - лишь обеспечить для него подходящую среду, а не выдавать порцию переработанной информации.
Сегодня ребенок "взял" меньше, завтра больше, послезавтра вообще нисколько, но в целом он продвигается. Показатель не то, что он ежедневно получает порцию готовой информации, а то, что у него есть стремление двигаться дальше, есть любознательность, и есть общий прогресс (необязательно результат видно сразу через несколько дней обучения, образование это вообще такой процесс, что результат очень острочен, но важно общее продвижение в целом).
Многие считают, что раз учебная деятельность ведущая для ребенка, как трудовая - для взрослого, то она и должна выглядеть, как работа у конвейера ежедневно с восьми до стольки-то. Но при этом забывается, что учебная деятельность - процесс познания - должна быть ТВОРЧЕСКОЙ, а не похожей на отбывание повинности у "конвейера". Поэтому я бы скорее ее сравнивала с творчеством, а не работой по часам. Так вот творчество очень редко бывает "по расписанию" - представьте себе человека, который пишет картину не по замыслу, а по расписанию! Именно идея, творческое начало, мысль ведет человека даже тогда, когда у него нет внешних рамок (то есть он не обязан никому писать эту картину с восьми до четырех ежедневно и никто не придет и не проверит, сколько он сделал). Сильная внутренняя мотивация всегда намного эффективней внешней. Знаете, как про работу говорят: вы на своем месте, если бы продолжали заниматься этим делом даже тогда, когда ничего не получали бы. По опыту работы могу подтвердить, что дети, увлеченные идеей, способны на гораздо большее, нежели те, которым "надо выучить от сих до сих".
Конечно, многие возражают - ребенок не может сам учиться, сталкиваясь с элементарными трудностями, он тут же все бросит. Я уже писала о "составляющих успеха" (практические цели, активная деятельность) в прошлой части, здесь скажу также, что необходимы те условия плюс не гасить природную любознательность ребенка - она как чувство голода при кормлении, обязательно поведет ребенка получить следующую порцию "питания для мозга". Если не гасить природную любознательность, формировать у ребенка стойкие интересы, приучать его к созидательной деятельности, то результат обязательно проявится. Возможно, он будет совсем не похож на "выучить от сих до сих": ребенок может заниматься не так регулярно, как в школе; он может одной темой заниматься очень долго, а другую "проскочить" за минуты; но в общем, если ненавязчиво организовывать его деятельность, он сам будет продвигаться. Нужно сначала решить, что мы хотим: чтобы ребенок сидел за тетрадкой от восьми до двух, или он усвоил некоторую информацию? Чтобы он занимался умножением двузначных чисел три четверти, или чтобы он понял этот принцип? Если убрать из собственного сознания эти временнЫе рамки - то есть, если ребенок не сидит столько-то часов в день за партой, то он не учится - то процесс видится гораздо легче. Я заметила, что это вообще самое неэффективное - сидение каждый день "от и до", гораздо проще ориентироваться на те моменты, когда ребенок очень увлечен, на его активную фазу, на "свежий" вопрос, который не дает ему покоя, но не на расписание уроков по часам. Пока что у нас на деле получается недельное расписание - то есть расписание внешней активности, кружков и тп., а все, что делается дома, происходит, так сказать, в стиле художественного беспорядка. Но при этом, как я писала выше, в целом ребенок продвигается и есть заметный прогресс за учебный год. Бывают и такие дни, как я называю - День капризов или День лени :), когда вообще ничего не хочется и не делается. Они же компенсируются днями повальной и главное продуктивной увлеченности и часовыми просиживаниями за инструментом, тетрадями, книгами и т.п. Наверное, получая относительную свободу в этом вопросе, ребенок рано или поздно учится сам составлять свой план, ставить ближайшие цели и планомерно их достигать. Я написала "наверное" только потому, что мы еще в начале процесса. но, во всяком случае, пока эта версия подтверждается на практике.

Это тоже вопрос организации среды вместо впихивания готовых сведений, как и в раннем детстве. Об организации поговорим позже - продолжение следует.

homeschooling, 10-12, обучение, 6-10, школа, 12-16, Марина Озерова

Previous post Next post
Up