возможно, в этот раз мой вывод будет очень личным и необъктивным, но к нему я пришла еще на заре собственного учительства и насколько это возможно он был воплощен в жизнь еще при работе с другими детьми, теперь же, надеюсь, будет не менее успешно продолжаться и со своими. Во всех умных книжках по педагогике написано, что один из главных факторов эффективного обучения и перехода его в самообразование есть "я-позиция" ученика. То есть ученик должен стать субъектом, а не объектом обучения. То есть - учится сам, а не его заставляют это делать.
Конечно, когда человек лично заинтересован, у него осознанная я-позиция и внутренняя мотивация, учеба не будет каторгой и не будет построена по принципу "сдал-забыл", "сделал на отметку для родителей". Для меня составляющие выработались следующие:
интерес + практическая цель + созидательный труд + полезность обществу
Прежде всего это необходимо в младшем школьном возрасте, но у меня работало и с подростками.
Теперь разберем слагаемые по очереди.
образовательная цель представляет собой то, как формировать, направлять и развивать интересы ребенка, а не то, как в него впихнуть побольше сухой информации.
интерес - любой нормально развивающийся ребенок, не потерявший любознательности при насильственном обучении в раннем детстве, выражает интерес хоть к чему-нибудь. Если базироваться на природной любознательности и на тех вопросах, которые возникают у ребенка, можно достичь гораздо больших успехов и за меньшее время, нежели впихивать в ребенка информацию, опираясь на искусственно созданную внешнюю мотивацию. Ребенок познает окружающий мир, и у него так или иначе возникают вопросы, на которые он ищет ответы, часто путем проб и ошибок. У него обязательно возникет интерес хоть к чему-нибудь, освоить любое новое действие - вот его и нужно сделать опорой. Большое заблуждение считать, что поставленная практическая ближайшая цель будет ребенка ограничивать - наоборот, она поведет к дальним целям. Дети большие прагматики, поэтому применение того, чему они научились, укрепляют мотивацию. На стадии начального обучения это вполне применимо едва ли не ко всем знаниям, а дальше ребенок созревает и может абстрагироваться, ставить более дальние цели.
Созидательный труд - опять приходим к тому же - если ребенок не умеет трудиться для других, если он воспитывается в духе "учеба это твоя работа, а мама с папой тебе все на блюдечке принесут, лишь бы ты учился на пятерки!" - он вырастет ленивым эгоистом. Необходимо помнить, что выражение "учебная деятельность" включает в себя слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, она не вырабатывается в теории! У маленького ребенка привычка трудиться вырабатывается за счет участия в домашних делах и домашних обязанностей. Ту же самую привычку он далее проецирует и на познание.
Полезность обществу - любое знание направлено на то, чтобы изменить мир. Поэтому для детей очень важно ощущать себя полезными для других.
сначала пример из моей школьной практики:
меня однажды назначили ответственной за подготовку школьного праздника (по традиции мы делали музыкальное представление). все бы ничего, даже интересно, но класс дали такой, который никто из учителей не брал :) и в нем - группа подростков, которые негативно настроены вообще в целом, никакой мотивации, тем более - какого бы ни было общественного поручения. для краткости опущу все подробности, но суть: мне пришлось быстренько найти действующий интерес у этих ребят (популярные в то время музыкальные группы среди подростков), и на этом мы построили наше представление. Да, этот ход мог получиться, а мог и нет :) иногда в школе приходится играть ва-банк, особенно с подростками. Но им понравилась идея показать прилюдно свои интересы со сцены, которые раньше считались негативными ("Выключи немедленно свою идиотскую музыку!" - что-то вроде). Итак, интерес был, практическая цель тоже (к определенному времени сделать представление), созидательный труд тоже - приходилось оставаться после уроков и репетировать, даже в выходные приходили на дополнительные занятия, сами сочиняли все слова (в стихах!) безо всякой моей помощи, придумывали спецэффекты и декорации; полезность обществу: мне было маловато одного выступления перед нашей школой, я подала идею сделать маленький праздник для начальных классов. Раскачивались довольно шатко, но потом согласились. Для лирического отступления смешное: выходят взмокшие после проведения праздника в началке, и говорят мне: "Марина! ВЫ себе не представляете, КАК тяжело работать с детьми!!!" :), кстати, после этого их опыта не было никаких дисциплинарных проблем, и полное взаимопонимание с полумысли.
Из уже личного опыта: в пятилетнем возрасте дочка захотела учиться играть на гитаре (интерес). Поставили практическую цель: выступать на таком-то празднике в знакомой компании. привычка трудиться имелась. полезность обществу- например, ходили навещать знакомую, у которой были проблемы с ногами, и она никуда не выходила, и Ида в концертном платье устраивала ей "концерт". Один интерес привел к появлению новых: стало необходимым изучать английские буквы; записывать и распознавать ноты; бегло читать и писать (на двух языках); и многое другое. И все это знание было не в виде обязательной неизвестно для чего нужной информации, а продиктовано практической необходимостью.
простой пример: ребенок заинтересовался буквами. Одно дело - давать бессмысленное переписывание образцов по прописи, другое - делать другим приятное, например, приготовить самостоятельно подписанную открытку бабушке ко дню рождения, написать письмо-сюрприз кому-то, подписывать свои рисунки и поделки, и т.п.
продолжение следует.