о работе мозга в момент просмотра видео

Dec 12, 2011 09:55

некуда деться от телевизионной темы :)
Довольно много у нас написано по тэгу "масс-медиа и дети", и существует хорошая литература по теме, но разговор о развитии ребенка в раннем детстве нельзя оставить без внимания к мультикам. Подробно эти процессы описаны по тэгу "восприятие".
Что делает мозг ребенка в раннем детстве, если ребенок действует с реальным объектом? (мы сейчас разбираем раннее детство, но все, сказанное ниже, относится целиком к дошкольному периоду, когда мышление полностью зависит от работы кинестетического канала).

1 - активно действует двигательный канал восприятия, "включающий" мышление.
2 - ребенок совершает разнообразные действия, которые более полно формируют образ объекта (в том числе и визуальный).
3 - когда ребенок вновь берет тот же предмет, он совершает с ним иные действия (точно так же, как нет двух идентичных предметов в природе, так и ребенок не может совершать полностью идентичные действия, даже если внешне они нам кажутся таковыми - он же не заводная кукла!). То есть, изменились действия - изменилось восприятие предмета - мозг получил новую информацию о существующем у него в хранилище образе. ЧТо делает мозг? Заносит новую "запись", и соотносит ее со старой. То есть - анализирует, сравнивает, сопоставляет. Развивается, одним словом - интенсивно обрабатывает информацию.
4 - ребенок находит какое-то новое применение знакомому предмету - мозг получает новую связь между этим сохраненным образом и новой функцией. Каждый раз, возобновляя действия с предметом, ребенок получает новые связи. тем самым мозг приучается к интенсивной обработке информации.

Напомню, что развитие мозга оценивается не по тому, сколько образов он успел сохранить - это не жесткий диск. Работа мозга оценивается по тому, сколько он успел построить связей между объектами. Могут быть два объекта с десятком связей между ними, и могут быть десять объектов с полным отсутствием связей. Что лучше - подумайте сами.

Что делает мозг ребенка, когда ребенок смотрит телевизор (видео)?
1 - двигательный канал полностью выключен (даже если ребенок во время просмотра мультиков скачет по дивану - этот двигательный канал в данный момент не участвует в исследовании объекта!). соответственно, основная информация, которая и "заводит" все нужные мыслительные операции, отсутствует.
2 - мозг получает интенсивные атаки визуального канала, не подкрепленные основной для него кинестетикой. обрабатывать информацию нечем, визуальный образ, довольно бедный, складывается без всякой обработки и сопоставления.
3 - повторный просмотр. снова - сильная атака на визуальный канал, который, бедняжка, захлебывается без поддержки кинестетического. те же образы снова складываются в память, без анализа - анализировать их а) - нечем (двигательный канал не в деле), и б) - незачем, они идентичны. соответственно, мозг потихоньку учится работать в пол-силы, особо не напрягаясь и уж тем более - не заводить всю эту кутерьму с анализом, синтезом и прочими. Что получается в итоге: развивается механическая память, повреждается связь между двигательным и визуальным каналами (двигательный первичен в обработке информации, а здесь все наоборот), что плохо влияет на развитие мышления в целом. Осталось вспомнить, что в раннем детстве запускаются очень важные механизмы, это проекция на будущую работу мозга. Мы же не думаем, что развитие ребенка "выключается" на время просмотра мультиков? "Десять минут в день добрых хороших мультиков" - это несколько десятков тысяч необработанных непроанализированных визуальных образов, наспех разложенных в памяти и "отставка" мозга. Сможет ли ребенок получить несколько десятков тысяч образов в день нормальным путем? Возможно ли это уравновесить? Вот поэтому мозг и выбирает легкий путь, без усилий и излишнего напряжения. Это примерно можно себе представить так: у вас есть роскошный мультифункциональный кухонный комбайн. В нем очень много операций. но чтобы он работал, его нужно включить в розетку. Вы его не включили в сеть, но требовательно нажимаете кнопки. Точно так же чувствует себя мозг, когда у него отнимают главный источник информации - двигательный канал, и требуют от него какого-то "мышления", которому уже не от чего "питаться". Это учит мозг пассивному приему информации, но ни в коем случае не обработке! И уж тем более - не созданию связей между полученными объектами (эти связи не на чем основывать).

3-6, 1-3, умственное развитие, масс-медиа и дети, восприятие, Марина Озерова, 0-1, психическое развитие

Previous post Next post
Up