Психология подросткового самоубийства. Темный чулан в голове у подростка

Mar 10, 2013 19:48


Ваши дни проходят по одному и тому же сценарию: дом, работа, семья. У вас подросток со своим подростковым взглядом на жизнь, вы его кормите-одеваете, но пробраться глубоко в его мир не можете. В школу ходит, что-то делает - и то хорошо.

Но недавно в той школе, где учится ваш ребенок, случилось ужасное: детский суицид. Мальчик, ровесник вашего дорогого дитя, выбросился из окна. Из приличной семьи. Якобы из-за ссоры с родителями по поводу прогулов…

И вот тогда ваша жизнь начинает меняться: история о детском суициде не выходит из головы. Вы наблюдаете за своим ребенком и отдаете себе отчет в том, что вам неизвестно, о чем он сейчас думает, чем живет, что любит. И вам - страшно.

Что сделает он, если вы случайно упрекнете его в плохих отметках, если попытаетесь вытолкнуть из виртуального мира, заставите «взяться за ум»? А может, в его голове уже зреют депрессивные мысли?.. Что же делать?! Как разобраться в причинах суицида среди подростков?




Психология суицида

Родители, учителя и школьные психологи в бессилии разводят руками, пытаясь определить причины подросткового суицида. Приходится искать самые разные версии, догадываться и додумывать:что быть может попытка самоубийства действительно была спровоцирована плохими отметками. Замечаниями, страхом наказания. Или прочими школьными неурядицами - мало ли, что могло случиться. Теперь уж не узнать.

Так или иначе нет четкого знания и понимания, в каких случаях ребенок может быстро позабыть о неприятностях в школе или дома, а, когда размолвки с родными могут привести к чему-то серьезному. Не имея в руках работающего инструмента, точно распознающего предпосылки возникновения подростковых суицидов, родители никогда не могут точно знать, на что способны их дети.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность понять истинные причины детского суицида. Понять, заблаговременно распознать негативные внутренние состояния ребенка, коварство которых в том, что они могут не иметь видимых причин, - и предотвратить самое страшное, обезопасив любимое дитя. Пользуясь системным знанием, каждый родитель сможет понимать, находится ли его ребенок в «зоне риска» по суициду, что с этим делать и как не допустить появления депрессивных состояний и формирования суицидальных наклонностей.

Суицид по ошибке

Всерьез решиться на сведение счетов с жизнью могут лишь дети со звуковым вектором. И хотя далеко не всякий ребенок-звуковик потенциальный самоубийца, мысли о настоящем суициде приходят в голову именно им.

Однако, среди «классических» звуковых самоубийств (о которых речь пойдет позже) встречаются «случайные» подростковые суициды. Это тот самый случай, когда догадки о несчастной любви, тайных переживаниях или некой неизвестной душевной травме оказываются наиболее близкими к истине. С той лишь разницей, что переживания были, а действительного намерения умереть - не было и быть не могло.



Такие случаи - скорее ошибка, чем правило и закономерность: дети со зрительным вектором жизнелюбивы, хотя в определенных плачевных состояниях их векторов они склонны разыгрывать спектакли для привлечения к себе внимания. Трагическую развязку такие показательные выступления имеют не всегда.

Как правило, в такой ситуации все переживания подростка как на ладони, причем, видны явные причины - как то расставание с девушкой и т.п. Они живо реагируют на ссору с родителями, замечания учителя, проблемы в отношениях со сверстниками. Как самые эмоциональные создания, плачут, смеются, шумят и делают недовольные лица. Тогда как подростки со звуковым вектором думают и реагируют по-другому: вы не увидите у них эмоционального отклика, все чувства звуковика спрятаны глубоко внутри, их будто бы не так трогают проявления внешнего мира, как остальных… Психология их суицида совсем иная.

Путь зрительного ребенка к суициду начинается с эмоционального шантажа, который по сути является истеричным требованием любви и внимания. Ребенок угрожает, что сведет счеты с жизнью. Или просто воображает и мечтает «Вот умру я, и тогда все узнают, тогда все поплачут! А "он" тогда, наверное, пожалеет, что вовремя не заметил, вовремя не оценил! Вот тогда бы...» Все это закономерные проявления зрительной эмоциональности, так называемых зрительных раскачек.

Однако, естественное намерение далеко от желания расстаться с жизнью, даже если самому зрительнику в вихре его эмоций кажется, что он готов умереть. Но все его помыслы при этом остаются в этой жизни, в ее перипетиях, и даже тогда зрительник воображает, как бы он со стороны наблюдал страдания и раскаяние скорбящих по нему.

Если ему не поверили, не оценили серьезности угроз, не дали столь желаемого отклика, он действительно будет способен пойти дальше - и глотает таблетки, режет вены, лезет на крышу, прыгает с моста. При этом все картинно, драматично, демонстративно. Но делает это не для того, чтобы действительно расстаться с жизнью. А чтобы повысить свою ценность в ваших глазах (если именно вы объект шантажа).

Случайно заигравшись, такой ребенок может довести дело до конца, не оставив себе лазейки, запасного выхода из ситуации. И хотя зрительный вектор - это любовь к жизни и страх смерти, относиться поверхностно к таким попыткам суицида у подростков нельзя.



Что делать?Правильное воспитание зрительника - главный гарант тому, что эмоциональность ребенка будет развиваться со знаком плюс, а не минус. Истерики, эмоциональные раскачки, страхи и многие другие проблемы зрительного вектора никогда не затронут вас и вашего ребенка, если он с детства будет получать столь необходимое ему чувственное развитие. Крайне важно создать эмоциональную связь с ребенком, давать ему возможность проявлять свою зрительную эмоциональность в позитивном ключе.

Если ситуация в данный момент вышла из-под контроля, и вы видите, что у ребенка раскачка в зрении (чаще всего это проявляться закатыванием истерики, чем ребенок привлекает к себе внимание), примите экстренные меры - дайте ребенку это так нужное ему внимание, постарайтесь выстроить эмоциональный контакт, будьте с ним, понимая природу его переживаний. Его нельзя оставлять одного в этой ситуации.

Не стоит оставлять без внимания зрительные «шутки» о суициде подростков еще и потому, что ребенок со звуковым вектором может решиться на последний шаг уже без демонстративных предупреждений. «Переключившись» в какой-то момент, он молча и без сожалений сделает это, хотя все произнесенные ранее слова о самоубийстве вам могут казаться глупой шуткой.

С помощью знаний системно-векторной психологии вы точно будете понимать, кто перед вами - требующий внимания зрительник, «депрессующий» звуковик или вообще «два в одном»?

Особые отношения со смертью

Почему дети со звуковым вектором, которые находятся в зоне риска по подростковому суициду, так легко расстаются с жизнью? Потому что у звуковиков особые отношения и с жизнью и со смертью.

Это вектор, который в депрессивных состояниях может быть не в ладах со своим телом. Оно только мешает: требует еды, удовлетворения каких-то физических потребностей; его нужно за собой «таскать», ухаживать за ним.

Посмотрите на ребенка со звуковым вектором: он может запросто «забыть» пообедать и поужинать, погрузившись в дебри виртуального мира или зачитавшись фантастикой Стругацких. Он мыслит абстрактно, а свое «Я» ощущает иначе, нежели другие: любой человек со звуковым вектором чувствует некую иллюзорность внешнего мира.



Но если внутренние страдания звукового ребенка зашкаливают, он стремится избавиться от них, сбросив тело в окно, чтобы отправиться в блаженную вечную жизнь без боли и ненужных ощущений на уровне «физики».

И здесь не нужно искать причины - несчастливую любовь, отсутствие авторитета в компании друзей или неспособность найти общий язык с родителями. Звуковика волнуют совсем другие вещи: постижение смысла. Именно отсутствие ответов на их главные вопросы, мучительное ощущение бессмысленности жизни толкают звуковых детей на самоубийство.

Вопросы о смысле жизни появляются в детской «звуковой» голове еще в 5-6 лет, поражая взрослых своей осмысленностью и глубиной. «Зачем мы живем? Что такое смерть? Что такое бесконечность? В чем смысл?»

Эти вопросы могут звучать тихо и ненавязчиво, но чаще - проявляться тоской и скрытой депрессией, что будет первым «звоночком» возможного подросткового суицида. Ребенка тревожат неясные ощущения, не вербализованные в более-менее понятное: «Кто я?». Есть только смутная тяга к вещам «запредельным», касающихся мироустройства или души человеческой: к физике, астрономии, религии, философии…

Но если этот смысл не найден, если звуковик даже близко не подошел к разгадке бытия, если внутри у него лишь глобальная пустота и бессмыслица, это причиняет ему колоссальные душевные страдания. Он может даже не осознавать своих вопросов. Но боль от этого не становится меньше.

Звуковой вектор доминантный, а это значит, что сила всех нехваток и потребностей в звуке намного сильнее, чем в других векторах. И если ребенок страдает от звуковых нехваток, страдает все его существо, подавлены все его желания.

Заглушить страдания подростки могут по-разному: кто-то пытается снять давление изнутри грохочущей музыкой, кто-то на время заглушает боль алкоголем, а кто-то прибегает к помощи наркотиков. Но облегчение длится недолго. Вслед за ним «накрывает» еще большей волной страданий, следующий шаг после которого - суицид.

Ура. Освободился.

Диагностика суицида

Остановить этот безумный рост детского самовольного ухода из жизни - возможно. Нужно лишь точно понимать особенности своих детей и обеспечивать им необходимое развитие. Обладая системным мышлением каждый родитель, воспитатель и учитель способен правильно диагностировать суицидальные настроения и знать, как защитить ребенка со звуковым вектором от несчастья.



Лучшая диагностика суицида - это не тестирование, не исследование всех и каждого в кабинете школьного психолога, у которого для векторально разных детей припасен список одинаковых вопросов. Лучшая диагностика - это системно-векторная психология Юрия Бурлана, при помощи которой можно без труда распознать звуковика и его состояния.

Перед вами малообщительный ребенок с отрешенным взглядом, замедленными реакциями на ваши попытки до него достучаться? Задумчив, при этом высокомерен и эгоцентричен? С головой уходит в фантастику, виртуальные игры, Интернет? Не проявляет никакого интереса к миру физическому, к материальным вещам, любви и другим радостям человеческой жизни? Таков звуковик как он есть. Но дети сегодня полиморфы, т.е. могут нести в себе свойства нескольких векторов, а это уже другие проявления, другое поведение.

Профилактика подросткового суицида

Узнав о депрессии в звуковом векторе, вы подумаете: лучшая профилактика подросткового суицида - это антидепрессанты. Нет! Роковая ошибка!

Антидепрессанты - это всего лишь пилюли от симптомов, никак не влияющие на причины депрессии. А значит, ощущения внутренней пустоты после приема антидепрессантов никуда не уходят, а вот боль приглушается. Но что будет, если боли нет, но и смысла тоже нет?

Точно - остановка в развитии, которое должно быть у любого растущего ребенка. Времени, чтобы развить свои природные свойства, у него всего лишь до окончания пубертата - затем развитие возможно только путем трудной и серьезной работы над собой.

Возможным последствием приема антидепрессантов может стать и тот самый подростковый суицид, от которого хотели сделать профилактическое лечение… Почему? Не имея ни смысла, ни боли, подросток-звуковик прервет жизнь от вселенской скуки и бессмысленности существования.

Какой должна быть профилактика суицида среди подростков? Это прежде всего развитие врожденных свойств ребенка. Зрительника важно научить выводить страх наружу, в любовь и эмпатию к людям. В звуке дать возможность постижения законов мироздания. В отношении звуковика не сработают попытки «выманить» его из внутреннего мира приманками, работающими для других векторов (работа, карьера, деньги, любовь, авторитет, почет). Это работа с тем, что позволит реализовать желания и наполнить звуковой вектор. Это конкретные задачи по поиску ответов (а в поисках ответов им нет равных) - с терпеливой проработкой ее составляющих. В тишине, с максимально возможными условиями для внутреннего сосредоточения.



Черная точка в сердце поколения

Многим кажется, что дети сегодня другие, не такие, как еще десять-двадцать лет назад. Так и есть. И другие, в первую очередь, звуковики. Если когда-то им для того, чтобы ощутить счастье, нужно было сосредотачиваться на самих себе в поисках внутренней мысли, то сегодня этого недостаточно.

Причина неуклонного роста суицида среди молодежи - не в незрелости наших детей, не в глупости их или легкомысленности (даже безответственности), как думают многие. Причина в том, что эти подростки действительно другие - с другой силой темперамента, требующей намного большего наполнения звукового желания, чем десять-двадцать лет назад.

Как применить это знание при профилактике суицида у подростков? Понимать, что простыми вещами наполнить звуковые нехватки «до краев» не получится. Нужно использовать более действенный метод, дающий подростку со звуковым вектором желание найти тот самый Смысл и ту Идею, ради которой он живет. Использовать возможность к наивысшей реализации звукового желания к постижению - к постижению своего Я, навсегда излечивающую звуковую душу от суицидальных мыслей. Системно-векторная психология дает для этого все необходимые инструменты.

Автор: Анна Кудрявцева

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Рекомендуется к прочтению:

Закон об оружии

Другие публикации:

Чего тебе надо? Комплекс хорошего мальчика

Ребенок матерится - сексуальное воспитание детей во дворе

Отзыв

Мне понравилось - поставить «сердечко»:
Мне понравилось - отправить этот пост в социальные сети:







системно векторная психология, звуковой вектор, депрессия у детей, причины суицида у детей, советы родителям, статьи о детях

Previous post Next post
Up