Прозвище «маменький сынок» многим знакомо еще с детства. И если оно обращено на нас, мы, дворовые ребятишки, его чураемся, считая позорным, унизительным. И, если такой мальчик встречался у нас во дворе, мы с ним старались не водиться. А он к нам почему-то всегда лез c этими своими одолжениями и подарочками. Жутко раздражало его стремление всем и каждому нравиться и угождать.
Да что там, даже злились мы на него! Как за что? А вот за то самое: он все делает правильно - он просто правильный. А мы все, которые рядом, лоботрясы, повесы и невежды - в общем, неправильные.
Системно-векторная психология позволила мне разобраться с причинами такого поведения определенного типа детей.
Небольшой фрагмент тренинга по системно-векторной психологии о комплексе хорошего мальчика
Click to view
Речь о том, что маменькин сынок, привыкший жить в ожидании похвалы, деяния свои привязывает именно к похвале, и цель у него именно в ней, в похвале. Что человек, воспитанный по принципу маменькиного сынка, не может в жизни формулировать цели не ради похвалы только, а для того, чтоб состояться.
Однако, если мамочка живет для сына, хотя бы он у нее и маменькин, то она позаботится о том, чтоб со временем, после прохождения ступенек, ведущих к мастерству в одной из профессий, ее сынок, живущий ради получения благодарности, все-таки достиг вершин мастерства, стал мастером золотые руки.
Здесь важно обратить внимание на этот важный нюанс воспитания. Сыночку нужно прежде всего научиться адаптации в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Да, отнюдь не лишним будет признать априори, что родители могут иметь личные представления о счастье ребенка, которое будет как раз состоять не в том, что себе наконструируют родители. Здесь перед нами возникает целый клубок противоречий, и разрешить его для подрастающего сынка - это жизненно важное дело.
В чем, так сказать, нонсенс? В том, что ребенок сызмала приучается не брать на себя ответственности. Почему же так? Ведь он же добивается мелких целей, и получает за них благодарность. Всякий путь начинается с первого шага, так почему же умеющий достигать малых целей не сможет достичь большой? Может быть, потому, что за малыми целями ему не видно ее? Все просто - благодарность и есть цель «хорошего мальчика».
Это ситуация, когда за деревьями не видно леса. С юных лет человек привычно достигает малых целей, и в своем перфекционизме просто нужды не видит ставить большую цель. Зачем, когда он привык делать сначала одно дело, а потом только - другое, и целой их череды, венчаемых общим успехом, видеть такому человеку просто не приходит в голову?
Что, разве невозможно представить человека, для которого просто природа его не тянет заглядывать за горизонт текущих дел? Да, читатель подумает, что разговор идет о носителях анального вектора, и окажется прав. А комплекс «маменькиного чада» формируется еще до полового созревания ребенка. Так что, скрижали установлены. Но поджидает ли укладываемого в это прокрустово ложе чадо хорошая жизнь в счастье и удовлетворении от ее проживания? - Нет!
Вы еще хотите узнать, почему? Да все по той причине, что достижение малых целей не предполагает достижения большой, которой просто не видно. Она, большая цель - в будущем, а будущее для носителя анальной меры всегда сопряжено
с напряжением и даже со стрессом. Любое изменение в жизни, в предлагаемых ею обстоятельствам, может служить причиной нервного срыва носителей анального вектора.
Люди, маленькие люди, наши дети, ранжируются уже в яслях и далее - детских садиках и школах. Они ранжируются, подчиняясь своим природным данным. Различить природа может любого, пользуясь таким простеньким инструментом, как феромоны. Но те же феромоны претерпевают метаморфозы, в зависимости от развития векторов.
Так вот и получается, что один носитель анального вектора добивается в жизни заоблачных вершин мастерства, а для другого высшим жизненным достижением будет бред гомофобии. Первый будет наслаждаться жизнью, а второму всегда будет казаться, что у него слишком много врагов, чтоб чему-то, даже скромно порадоваться.
Между тем, уже известно, что человек появляется на свет, имея перед собою одной из главных - цель насладиться жизнью вполне, и прожить ее не только для людей, но и для себя. Известно, что счастливые люди в конце пути прощаются с жизнью, не испытывая к ней претензий. И наоборот.
Может ли быть в жизни счастливым маменькин сынок? Конечно, может, но до поры, пока не вступит в противоречие естественный вырост из коротких штанишек с желанием мамаши принимать решения за сыночка.
Взрослый должен отвечать за свои поступки и даже за свои мысли, на то он и взрослый.
В чем изюминка воспитания? В способности дать ребенку плыть по жизни самому. Да, он сам должен будет выбирать пути для своего развития, а вы, уважаемая мамаша, должны будете только научить его не заблуждаться. И уж ни в коем случае не пичкайте его незаслуженно опиатами вашей благодарности, вашей похвалы. Поверьте, чаду вашему это только наносит вред, приучая к сладости почета. Ведь жизнь - это не сплошной почет и уважение, не сплошь достижения и награды, в жизни уважение часто приходится
завоевывать, а наград долго и безуспешно добиваться, преодолевая порицания и насмешки.
Сумеет ли ваш ребенок, не получая своих порций похвал, тем не менее завоевывать уважение? Сумеет ли просто ответить самому себе на вопрос: «Чего тебе надо?» Ведь цель, если она есть, предполагает такой вопрос. Но не только этот вопрос, но еще и ответ на него.
Статья написана по материалам
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Автор: Юрий Аленко
Рекомендуется к прочтению:
Неуверенность в себе Другие публикации:
Ребенок матерится - сексуальное воспитание детей во дворе Отзыв Новый случай педофилии
Мне понравилось - отправить этот пост в социальные сети: