Рассмотрение книги "Качели", которую Кургинян называет не только продолжением "Слабости силы", но и неким её теоретическим обобщением, позволяет составить достаточно полное представление о концептуальном ядре аналитической методологии Кургиняна. На первый взгляд, данный аппарат понимания является, если ориентироваться на теоретическое обоснование автора, достаточно многослойным, что может представлять затруднение для его интегративного описания, а также практического использования, однако, на мой взгляд, его можно существенно редуцировать. В частности, объединению следует подвергнуть два основных методологических фильтра, с помощью которых у Кургиняна совершается трансдисциплинарная сборка и добывается искомое знание. Результаты этой редукции можно представить в виде сведения данного "многоканального оператора" к трем базовым дисциплинам, которые привлекает Кургинян в своем анализе: элитология, конфликтология и конспирология.
Элитология. Специфика подхода аналитика заключается, прежде всего, в том, что, по Кургиняну, "отрывание людей от бэкграунда - главная ошибка политологии, влекущая за собой тяжелейшие политические последствия". В частности, политик приходит к власти и удерживает её, опираясь на определенные сообщества (кланы, группы, элиты, классы), имеющие, в свою очередь, определенные цели и интересы, с которыми данный политик в той или иной степени соотносит свои действия. Политик, таким образом, это, с одной стороны, "создатель некоей социальной системы, позволяющей ему обзавестись властью", однако, с другой стороны, он "каждую минуту сверяет свою субъективность с той коллективной субъектностью, в договоре с которой он стал носителем власти". Следовательно, в политологии необходимо рассматривать не личность того или иного политика, а его статус в качестве элитной фигуры, его вписанность в определенные социальные системы, на которые он в своей власти опирается. Отсюда вытекает значимость подключения специальной теории элиты. Однако следует уточнить, что Центр Кургиняна не занимается теорией элит как таковой, т.е. вопросами социологии элиты и тем более общей социологии (для сравнения можно упомянуть элитологию, которую в отечественном научном пространстве могут иллюстрировать, напр., книги Г.К.Ашина). В частности, его центр не разрабатывает проблематику социальной дифференциация и стратификации, а проблема элитогенеза волнует Кургиняна, прежде всего, в аспекте этической и идеологической трансформации существующей элиты (и господствующего класса в целом). Безусловно, Кургиняна следует признать элитологом, однако сфера его интересов концентрируется преимущественно на элитах политических или вписанных тем или иным образом в структуру властных отношений (хотя бы и чисто экономическим образом). Первый формулируемый Кургиняном многоканальный фильтр данной элитологии включает, вместе с тем, много различных поддисциплин (социология, культурология, политология, экономика, психология элиты и т.д.), посредством применения которых, как это анонсируется в книге, некая личность трансформируется в феномен, или элитную фигуру, однако это не разрабатываемые отдельно отрасли знания, а совокупность аспектов, в которых рассматриваются элиты.
Конфликтология. Однако, значимым для Кургиняна является не просто факт существования неких властных кланов и групп влияния, принципиальным является конфликт, в который эти элиты друг с другом вступают. Аппаратом описания этих конфликтов является теория игр, подключающая особую терминологию (актор, бенефициант и т.д.), а также методологический инструментарий. К сожалению, формализованный аппарат теории игр в работах Кургиняна трудно идентифицировать, однако общий подход, которого он придерживается, хорошо просматривается. В описаниях Кургиняна конфликты могут иметь различные степени сложности, образуя причудливые, в том числе и транснациональные, конфигурации, а игра вестись на экономическом, межведомственном, идеологическом и других уровнях. Баланс интересов групп влияния, а также его разрушение, грозящее перерастанием во внерамочный конфликт элит, Кургинян и обозначает метафорой "качелей". Принимая подчеркиваемое Кругиняном различие игроков и фигур (хотя можно оставаться и в положении всего лишь наблюдателя), обратим внимание, что не все участники конфликта могут сознавать, что "над их обычными мотивами конфликтного поведения уже надстроены игровые мотивы". Это особенно актуально для постулируемой Кургиняном "Большой игры", которая задействует в своем развертывание любые другие элитные конфликты, причем заявляется, что эта мировая игра принимает все более зловещий и угрожающий характер (частью этой игры и являются перестройка-2, арабское политическое цунами и т.д.). Т.к. публичные высказывания рассматриваются Кургиняном как "игровые ходы, элементы информационной и интеллектуальной войны", то методикой анализа игр нередко выступает некая политическая герменевтика, т.е. интерпретация дискурсов власти в контексте элитологии и конфликтологии. Вместе с тем, подобный подход оставляет широкие просторы для интерпретации, которая затруднена ещё и ситуацией нетранспарентности.
Конспирология. Постулируя в книге "Слабость силы" существование закрытых систем, а также необходимость их анализировать с помощью специальных методов, Кургинян в том или ином отношении уже вступал в сферу т.н. конспирологии. В работе "Качели" это выход подается в совершенно новом свете, что мотивируется желанием от традиционной конспирологии, которая себя в значительной степени дискредитировала, дистанцироваться. Для этого Кургинян предлагает ""просканировать" окрестность этого бредового конспирологического метода. И внимательно посмотреть, нет ли где-то рядом совершенно другого, но в чем-то сходного - а главное, рационально трансдисциплинарного метода. Такой метод есть. И он называется - параполитика". Под параполитикой понимается в данном случае непрозрачная область политической жизни, нечто, что скрывается за фасадом публичной политики и официального политического дискурса, мир нетранспарентного, который характеризуется скрытыми элитными договоренностями, применением теневых механизмов и проч. (в связи с понятием "параполитики", помимо упоминаний Кургиняна, в интернете можно найти, напр., ссылку на книгу
Холода В.В. Феномен параполитики: идеи, свершения, социальные результаты). Преимущество данного типа познания обосновывается Кургиняном единственно тем, что в отличие от конспирологии, которая оперирует мифами, параполитика работает с конкретными фактами, точными данными и верификацией. Исследования по параполитике приписываются некоторым западным ученым (научным группам), данные о которых не уточняются, однако указывается, что к началу 80-х они "стухли" по тем же причинам (т.е., недостаточность фактического материала, невозможность верифицировать гипотезы и проч.), что и конспирология. Кургинян позиционирует свою деятельность как возобновление параполитических исследований, которые нередко маркируются у него особой приставкой "спец-" (спецаналитика, специстория, спецпсиходрама и т.д.), на новом методологическом уровне. Мне, однако, не совсем понятно, почему нужно отказываться, руководствуясь лишь опасениями отпугнуть аудиторию, от емкого термина конспирология, ведь речь идет не только о выявлении неких заговоров или сговоров, но прежде всего об анализе спецопераций (конспиративных по основанию) и непрозрачных игр, в том числе, глобального масштаба.
Итак, аналитика Кургиняна направлена, прежде всего, на идентификацию элитных групп (элитология), описание их взаимодействий и конфликтов (конфликтология и теория игр), вскрытие подковерных договоренностей и непрозрачных игр (конспирология). В состав многоканального оператора Кургиняна входят и другие дисциплины (в частности, теория управления и социокультурное моделирование), однако их нужно будет рассматривать отдельно, чем мы ещё займемся. В целом, подводя итог интеграции всех дисциплина, Кургинян утверждает, "что многоканальная сборка в простейшем случае осуществляется в рамках теории систем. Что могут применяться и более сложные методы сборки, оперирующие квазисистемными образованиями (ризомами, диффузными структурами, сетями)… Что эта сборка активно использует все трансдисциплинарные инструменты - от структурализма и постструктурализма до теории хаоса… Выделив особую роль теории субъекта и теории проектирования во всем, что касается интегральных методов, оговорив, что все эти методы в любом случае апеллируют к теории рефлексивных нелинейных игр, я закончу краткий описательный теоретический экскурс". Однако, четкая последовательность применения процедур, которая задействует, что особо хотелось бы отметить, теорию постмодернизма, в этом утверждении пока не просматривается, что свидетельствует о необходимости продолжения исследований.