Китайские ВВС в боях c Японией. Эпизод №2. Первый налет на Нанкин 15 августа 1937 г.

Jan 16, 2013 23:09

Продолжаем разбирать эпизоды альбома Китайские ВВС в войне с Японией. Сегодня речь пойдет о первом налете японцев на столицу Китайской Республики Нанкин 15-го августа 1937 года.


2. 15-го августа 1937 года, на третий день начала боев в Шанхае, бомбардировочная группа японского флота Кисарадзу сделала потытку налета на Нанкин. За день до этого, японцы понесли большие потери над Ханчжоу, а теперь они прилетели мстить на 20-ти самолетах. Наши истребительные эскадрильи c мрачной решимостью приняли их потоками свинца над окрестностями Нанкина.... Обломки четырех японских бомбардировщиков были найдены в окрестностях столицы.



По итогам боев 14-го августа японцы запланировали утром 15 го августа нанести удары всеми доступными силами по местам базирования китайской авиации в районах Шанхай, Нанкин, Нанчан. Бомбардировщики  3-ей авиационной групы должны были атаковать Нанчан и Нанкин. Для удара по аэродромам столицы Китайской Республики Нанкина была  выделена группа Кисарадзу, группа Канойя была выделена для атаки Нанчана.

1. В 9:20/8:20 (Японское/китайское время) с авиабазы Омура (остров Косю) взлетели 20 G3M из Kisarazu kokutai (командир Lt. Com Hayashida) для атаки Нанкинских аэродромов.


Бомбардировщики пересекли Южно-Китайское море, прошли зону урагана, но после пересечения береговой линии из-за плохих погодных условий (низкая облачность, сильный ветер, ливни) потеряли строй и продолжили полет к цели отдельными звеньями по четыре самолета (на фото G3M из Kisrazu kokutai над мавзолеем Сунь-Ятсена, недалеко от Нанкина - обратите внимание, этот мавзолей изображен на китайской картине в заголове поста)


2. Китайцы обнаружили японские бомбардировщики и подняли по тревоге 25 разнотипных истребителей:
  • 8 Boeing 281 из 17 истребительной эскадрильи 3-ей авиагруппы
  • 5 Fiat CR.32 из 8 истребительной эскадрильи 3-ей авиагруппы
  • 7 Hawk II из 25 истребительной эскадрильи 5-ой авиагруппы
  • 5 Hawk II и 1 Hawk III из 34 временной эскадрильи (provisional squadron), образованной на базе Центральной авиашкол
Hawk II Центральной авиашколы (спасибо у owl_99)


В 14:30/13:30 японские самолеты были атакованы китайскими истребителями.


В воздушном бою китайцы сбили 4 японских бомбардировщика (заявили, конечно больше), причем один из бомбардировщиков был сбит капитаном Wong Sun-Shui, который управлял Boeing 281 с номером 1703


По японским данным в бою из атаковавших 40 китайских истребителей было сбито 12. Данных о потерях китайцев я не нашел.

Демин пишет, что в этом бою принимали участие истребители из 4 аг (в том числе герой 14 августа Гао Чжихан), но вероятно это ошибка. Хоуки 4-ой авиагруппы сражались в другом бою, в 8:40 (по токийскому времени) с японскими палубными бомбардировщиками. В этом бою Гао Джихан был ранен в руку и на два месяца вышел из строя.

3. 14:50-15:30/13:50-14:30 Оставшиеся 16 японских бомбардировщиков прорвались к Шанхаю и с высоты 200-500 метров сбросили бомбы на два Нанкинских аэродрома.  На одном аэродроме (по японским данным) было уничтожено три ангара, две казармы и 10 самолетов на земле, на другом - несколько самолетов на поле. Ниже приведены фотографии, сделанные после японского налета 15-го августа 1937 года.

Уничтоженный расчет зенитной артиллерии, на заднем плане виден сожженный китайский самолет.


Сбитый японский бомбардировщик и его погибший экипаж. 










4. 21:20/20:20 16 G3M (10 с повреждениями от китайских истребителей и зенитной артиллерии) совершили посадку на авиабазе Cheju Du (Чеджу).

Китайский текст и картинка об этих событиях оказались удивительно точными.

Источники:
  1. San Diego Air & Space Museum Archives
  2. History of Air operations in the First Phase of China Incident (July 1937-November 1937)
  3. Архив журнала LIFE
  4. Hekans aviation page
  5. Lennart Andersson. A History of Chinese aviation. Encyclopedia of Aircraft and Aviation in China until 1949
  6. А. Демин Авиация великого соседа
См также другие посты на тему Китайская авиация в войне с Японией

Китай, 1930-е, z

Previous post Next post
Up