Причина террора и инструмент санации террора

Apr 20, 2013 23:28

"Того, кто по трем углам квадрата не может представить, как выглядит четвертый - не имеет смысла учить чему-либо".
Кун фу Цзи aka Конфуций

Дезорганизация - это одно из трех состояний системы.

Состояние системы с точки зрения её управляемости:
1. Дезорганизация - умышленное, преднамеренное разрушение порядка, нарушение дисциплины, развал работы.
2. Беспорядок - отсутствие или нарушение порядка.
3. Порядок - правильное устройство, соблюденье стройности, чередного хода дел, определенного расположенья вещей.

Это говорит словарь. Как же это в менеджменте?


1) Дезорганизация - это, когда порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил, и даже зная действия человека, причастного к нарушению, нам сложно определить меру его ответственности.
2) Беспорядок - это, когда порядок нарушается, и можно сказать, кто нарушитель, и что именно он нарушил, и мы легко можем определить меру его ответственности.
3) Порядок - это, когда каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать. (Апри Файоль)

Кажется, что очень просто перейти из беспорядка к порядку?
Принудить. Удерживать в повиновении военными методами, а управлять гражданскими - как советовал Сунь Цзы.

А, что, если дезорганизация? Видно, что есть нарушители, но они могут быть нарушителями не по своей воле. Правила нарушил кто-то, неизвестно кто, и ситуация, досталась человеку в контексте случившегося нарушения. Если такого наказать военными методами, то потом он станет нарушителем по собственной воле - это психология, ведь наказание за то, что он оказался в контексте нарушения, он уже получил. Таким образом - создаются враги порядка. Нужно как-то иначе.

Как принудить к порядку? Как не создать врагов? Получается, что требуется больше усилий.

Например, Вы сели в поезд, но Ваше место занято. Проводник смотрит билет того, кто его занят, отправляется туда - но и там занято. Наказать того, кто занял Ваше место - неправильно. Выгнать того, кто занял его место? А если и то место, которое в его билете - занято? Долго бывает выяснять, кто прав, а кто не прав; кто по своей воле, а кто нарушил вынужденно...

Считаю, что с Гитлером было также: Германия оказалась втянута в войну, которую ей объявили Великобритания и Франция; Германия то побеждала, то проигрывала, зачастую, многие немцы голодали, что случалось по вине всех сторон: кто будет кормить пленных, когда свой собственный народ голодает? Если против Гитлера был заговор - не уничтожали ли евреев сами евреи, которые знали об их счетах в Швейцарии, ради денег? Долго выяснять, кто нарушил правила первым. Вот и обвинили всех, кто был причастен.

Вернемся к управлению системой: при переходе из дезорганизации к порядку, как правило, совершаются лишь попытки такого перехода. Руководитель демонстрирует свою полную некомпетентность, потому что не обучают наших руководителей грамотному управлению. Это усугубляет ситуацию.

А часто бывает, что и сам руководитель создает дезорганизацию. Умышленно, либо не умышленно, а иногда - это его стиль управления.

Е. И. Комаров - "Руководитель, как дезорганизатор, или Наука и искусство дезорганизационного управления". Читаем.

Три роли дезорганизаторов: сознательный дезорганизатор, бессознательный дезорганизатор, балансирующий дезорганизатор.

Бессознательный дезорганизатор берет на вооружение какую-нибудь идею (или совокупность идей) связанных с кардинальной (качественной) переделкой существующей относительно жесткой (или неэффективной) системы и, следовательно находящей позитивный отклик у персонала организации.
Все искусство дезорганизации и бессознательного дезорганизатора заключается в том, чтобы позвать туда, не знаю куда, предложить делать то, не знаю что - притом, придать всему этому действу вид масштабности, чтобы он выглядел впечатляюще (создать позитивный отклик).
Дезорганизация находит свое продолжение в механизме подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Так называемые позитивные ("приятные") решения менеджер берет на себя, а остальные ("неприятные") перекладывает по иерархии на других (и так далее): формируется дезорганизационный механизм имитации процесса принятия решения ("безответственной ответственности") - решения фактически не принимаются, а только имитируются ("нужно не быть, а казаться" - по крылатому выражению Пьера Карона де Бомарше). В результате, через конечный промежуток времени подобная работа "ради позитивных изменений" приводит к результату негативному - развалу (или неустойчивости и уж точно неэффективности) системы.

Сознательный дезорганизатор действует иначе. Его деятельность происходит в двух направлениях: камуфлировании под продуктивный труд и стремиться к развалу системы. Часто подобный тип дезорганизатора является агентом конкурентов и при угрозе "раскрытия" старается изображать из себя бессознательного дезоганизатора (типа поведения - "тупой, но исполнительный").

Третий тип "балансирующий дезорганизатор" - более перспективен с точки зрения его использования в эффективном управлении организацией. Дело в том, что это групповой (командный) кризисный менеджер: его "дезорганизационная сущность" зависит от окружения. Таким образом, чтобы избежать развала системы необходимо такого менеджера своевременно выявить и выяснить эффективные границы его деятельности.

Дезорганизационные методы. В настоящее время накоплен большой опыт в выявлении соответствующих дезорганизационных методов. Данное направление рассматривали как теоретики менеджмента (П. Друкер, Г. Минцберг, О. Уильямсон, А. Богданов, П. Керженцев), так и "практики-популяризаторы" (А. Холл, С. Паркинсон, С. Адамс), которые небезуспешно пытались показать "логику абсурда" таких методах в вырожденных структурах. Так академик П.М. Керженцев к этим методам относил: нарушение линий "руководство подчинение"; параллелизм и выполнение несвойственных функций, замедление темпа работы вследствие саботажа, бюрократизма; искажение элементов оргдеятельности.

Зачем успешному менеджеру знать дезорганизационные методы?
- Прежде всего, для того чтобы:
  • распознавать таких руководителей и умело им противодействовать,
  • помогать другим руководителям в исполнении роли и функций организатора,
  • обнаруживать и укреплять слабые в организационном отношении звенья, сокращать силу и воздействие дезорганизационных факторов.
Отметим, что дезорганизационные методы приводят к увеличению неопределенности ситуации. "Враг номер один" в менеджменте - неопределенность (неизвестность), относительно того или иного события (процесса). Любое столкновение с неожиданностью - говорит о неадекватности нашей картины мира.  Следовательно, проблема заключается в удовлетворении потребности в достоверной информации. Поступившая своевременно и в нужное место, дезинформация становится причиной дезориентации и дезорганизации. "По некоторым оценкам, 66% занятых считают, что основным источником их информации о собственных компаниях являются разные слухи. И, в общем, ничего особенно удивительного в том, что решения, касающиеся миллиардов долларов, принимаются на основе слухов, нет". Слухи - это то, на что нельзя опереться: это может быть западней.

Поскольку в условиях дезорганизации ответственность подлинных нарушителей выявить очень непросто, состояние дезорганизации относительно легко и безопасно может поддерживаться заинтересованными лицами.

Твердое, на что можно опереться, и пустое - на что нельзя, перепутано местами.

Можно привести основные дезорганизационные методы по составляющим процесса управления организацией.

Характеристика дезоргметодов:

Основные составляющие процесса управления
Дезорганизационные методы

1. Информация
Дезинформация - искажение, своеобразная "подача" данных, событий, результатов, прогнозов и т.д. Блокирование информационно-управляющих потоков организации.

2. Цели, задачи

Целевая дезориентация - неправильный подход к миссии организации и как следствие выбор неправильных целей, задач или отсутствие непротиворечивой системы целей (задач). Нечеткая целевая ориентация - в деятельности подразделений, органов управления.

3. Управленческие решения

Нарушение процесса принятия решений в организации.Принятие, на основе дезинформации, необоснованных и несвоевременных решений

4. Функции и организационная структура управления
Под видом необходимых выполняются посторонние (ненужные или несвоевременные) виды работ.Саботаж - сознательное некачественное и несвоевременное выполнение работником своих должностных обязанностей.

Дисбаланс между задачами, обязанностями, правами и ответственностью. Нарушение или разрушение связей между структурными, подразделениями организации.Изоляция (ликвидация) руководителя, лидера ("обезглавливание" системы) Снижение качества взаимодействия в системе из-за блокирования как горизонтальных, так и вертикальных уровней управления

5. Персонал (кадры)

"Попадание" на должности непрофессиональных, неумелых специалистов, руководителей (дилетант в системе или менеджер подверженный "принципу Питера") Отсутствие единого коллектива (или неправильное его формирование). Пренебрежение "человеческим капиталом" организации.

6. Ресурсы

Ресурсная изоляция системы, ее частей. ресурсная необоснованность целей, задач, принимаемых решений. Слабое ресурсное обеспечение принимаемых управленческих решений "Приукрашивание" информации о ресурсах в процессе подготовки и принятия решений.

7. Время

Различные системы и приемы нерационального использования времени, несвоевременное выполнение задач

8. Формы и методы управления

Противопоставление руководителя коллективу и (или) коллектива руководителю Использование различных средств, не дающих руководителям и специалистам выполнять свои функции. Неэффективные приемы и методы управления (в частности, непонимание ситуационности менеджмента, следование моде и т.п.)

9. Результаты

Подмена практических дел и результатов имитацией деятельности.Отсутствие (или нечеткость) каких-либо критериев, по которым оценивается эффективность деятельности фирмы и т.д. Движение к apriori недостижимым результатам.

10. Контроль

Неконструктивная направленность системы контроля.Отсутствие или слабая обратная связь.Подход к любой организации как к организации типа "X" (по Д. МакГрегору).Контроль не на операционном уровне.Контроль исключительно конкретных людей и в конкретное время. Примитивные системы контроля исполнения, обеспечивающие поставку дезинформации.

Сложно? Нам нужно попроще. Нам нужно перейти из дезорганизации к порядку. Есть решение.

В один шаг из дезорганизации к порядку не перейти. Дезорганизация - это, как широкая лужа. Её не перепрыгнуть. Но, если в лужу бросить кирпичик, то можно сперва на него, а потом дальше.

Такой кирпичик - "упрощенный порядок". Закрыть глаза на персоналии, на происходящее и наказание и привести картину мира участников в единый общий вид, с простыми и понятными каждому правилами. Например, привести картину мира каждого участника в соответствие с ситуацией - прояснить ситуацию. Это, конечно, будет асимметрично нашей картине мира, но нужно воздержаться от преждевременных наказаний.

Ввести "упрощенный порядок" - когда нарушить правила страшно, а не нарушить - не страшно.
Что это за упрощенный порядок?

Вот почему сложное социальное образование, в общем - страна, а в частности, армия, предприятие и т.п., в момент перестройки становится привлекательной добычей как для противника, так и для собственных расхитителей. В этой ситуации легко увести чужую овцу, попавшую под руку.

Тот, кто производит крупную реорганизацию или перегруппировку сил, не уделяя достаточного внимания охранным мероприятиям, может стать легкой добычей, может быть, и мелких, но многих хищников.

Прояснять себе картину мира. Приближаться к каждому важному оленю, к которому можно быстро и лично приблизиться. Придумывать такие правила, в которых тот, кто может проверить лично вместо Вас, проверял бы, как для себя. Сложно? Читайте и слушайте книги, смотрите и посещайте тренинги Владимира Тарасова. Это не реклама.

Можете найти книгу "36 стратагем", например в переводе В.В. Малявина или пересказе Харро фон Зенгера (Китай давно использует чужие стереотипы в собственных интересах).

Однако упрощенный порядок потому и упрощенный, что не адекватен подлинным потребностям и проблемам, и если он сколько-нибудь затягивается, то порождает новую дезорганизацию.
Потому, нужно максимально быстро перейти из упрощенного порядка к порядку.

Что за упрощенный порядок? Как его описать наглядно? Это такой порядок, который все могут прямо сейчас начать соблюдать.

Террорист взрывает бомбу. Все действуют согласно простым и понятным каждому правилам.

Офицер на коне врывается в толпу бунтовщиков и рубит пополам первого попавшегося, с криком: "Вот он - смутьян".

Введите простые и понятные правила, в основе которых будет учтена ценность личности, гарантируйте знание этих правил и добейтесь их соблюдения при помощи усиления своего авторитета - и Вы прекратите теракты.

Неконкретные законы влекут дезориентацию личности. Нарушение законов другими - особенно, если это осознанные нарушители, приводит личность в низкий эмоциональный тон, через угнетение уровня и качества выживания этой личности (личностей) - особенно, если Вы наказываете "нарушителя поневоле". Нарушение эмоционального тона постоянно переходит в хронический низкий эмоциональный тон; в хроническом случае, приводит к болезням: физическим и моральным страданиям. В конце-концов, это заканчивается стремлением к смерти для себя и окружающих. Другой вариант - социальное самоубийство.

И сделать это должны граждане, потому что власть - это группа лиц, являющихся нарушителями не только по своей воле, но и поневоле.

Найти для всех правильное наказание - невозможно. Можно лишь ввести всех в состояние порядка, организовав поочередно, например, уголовные дела. Таким путем мы и идем, но не меняются правила, приведшие нас к этому состоянию. Необходимо выделить все свободы личности, вплоть до бизнес-процесса по реализацию каждой из свобод (3 страницы для верхнего уровня), и сравнить свободы с действующим законодательством в виде информационных карт. Кстати, само создание информационных карт правового поля даст наглядное изображение мест возникновения бесправия и коррупции, что несомненно даст позитивный результат для приведения системы в управляемое состояние.

Регион, Парадигма, Менеджмент

Previous post Next post
Up