Мои звезды оперы и балета

Aug 02, 2014 13:01

Народная артистка СССР (в 35 лет!), Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Дебют Марии Биешу состоялся в 1962 году, когда она исполнила на сцене молдавской оперы партию Тоски из одноименной оперы Дж. Пуччини. Далее последовала стажировка в миланском театре «Ла Скала» (1965/67) и блистательные выступления на международных конкурсах, отечественных и зарубежных оперных сценах.

После аварии на Чернобыльской АЭС Мария Биешу дала концерт в Чернобыле, получила дозу облучения, что привело с годами к лучевой болезни (лейкозу).

В августе 2011 года в одном из последних интервью «Российской газете» Мария Биешу подвела итоги своей жизни: «Вообще Советский Союз - это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей.

И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты в Японии и в Италии. Боже сохрани! Сейчас вот модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии, без своего поля и травы у дороги жить не могла. Где бы ни была, в каком краю, но всегда домой рвалась. Вдохну кишиневский воздух - и состояние счастья.

Я очень люблю Россию. И переживаю за нее сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Разное у вас там творится: взрывают, убивают людей, но Россия была и будет во многом первой. Как раньше говорили - передовой.

Москва же все для меня сделала, все звания, и все премии - все Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Ну, думала, это все, прощай белый свет. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь в чистом виде. «Мы помним добро и ваш талант», - сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств».

Мария Биешу умерла в 2012 году.


***

Я был в Большом театре Союза ССР на юбилейном 1500-м спектакле  «Евгений Онегин», который состоялся 26 апреля 1963 года. Режиссер-постановщик - народный артист СССР Борис Покровский. К этому празднику русской оперы был издан юбилейный буклет с предисловием народного артиста СССР Ивана Козловского,  пятьсот раз  спевшего партию Ленского.
«Евгений Онегин»  шел в Большом театре восемьдесят два года!  Зрители видели и слышали разных Ленских, Онегиных, Татьян…

В революционные годы Онегин выходил на сцену в красной сорочке, подпоясанный, в сапогах.

Тайна сценического успеха «Евгения Онегина» по словам Чайковского в обыденности сюжета, не исключающего поэзию и драму.
Опера «Евгений Онегин» стала национальной гордостью России, неумирающим источником красоты, радости и добра.

В юбилейном спектакле ведущие партии исполняли молодые солисты Юрий Мазурок (Онегин), Алексей Масленников (Ленский), Галина Вишневская (Татьяна), Александр Огнивцев (Гремин).

Народной артистке  РСФСР Галина Вишневской (1926 - 2012) было 37 лет. Её дебют в партии Татьяны состоялся в 1952 году, когда Вишневская, не имея консерваторского образования, была принята в Большой академический театр и стала ведущей солисткой главной оперной сцены страны.

В дальнейшем я слушал Галину Вишневскую на других оперных сценах, в том числе на сольных концертах с  Мстиславом Ростроповичем.

Отдавая дань таланту оперной певицы, все же больше всего на меня произвела впечатление её пронзительная автобиографическая книга: Галина Вишневская История жизни. М.: Новости. 1991. Её содержание можно выразить словами великой оперной певицы: «Родину дает нам Бог».



***
Балет сочетает  хореографию, музыку, драматическое действие и  изобразительное искусство (декорации, костюмы). В отличие от оперы солисты балета  должны создать эмоциональную атмосферу для  зрителя с помощью движения.
Классику русского балета «Лебединое озеро» я многократно смотрел в Большом театре Союза ССР и на других оперных сценах, в том числе в Кремлевском Дворце съезда  с солисткой Миланского театра «Ла Скала» Лилиан Кози (Одетта и Одиллия) и балеты  «Спящую красавицу»  и «Каменный цветок» с Екатериной Максимовой.




Но мне на всю жизнь запомнилась «Жизель» с солистами Датского Королевского балета Симоне Кирстен и Флемингом Флиндтом, ставшим знаменитым не только танцовщиком, но и хореографом. Созданный Симоне Кирстен  образ «Жизель» я считаю вершиной сценического обаяния балерины, создающей эмоциональную атмосферу с помощью  только танца. Когда даже неискушённые в  балете зрители бросались к оркестровой яме, чтобы выразить свои чувства. В 2001 году балерина была награждена престижной медалью «Ingenio et Arti», учрежденной королевским домом Дании за особые заслуги и достижения в культуре и искусстве. В современной Европе на DVD  изданы классические балеты с участием великих исполнителей, среди которых Рудольф Нуриев и Симоне Кирстен.

Я так же смотрел  «Жизель» в Кировском театре оперы и балета в Ленинграде с солистами Дрезденского балета Карин Френцель (Жизель) и Дитер Шлегель (Граф Альберт). Но датчане с родины «Дюймовочки» более эмоционально передавали атмосферу балета.

Романтический и фантастический балет французского композитора «Жизель» (полное название «Жизель, или Вилиси») впервые был поставлен в Париже в 1841 году. В основу положена легенда о «вилисах», заимствованная либреттистами у Генриха Гейне из его произведения «О Германии».

Балет в Европе имела огромный успех. Балет «Жизель» самый старый в репертуаре академического театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Правда, при советской власти, партийные руководители искусства, настаивали, чтобы был изменён сюжет. Крестьянка не должна любить аристократа, а могла отдать свои чувства пролетарию - лесничему Гансу. Но идиотизм не победил и «Жизель» продолжила жизнь на советской сцене.

Ландшафты музыки
Государство создают Властитель и Песня
«Нам песня строить и жить помогает…»
Опера и балет. Могучий источник духовной энергии
Мои звезды оперы и балета
Ангел музыки. Сара Брайтман

Балет, Классическая музыка, Опера, История, Ландшафты музыки

Previous post Next post
Up