«Плавильный котел» Поднебесной в краю «южнее облаков» и «вечной весны»

Jan 13, 2014 22:06

Владимир Дергачев


Фотография из Интернета

Провинция Юньнань (в переводе с китайского «Южнее облаков») - юго-западный милитаризованный аванпост Китая, где значительная часть пограничных районов закрыта для иностранцев. Юньнань граничит на востоке с северной частью Мьянмы, на юге - с Лаосом и Вьетнамом. От соседних китайских провинций ее отделяет река Янцзы. Население провинции - 46 млн. жителей.  Столица и крупнейший город Куньмин (6,2 млн. жителей) расположена на высоте 2 км, поэтому здесь нет тропической жары. Отсюда поэтическое название «Город вечной весны». Небогатую провинцию называют «плавильным котлом народов» и одним из этнически разнообразных  регионов мира. Здесь кроме китайцев (ханьцев), составляющих 67 % населения, проживают 24 народности тибето-бирманской, кхмерской и тайской групп.

В конце 19 века, Франция, оккупировавшая Индокитай, объявила Юньнань сферой своего влияния и проложила в 1906 - 1910 гг. железную дорогу от Ханоя до Куньмина. После ухода французов началась Вьетнамская война (1963-73) и Пекин с территории провинции оказывал помощь коммунистам Вьетнама. Но после победы над американцами, китайско-вьетнамские отношения ухудшились. Китайская армия оккупировала ряд приграничный территорий Вьетнама и до настоящего времени вдоль демаркационной линии установлена закрытая пограничная зона, где размещены военные базы.

Территория провинции Юньнань является историческим форпостом на пересечении караванных путей между странами Индокитая, Индией и Тибетом. При династии Хань (205 до н. э. - 220 н.э.) в целях расширения контроля над самой южной ветвью Шёлкового пути, идущего через Бирму и Индию, эта территория вошла в состав Поднебесной, но была утрачена из-за удалённости от Великой Китайской равнины (колыбели ханьцев). Только при монгольском завоевании Китая во второй половине 13 века большая часть Юньнаня вошла в состав Поднебесной.
С начала Второй мировой войны в провинцию нахлынуло большое количество беженцев из приморских районов Китая. С эвакуацией в Куньмин фабрик и университетов город превратился в промышленный и интеллектуальный центр независимого Китая при правительстве Гоминьдана.

Во время Японо-китайской войны Куньмин превратился в ворота во внешний мир. Для этих целей гоминдановцы построили в 1937/39 гг.  Бирманскую дорогу Куньмин - Рангун длиной более 1100 км. Три года она была жизненно важным путём из Китая во внешний мир. После захвата японцами большей части французского Индокитая, перевозки по дороге прекратились, основным стал воздушный мост с Бирмой и Индией (1941\42гг).

По Бирманской дороге, а затем по воздушному мосту шла основная американская помощь по системе ленд-лиза блокированному Китаю. А от северного участка Бирманской дороги союзниками была проложена трасса Ледо до индийского  города Ассам. Следует обратить внимание, что Вашингтон сделал ставку на  Гоминьдан, тогда как Советский Союз оказывал братскую помощь китайским коммунистам.

Транспортные коридоры во время Второй мировой войны


При перевозке грузов и в воздушных боях союзники (американцы и англичане) потеряли более 600 самолётов и тысячу военнослужащих. После войны Бирманская дорога потерял стратегическое значение, но осталась в рабочем состоянии.

В настоящее время в пригороде Куньмина создается Парк китайско-американской дружбы, посвященный памяти погибших во время Второй мировой войны. Парк будет расположен недалеко  от бывшего военного аэродрома американской эскадрильи «Летающие тигры»,  летчики которой оказывали помощь китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в годы Второй мировой войны. По проекту в Парке планируют возвести «Арка мира», памятник китайско-американской дружбы, «Стену памяти» и разбить «Лес памяти».

Столице провинции Юньнань «повезло» и при коммунистической власти. Во время «культурной революции» Куньмаин оказался местом ссылки интеллигенции из Пекина и Шанхая, что позитивно сказалось на интеллектуальной жизни города.

В ближайшем будущем произойдет модернизация Бирманской дороги и других местных трасс времен Второй мировой войны. Они будут использованы для возрождения самой южной ветви Шёлкового пути. В 2013 года в Китае было объявлено о начале реализации наряду с проектами «экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21-го века» -  экономического коридора «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма».  В декабре 2013 года в Куньмине прошло первое заседание четырехсторонней совместной рабочей группы Бангладеш, Китая, Индии и Мьянмы, посвященное рассмотрению программы по созданию экономического коридора BCIM (Бангладеш, Китай, Индия и Мьянма) как части «общего евразийского проекта».

В этой связи город-призрак Чэнгун в пригородах Куньминя имеет далеко не призрачное будущее. Чэнгун  начал строиться в 2003 году, его считают одним из самых больших среди городов-призраков Азии. Город-спутник Куньмина является важным резервом для расширения мегаполиса, который станет после ввода в эксплуатацию южной ветви Шелкового пути  крупным коммуникационным центром.

Города-призраки на службе геополитики
Внутренняя Монголия.  «Дубай северного Китая»
«Плавильный котел» Поднебесной  в краю «южнее облаков» и «вечной весны»
Сельский коммунизм по-китайски

Города-призраки, Китай, Шёлковый путь, Провинция Юньнань

Previous post Next post
Up