Святая Земля. Вифлеем. Храм Рождества Христова

Jan 07, 2024 14:51

Владимир Дергачев


https://www.ippo.ru/public/article/images/.png
Вифлеем. Базилика Рождества Христова. Место рождения Иисуса Христа.

«Христос мог тысячу раз рождаться  в Вифлееме,
но если он не родился в твоей душе,
ты все равно погиб».
Ангелиус Силезский,
средневековый поэт и мистик
Вифлеем (араб. «Дом плоти», ивр. «Дом хлеба», греч. Βηθλεμ, лат. Bethleem, церк.-слав. Виѳлеемъ) расположен в южных пригородах  Иерусалима, в гористой местности. Все названия означают «обилие, богатство, плодородие». Город находится под военным и гражданским контролем Палестинской национальной администрации (зона А), столица палестинской провинции Вифлеем, историческая область Иудея, центр паломничества и туризма. Население - 29 тыс. человек (2017).
Поселение впервые основано в 14 веке до н. э., когда им владели хананеи (первоначальные жители земли, поселившиеся прежде израильтян). В Вифлееме, согласно ветхозаветной первой книге Царств, родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому он также именуется городом Давида. Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, поэтому почитается христианами как второй по святости после Иерусалима.
Во II веке город был разрушен императором Адрианом. Его возрождению способствовала императрица Елена, мать Константина Великого, повелевшая в 327 году построить большой храм Рождества Христова. В 529 году храм был повреждён самаритянами, ограбившими его в ходе восстания, но позже был отстроен императором Юстинианом I.
В 637 году Вифлеем был завоёван мусульманами, правление которых продолжалось до завоевания его крестоносцами в 1099 году, заменившими местное православное духовенство латинским. В середине XIII века мамлюки разрушили стены города, которые в начале XVI века были отстроены османами.

Вифлеем. Иллюстрация из «Библейской энциклопедии» (1891).


В. Д. Поленов Вифлеем, 1882. Саратовский государственный художественный музей.


После Первой мировой войны власть в Вифлееме перешла от османов к британцам. В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, город был занят Трансиорданией, а позднее, в ходе Шестидневной войны (1967) - Израилем. С 1995 года Вифлеем полностью управляется Палестинской национальной администрацией. Преимущественно мусульманский Вифлеем остается домом для значительной части палестинской христианской общины.

Экономика города развивается главным образом за счёт туризма, особенно в рождественский сезон, когда христиане по многовековой традиции совершают паломничество к Святому Вертепу. В Вифлееме расположено много отелей и ремесленных мастерских.

***
Христианская церковь Рождества Христова (арабский «Храм Яслей»‎), согласно преданию,  сооружена над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли, одной из старейших непрерывно действующих церквей в мире. В 2012 году на 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.


В отличие от других христианских святынь Ближнего Востока, время, природа и люди бережно отнеслись к храму Рождества Христова. Первый храм над пещерой Рождества был заложен в 320-х годах по указанию императора Константина Великого по просьбе его набожной матери Елены. После освещения 339 года богослужения здесь практически не прерывались. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест - основные христианские святыни.

В 529 году храм сгорел (единожды за всю историю), но по распоряжению императора Юстиниана был восстановлен. Еще через столетие на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь.

В древнерусской традиции Волхвы (др.-рус. «кудесник, волшебник, гадатель») являются служителями дохристианских языческих культов (языческие жрецы), звездочёты, чародеи и предсказатели, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.

В дальнейшем пощадили  Храм и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил от одних завоевателей к другим, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. Затем интерьер храма пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Длина здания составляет более 50 м, ширина - около 25 м. Внутреннее пространство церкви напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы храма реконструированы и сохранят останки самой первой базилики.


Храм находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римской католической церкви. Еще в XII-XIII века христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова.  Главный алтарь, устроенный над местом рождения младенца Иисуса, принадлежит православной грекам; маленькая часовенка «придел Яслей», построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения - католикам, а армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма.

Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства. В пристройках к храму православная, армянская и католические церкви содержат свои монашеские общины. С юго-западной стороны к храму примыкает армянский монастырь Святой Троицы, а с юго-восточной - православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря святого Иеронима и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.

Напротив входа - богатый иконостас центрального греческого храма. Современное внутреннее убранство храма Рождества Христова оформилось со второй половины XIX века. Справа от входа в храм - баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.


На стенах лишь местами уцелела более поздняя мозаика XII века.


Ежедневные многочисленные паломники и туристы снижают таинство святости места.


Через низкую малую дверцу паломник входит с обширного двора в базилику с ее характерной для византийцев колоннадой.


Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов, привлекающих особое внимание паломников.

***
Место Рождества Христова. В Римской империи, в которую входила Иудея, решили переписать  подданных, чтобы знать точное количество налогоплательщиков. Каждый житель Иудеи должен был явиться и зарегистрироваться в том месте, откуда он родом. Поэтому старцу Иосифу, бедному потомку царя Давида, и беременной (от непорочного зачатия) Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему, ничего не оставалось делать, как направиться из Назарета в город Давидов, именуемый Вифлеемом.

Когда поздно вечером Иосиф с Марией прибыли в Вифлеем, то мест  для ночлега не оказалось. В  библейские времена вокруг простирались пастбища, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрыться от дождя и зноя они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли стада в плохую погоду. В одной из таких пещер, в так называемом «вертепе», и нашло приют, в ночь под Рождество, Святое семейство.

И вот настало время Богородице родить младенца Иисуса, она спеленала его и положила в «ясли» на сено. Первой колыбелью для новорожденного Иисуса стала кормушка для скота (ясли).

Православная Чудотворная икона «Вифлиемской Божьей Матери» - уникальное в художественном отношении произведение, вопреки канону, это единственное изображение Богородицы, на котором она улыбается. Улыбка Пресвятой Богородицы сулит паломникам надежду на помощь, заступничество и исцеление от недугов,  помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Икона располагается с правой стороны от южного входа в пещеру Рождества. Историки пришли к выводу, что икона была написана на Руси, но кем и когда доподлинно не известно. В конце 19 века, от имени царской семьи, икона была преподнесена в дар Храму Рождества Христова в Вифлееме, в честь чудесного исцеления великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.






Пещера Рождества, продолговатая, неглубокая (12 х 4 метра) является подземным храмом базилики, построенной еще византийской императрицей Еленой и завершенной в 6 веке императором Юстинианом. Этот храм в Палестине единственный, не претерпевший разрушений на протяжении всех 14 столетий, и лишь внешность его изменилась, приобретя вид крепости (замка).

Под возвышением пола перед алтарём  находится пещера Рождества (святой Вертеп). Правое крыло храма с правым спуском в Вертеп принадлежит православным; налево расположены алтари армян и сирийцев. Св. Вертеп освещен лишь лампадами.

Вход в пещеру Рождества (Вертеп Рождества), в которой, согласно христианскому преданию, родился Иисус Христос от Девы Марии. Это величайшая христианская святыня.


В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды был впервые установлен еще византийской императрицей Еленой.

Предполагаемое место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в мраморную плиту на полу. Она имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии. 1717». Над этой звездой в полукруглой нише висят 15 лампад, из которых шесть принадлежат православным, пять армянам и четыре католикам. За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Ещё две небольшие стеклянные лампады стоят на полу сразу за звездой у стены. Направо от Звезды три ступени ведут к покрытой мрамором нише - Яслям Христовым. Здесь католический престол Поклонения волхвов.

Лампады вокруг Звезды Рождества принадлежат разным течениям христианства.


https://media.foma.ru/2011/01/rogesyvo-g.jpg

Вифлеемская звезда (Звезда волхвов, Звезда Рождества) - необычное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, восточные волхвы назвали звездой. Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский. Там волхвы во второй раз увидели звезду, после того как она «остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его». Непосредственно над Вифлеемской звездой находится православный мраморный престол. Этим престолом владеют православные и армяне, однако сирийские яковиты (сирийская православная церковь) и египетские копты (одна из старейших христианских общин на Ближнем Востоке) также имеют право совершать на нём богослужения. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Когда нет службы, престол закрыт специальной съёмной решёткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Первоначально серебряная звезда с надписью на латинском языке была установлена католиками в 1717 году. В 1847 году она была похищена, предположительно, греками из-за надписи на латыни. По другой версии звезда была украдена католиками с целью завладеть алтарями греков и армян в пещере Рождества  и постепенно узурпировать права на звезду. Таким образом, эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков. Для католиков это событие послужило поводом поднять вопрос об их привилегиях и правах в отношении Святых мест. Вскоре конфликт приобрёл международный масштаб, так как католиков поддержала Франция, а греческое православие - Российская империя. Французское правительство, несмотря на сопротивление со стороны России, оказало воздействие на султана Оттоманской империи, разрешившего  католикам заменить звезду. Звезда с первоначальной латинской надписью была установлена в 1852 году по приказанию султана и на его средства. После этого Россия вторглась в Дунайские княжества, в ответ Турция объявила ей войну, что явилось началом Крымской войны.








На выходе из храма расположена скульптура Георгия-Победоносца.


Базилика Рождества Христова


Внешне храм Рождества Христова - это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.


Малая Азия. Иония. «Новый Вавилон»
Малая Азия. Философская Ривьера
Малая Азия. Кария. Галикарнас. «Рай вечной синевы»
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия
Малая Азия. Римская провинция Азия
Малая Азия. Зарождение христианства

Ландшафты жизни. К Земле Обетованной. Путь пророка (начало)
Ландшафты жизни. К Земле Обетованной. Египет (продолжение)
Ландшафты жизни. К Земле Обетованной. Израиль (окончание)
На родине покровителя моряков, купцов и детей
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия. Мира
Италия. Бари. Старый город. Базилика Святителя Николая Чудотворца
Италия. Бари. Мощи Николая Чудотворца
Крит. Город Святого Николая
Средиземноморское побережье Турции. Остров Николая Святителя

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Израиль, Религия, История, Вифлеем, Храм Рождества Христова

Previous post Next post
Up