«Акуна матата» в переводе с суахили означает «Нет проблем». И это часть менталитета местных жителей, их своеобразная философия и образ жизни. Это самое распространенное выражение на острове, несмотря на высокий уровень бедности. Это выражение на Занзибаре можно очень часто услышать из уст местных жителей, а также увидеть на футболках, сумках и разных сувенирах.
К иностранцам здесь относятся очень искренне, открыто и дружелюбно, не потому что здесь еще нет массового туризма, а это в генах с прошлого, когда Занзибар был центром для многих сегодня неизвестной Оманской торговой исламской империи, протяжённостью в тысячи километров вдоль океанских берегов Персии, Аравии (Пиратский берег) и Восточной Африки. Не Османской, как часто путают, а именно Оманской империи. Другое популярное на острове выражение «поле-поле» обозначает «спокойно, не спеши». Так и живут здесь без спешки и без проблем, не подозревая, что у славянских народов есть выражение «поспешишь - людей насмешишь».
Самый большой остров Занзибарского архипелага Унгуджа (Занзибар), к северо-востоку от него расположен коралловый островок Мнемба, принадлежащий американскому миллиардеру Биллу Гейтсу.
Архипелаг Занзибар (с арабского, «Страна чёрного человека», «черный берег», «берег черных людей») площадью около 2,6 тыс. км² состоит из 75 островов в Индийском океане, расположен на расстоянии 40 - 60 км от восточного побережья Африки напротив современной Танзании, население 1,3 млн. человек (2012). В архипелаге три крупных острова - Унгуджа (Занзибар), Пемба и Мафия - остальные острова гораздо мельче. Часть архипелага, включающая Пембу и Унгуджу, образуют административную автономию Занзибар, входящую в Танзанию. Главный остров Унгуджа (897 тыс. жителей) часто называют Занзибаром. Коралловый остров Пемба расположен в 50 км к северу от острова Занзибар. С 2005 года автономия Занзибар имеет собственный флаг, парламент и президента.
Самый большой город архипелага и столицу автономии так же называется Занзибар (население 257 тыс. жителей, 2003). Чтобы не запутаться в разных занзибарах, его часто называют по-английски Stone Town (Стоун Таун) или Каменный город.
Занзибар называют «плавильным котлом» культур и народов, которые поселились здесь на протяжении веков. Все это оставило отпечаток в местных обычаях, архитектуре и верованиях. Занзибар был крупным торговым центром, а также отправной точкой для многих путешествий вглубь Африканского континента, в том числе для Дэвида Ливингстона и Генри Мортона Стэнли.
История. В одном из античных руководств для моряков «Плавании по Эритрейскому морю», написанному в начале Новой эры, говорилось об арабской торговле на Восточном побережье Африки, и упоминался остров Меносиас (предположительно Занзибар). До прихода на Занзибар мусульман чернокожих долгое время считали обыкновенными людоедами.
Первые достоверные известия об арипелаге появляются в X веке, когда здесь появились персы из Шираза, они основали несколько торговых факторий и распространили ислам. Многие местные жители до сих пор именуют себя «ширази», хотя пришельцы довольно быстро ассимилировались. В настоящее время мусульмане составляют до 88 % населения, остальные - последователи африканских языческих культов и христиане.
Своего пика международная торговля достигла в XII - XV веках, когда в Аравию, Персию и Индию доставлялись рабы, золото, слоновая кость и дерево. В обмен торговцы с Востока везли на остров специи, стеклянные изделия и текстиль. Бурная торговля способствовала распространению на Занзибаре ислама.
В XVI веке с приходом португальцев «золотой век» Занзибара ненадолго закончился, но оманские арабы выбили европейцев из крепостей. Впоследствии на их смену пришли англичане, использовавшие Занзибар как промежуточную базу на пути в Индию.
В средние века и до середины 19 века остров был крупнейшим на восточноафриканском побережье Индийского океана рынком рабов и перевалочным центром для работорговцев. Невольников ловили в африканских саванах и джунглях. Со временем работорговля сосредоточилась у арабских торговцев из Омана, составивших ядро местной аристократии. В XVI веке Занзибар входил в состав колониальных владений Португалии, наряду с Момбасой и Ормузом. В середине XVII века оманские арабы оправились от удара, нанесённого появлением европейских колонизаторов, и стали вытеснять их из западной части Индийского океана.
В 1698 году арабы из султаната Маскат сооружают на африканском острове Занзибар военный форт. До открытия Суэцкого канала Занзибар находился на главном пути из Европы в Индию. Восточноафриканское побережье в те годы играло важную роль в международной торговли, ценились местные пряности (гвоздика). Первые плантации гвоздики, завезенной из Индонезии, появились в 1810 году в основном на островах Пемба и Унгуджа, а к середине столетия Занзибар превратился в крупнейшего ее производителя в мире. Этому способствовал и рынок рабов Занзибара, ежегодно получавший до 50 тыс. рабов, захваченных в Восточной и Центральной Африке. Рабский труд использовался на местных гвоздичных плантациях, остальные невольники продавались на острова Маврикий, Реюньон и в голландскую Восточную Индию.
Работорговля в Африке существовала издавна, но наибольшего расцвета достигла с приходом арабов. Им требовались трудовые ресурсы, а Коран запрещал обращать в рабство единоверцев-мусульман. К тому же и европейцам-колонизаторам, особенно французам, нужны были рабы для работы на плантациях островов Маврикий и Реюньон. Первоначально арабы захватывали рабов на побережье, продавая их в Аравию, Персию и на острова Индийского океана. В XIX веку на побережье доставляли рабов уже из районов Великих африканских озер, Малави и Конго. Центр восточноафриканской работорговли переместился на Занзибар, где через местный невольничий рынок ежегодно проходили от 10 до 30 тысяч рабов. С 1830 по 1873, когда англичане официально запретили на острове работорговлю, на Занзибаре были проданы почти 600 тыс. рабов. В XIX веке на островах Занзибар и Пемба, и в других местах побережьях Восточной Африки работали на плантациях 769 тыс. рабов. Кроме того с Занзибара продали в Аравию, Персию и Индию - 347 тыс. рабов, на острова Маврикий и Реюньон - 95 тыс. рабов.
Занзибар превратился в крупнейший экономический центр Оманской империи. Арабы не только преуспели в торговле африканскими рабами, но и в экспорте слоновой кости, гвоздики и кокоса. В начале 19 века на Занзибаре начинают оседать индусы, искусные в торговле. Британские, французские и немецкие иностранные торговые дома обосновались на Занзибаре, чтобы покупать товары у арабов, особенно у оманцев и йеменцев.
Наиболее могущественный из оманских султанов Саид ибн Султан, в 1840 году перенес столицу государства аравийского Маската в Занзибар для контроля над покоренными восточноафриканскими территориями.
Остров переживал подъём, связанный с возросшим спросом на слоновую кость, а количество проданных рабов исчислялось ежегодно десятками тысяч. При султане на Занзибаре велось широкое строительство.
В Великобритании, где работорговля была запрещена еще в 1772 году, было разрешено досматривать суда в Индийском океане. В 1822 году запрещена продажа рабов в Индию и на французские острова Маврикий и Реюньон, а в 1845 - работорговля между Занзибаром и Оманом.
На побережье Восточной Африки работорговля официально запрещена к 1873 году и были закрыты все невольничьи рынки. Основана первая католическая миссия, на месте главного невольнического рынка в Занзибаре построена англиканская церковь. Но нелегальная работорговля продолжалась еще 30 лет, вплоть до начала XX века.В столице автономии в Каменном городе (Стоун Тауне) в районе рынка и Англиканского Собора можно увидеть сохранившиеся подвалы для содержания рабов и монумент в память несчастных рабов. Только за четыре десятилетия до запрещения работорговли в 1873 году на Занзибаре было продано около 600 тысяч рабов!
Памятник работорговле султаната на Занзибаре.
https://zanzibar-travel.ru/wp-content/uploads/2021/01/rabstvo-300x202.jpg В 1861 году после раздела Оманской империи был образован независимый султанат Занзибар. Власть султана простиралась прежде на часть восточноафриканского побережья Зангебара (нынешний юг Сомали, побережье Кении, Танзании и северного Мозамбика), острова
Унгуджа (Занзибар),
Пемба и другие, Другой главный остров Занзибарского архипелага, Мафия, никогда не контролировался Султанатом.
Братоубийственная борьба за контроль над Занзибаром послужила предлогом для разделения двух султанатов. Франко-британское признание Маджида бин Саида султаном Занзибара закрепили его независимость, хотя вождь суахили Занзибара остался на своем месте, не имея, однако, реальной власти. При этом Занзибар выплачивал ежегодный налог Оману. Но когда в 1866 году был убит султан Омана. На африканском острове посчитав преемника узурпатором, и перестали выплачивать дань.
Экономические и социальные условия в султанате Занзибар были не особенно благоприятными, потому что наблюдалось перепроизводство гвоздики, арабские и местные (суахили) владельцы плантаций залезли в долги, а число рабов выросло до 20 тысяч. Плохие условия жизни у обездоленных людей вызывали смертельные эпидемии холеры , дизентерии , оспы и малярии, что привело к гибели на острове 35 тыс. человек .
Значение Занзибара возросло в связи с открытием в 1869 году Суэцкого канала, что вызвало обострение борьбы между великими европейскими державами за обладание восточноафриканским побережьем.
В 1870 году после смерти султана Маджида в возрасте 36 лет, его брат Баргаш бин Саид, вернувшись из изгнания, становится правителем Занзибара. При нем возродилась экономика султаната, восстановились плантации гвоздики, пострадавшие от тропического циклона, и возобновилась работорговлю. Правда, торговля рабами была отменена в 1873 году на основе договора с Великобританией под давлением эмбарго. Но этот запрет не остановил торговлю подпольную рабами, цена которых резко возросла. В 1875 году султан посетил Марсель, Париж и Лондон, для официального подписания договора о прекращении работорговли. Встреча с королевой Викторией, принцем и принцессой Уэльскими укрепила связи между Соединенным Королевством и Занзибаром, что было особенно важным после открытия Суэцкого канала в 1869 году и открытия более коротко торгового пути между Европой и Индийским океаном.
Вернувшись на Занзибар, султан Баргаш реорганизовал армию, повелел разработать ирригационную систему, построить дворцы и дороги, ледяной завод и шестикилометровый акведук, создать полицию и так далее.
Богатство султаната Занзибар было в основном основано на работорговле. На протяжении веков это обеспечивало рабочей силой плантации гвоздики и кокоса, но, прежде всего, экспорт рабов в государства Персидского залива. Оманские купцы, доминирующие на Восточноафриканском побережье Индийского океана, играли ключевую роль в этой торговле. Регулярно проводились экспедиции в район Великих африканских озер с целью поимки местных мужчин и женщин.
Султанат Занзибар и его торговые отношения с районом Великих озер около 1875 года.
С 1884 года земли, принадлежащие местным африканским вождям и расположенные на континенте, стали приобретать выходцы из Великобритании в обмен на защиту Соединенного Королевства от имени султаната Занзибар. Берлин и Париж решили так же участвовать в разделе территории в создании протекторатов в Восточной Африке, в 1886 году было пописано соответствующее соглашение.
Султан Баргаш скончался на 51-м году жизни в 1888 году, и султанат продолжает терять власть в связи с переводом британского торгового центра Восточной Африки в Момбасу. Рабство обеспечивает довольно прибыльный бизнес, но в августе 1890 года новый султан пописал с Соединенным Королевством договор о запрете работорговли: любой человек, родившийся на территории Занзибара, автоматически получал свободу. Единственным ресурсом Занзибара становится слоновая кость, но и ее становится все меньше.
Борьба между Великобританией и Германией за территориальное расширение своих колоний на африканском континенте привела к потере прямого суверенитета султана над Занзибаром, хотя он не был свергнут. Несмотря на запрет, нелегальная торговля живым товаром в Восточной Африке еще долго продолжалась до 1890 года, когда на международной конференции в Брюсселе был пописан генеральный акт, провозглашавший свободу вероисповедания, брака, свободу пищи и строительства жилищ, право владения собственностью и право наследовать часть собственности бывшего хозяина. Рабы получили право отстаивать свои права в суде.
Международный англо-германский
договор Гельголанд-Занзибар (1890) предусмотрел обмен двумя территориями между двумя европейскими странами: немцы возвращают архипелаг Гельголанд, расположенный в Северном море, в обмен они обязуются окончательно прекратить экспансию на Занзибар, который становится британским протекторатом до провозглашении независимости в 1963 году.
После окончательного запрета работорговли правящая династия Занзибара и султаны Омана получили компенсацию от Соединенного Королевства за потерянный невольничий рынок. султаны Занзибара вернулись к торговле слоновой костью, хотя она была не такой прибыльной. Затем караваны торговцев проникали до реки Конго и восточного Конго, где в настоящее время говорят на суахили, в поисках драгоценных бивней.
В первой половине XX века на Занзибаре установился марионеточный султанский режим, полностью подконтрольный Великобритании. Борьба против британского и султанского господства активизировалась на Занзибаре после Второй мировой войны. Несмотря на победу на выборах в июле 1963 местной партии (54% голосов), состоящей в основном из африканцев. В конце 1963 года Великобритания передала Занзибар арабскому султану, и 10 декабря его подданные провозгласили независимое государство - Народную Республику Занзибар.
Преимущественно чёрное население не захотело больше быть под властью арабов, и после ухода британцев, уже 12 января 1964 года произошла антифеодальная революция, в результате которой султан свергнут с престола и изгнан из страны. Хотя Занзибар был этнически пестрым образованием, в результате парламентских выборов власть, как и во времена Оманской империи, осталась в руках арабов.
Революция сопровождалась насилием, грабежами и убийствами арабов и индийцев. Число погибших оценивается от нескольких сотен до 10 и более тысяч человек. Разъяренная толпа уничтожала потомков работорговцев везде, где только могла найти.
Межэтническую вражду, хотя и с опозданием, удалось остановить путём организации принудительных свадеб. До революции любая девушка из арабской семьи могла взять в мужья чернокожего юношу, который ни при каких обстоятельствах сам не мог добиться брака с арабкой. Революция провозгласила, что любой чернокожий может взять в жены арабскую девушку. Юношей и девушек выстраивали двумя шеренгами лицом друг к другу. Юноша мог бросить в понравившуюся девушку камешек и... жениться на ней. Таким необычным способом в жаркие дни 1964 года на островах совершались межэтнические браки. И хотя на Занзибаре до сих пор остается немало свидетельств жестокости работорговцев, многие из которых были арабами, кровная месть закончилась. В жилах уже выросших детей течет арабо-негритянская кровь.
Коммунистические связи революционной власти беспокоили Запад, и поскольку Занзибар находился в сфере влияния Великобритании, Лондон рассматривал планы интервенции, но, в конце концов, отказался от вмешательства. КНР, ГДР и СССР признали новое правительство и установили с ним дипломатические отношения. Революция положила конец 200-летнему арабскому господству на Занзибаре, день революции считается национальным праздником.
26 апреля 1964 году власти Занзибара и Танганьики подписали соглашение о создании единого государства - Объединённой Республики Танзания (название является комбинацией слов «Танганьика» и «Занзибар»). Занзибар получил статус административной автономии, правитель которой, Ахмад Абейд Каруме стал вице-президентом Танзании. Внешняя политика перешла в ведение центрального правительства. Автономия Занзибар включает пять административных областей.
Президента обеденного государства Танзании Каруме убили в 1972 году, следующие президенты с переменным успехом пытались примирить занзибарцев с танганьикцами. Сегодня Занзибар сохраняет автономию в составе Танзании, здесь есть и свое правительство, и собственный президент. Законодательную и исполнительную власть представляет Революционный совет Занзибара, состоящий из президента (возглавляющего и правительство), двух вице-президентов и министров. С 1980 года Занзибар имеет местный парламент из 81 депутата, из них 50 избираются прямым голосованием в одномандатных округах. 10 депутатов назначаются президентом, 20 мест зарезервировано для женщин, плюс одно место - для генерального прокурора.
***
Жители Занзибара говорят преимущественно на суахили - крупнейшем языке группы банту и государственном языке Танзании. Примечательно, что вариант суахили, на котором говорят на Занзибаре, является литературной нормой не только для жителей Танзании, но и для некоторых других африканских стран. Немногие занзибарцы также свободно говорят на арабском, французском, итальянском и других языках. Арабский язык господствовал на протяжении веков, но сегодня практически полностью вытеснен суахили, особенно в повседневном общении.
***
На Занзибаре чтут память Дэвида Ливингстона (1813 - 1873) - выдающегося британского путешественника шотландского происхождения и исследователь Африки. Именно он был первым из европейцев, кому удалось пересечь Африку с запада на восток в 1853 - 1856 годах. Ливингстон обследовал значительную часть бассейна реки Замбези и открыл крупнейший водопад Виктория. В 1867 - 1871 годах он исследовал также западный и южный берега озера Танганьика. В общей сложности Ливингстон провел в Африке 33 года. В возрасте 27 лет он был направлен Лондонским миссионерским обществом в Восточную Африку. Но вместо миссионерской деятельности он решил заняться исследованием Африки, и особенно водных путей, а главное - реки Замбези. Но из-за неудач одно из экспедиций Ливингстон остался жить в небольшой деревеньке у озера Танганьика, где его после долго поиска обнаружили.
Доктор Ливингстон завещал похоронить себя в Африке. Но убитые горем африканцы смогли похоронить только его сердце, а тело пришлось забальзамировать и целых девять (!) месяцев нести в гробу из древесной коры к морю. Оттуда тело перевезли на Занзибар, затем - в Лондон, где Ливингстон был похоронен в Вестминстерском аббатстве... на Занзибаре вблизи Стоун-Тауна сохранился миссионерский дом, где путешественник останавливался перед последней экспедицией. Позднее здание перешло в собственность индуистского общества. В 1947 году правительство выкупило и реконструировало дом под научную лабораторию, затем в здании разместился офис туристической корпорации Занзибара.
***
Основа экономики Занзибара - международный туризм, рыболовство и сельское хозяйство. Особая гордость местных жителей, особенно в восточной части острова - кокосовая пальма, дающая кров и пищу. О прошлых гвоздичных плантациях здесь знают лишь понаслышке. На одну деревню из нескольких хижин приходится около полусотни кокосовых пальм, каждое из которых берегут как зеницу ока. Срубить пальму на дрова - равносильно преступлению.
***
В 1698 году арабы из султаната Маскат сооружают на африканском острове военный форт.
Пушки на набережной Старого города.
Дворец-музей на Занзибаре, посвященный королевской семье султаната Занзибар. Дворец султана является одним из главных исторических зданий в старом квартале Каменного города Занзибара, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Это трехэтажное здание с белыми стенами, украшенными мерлоном, расположенное на берегу моря. Дворец был построен в конце 19 века на месте старого здания. После революции на Занзибаре в 1964 году он официально переименован в Народный дворец и использовался как резиденция правительства, а в 1994 году стал музеем королевской семьи и истории Занзибара.
Фотография из Интернета
Название одного из самых больших зданий в Каменном городе (Стоунтауне), построенного в тропическом викторианском стиле, - Бейт-эль-Аджаиб, или Дом чудес. Он был построен в 1883 году на набережной по проекту шотландского морского инженера по заказу Баргаша бин Саида, второго султана Занзибара. Здесь размещалась резиденция султана, а после 1913 года заседало правительство Занзибара. Бейт-эль-Аджаиб стал первым зданием Занзибара, в котором появились электричество, водопровод и даже лифт. Когда местное правительство переехало в другое здание, здесь время от времени проходили выставки и встречи, был открыт роскошный ресторан. В Доме Чудес разместился Музей истории и культуры Занзибара и побережья Суахили.
Дворец бы окружен широкими верандами, поддерживаемые чугунными колоннами, которые позволили установить уникальные высокие потолки. Крытые переходы над уровнем улицы соединяли Дом Чудес с двумя соседними дворцы Бейт аль-Хукум и Бейт аль-Сахель (ныне дворец-музей), позволяющие дамам передвигаться незамеченными. Здание имело большой центральный крытый двор, окруженный открытыми галереями. На некоторых внутренних дверях дворца вырезаны надписи из Корана. Мраморные полы и большая часть серебряных украшений внутри были доставлены из Европы. Главный вход был сделан достаточно широким, чтобы султан мог проехать на слоне.
Перед зданием когда-то стоял маяк, который был разрушен во время англо-занзибарской войны 27 августа 1896 года, а Дом Чудес получил лишь незначительные повреждения. Во время реконструкции 1897 года в фасад здания была встроена новая башня с часами. Дворец был полностью занят султаном и его гаремом. В 1911 году в здании размещалось местное правительство и главный секретариат британских органов власти. После Занзибарской революции 1964 года он был преобразован в школу и музей правящей партии афро-ширази с помощью Северной Кореи. В 90-е годы началось создание музея, открытом в 2000 году. Он стал одной из главных туристических достопримечательностей Каменного города. В музее есть постоянные экспозиции, посвященные культурам суахили и занзибари, а также природе Восточной Африки. Внутренний двор полностью занят мтепе (традиционная лодка суахили).
В дальнейшем Дом Чудес был закрыт из-за ветхости, большие участки веранды и крыши обрушились в 2012/15 годах, музей переехал в другое здание. Несмотря на то, что на восстановление здания было потрачено $6 млн., большая часть его фасада, включая башню с часами, рухнула в декабре 2020 года. Это стало большой потерей для истории Занзибара, дворец являлся объектом наследия ЮНЕСКО. При разрушении башни четверо рабочих были спасены, а двое погибли. Однако по эскизам и чертежам будет создан новодел.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/House_of_wonders.jpg/1280px-House_of_wonders.jpg Самый распространённый вид транспорта на Занзибаре - маршрутки «дала-дала», на них можно доехать дешево и с ветерком.
Воспоминания о процветающей великой морской Оманской империи Занзибар. Единственное место на Земле с философией «акуно матата» (нет проблем) Занзибар. Столица. Каменный город (Стоун Таун) Занзибар. Доступный бюджетный отдых для тех, кто не боится крокодилов Другие статьи автора об африканских странах:
Геополитика Африки. Что общего между постсоветскими странами и Черной Африкой?Геополитические вулканы на этноприродных рубежахПервая мировая африканская войнаАмериканский ангел хаоса на Африканском континентеКрасная Африка. «Кровожадный» неоколониализм КитаяРаскаленные рубежи СахарыАфриканский Рог. Геополитическое противостояниеЧерная Африка. Мировой полюс самостийной бедности и нищетыНигерия. Блеск и нищета страны черного золотаЮАР. Экономический гигант Африки Марокко. Дальний запад Арабского Востока«Все могут короли»Касабланка. Главные морские воротаГород, прославленный ГолливудомЗападная СахараК Земле Обетованной. Путь пророкаЕгипет. Синай. Шарм-эль-ШейхЕгипет. Демократическая «пирамида» в стране древних пирамидЛивия. Прыщ на «ангельском носу» американской демократии Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья