Александр Зиновьев. «Медвежий угол», малая Родина русского мыслителя,

Mar 06, 2022 19:12

где на пепелище родительского дома развеян его прах
Владимир Дергачев


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/2019.jpg

Асташово, Чухломской район Костромской области. Крестьянская усадьба в «медвежьем углу» российской провинции.
Александр Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино, ныне не существующей.  Она была расположена  в глухих лесах между Чухломой и железнодорожной станцией Антропово. Он скончался на 84 году жизни а следующий день после Дня Победы, 10 мая 2006 года. 14 июля в урочище на месте бывшей деревне приземлился вертолёт, который выделил для траурной церемонии губернатор Костромской области. Вдова с  урной праха мужа исполнила  его последнюю волю, здесь на пепелище родительского дома развеян его прах и установили памятный знак-валун с плитой из чёрного мрамора и надписью: «Александр Александрович Зиновьев - мыслитель, гражданин. 1922-2006».

Обратимся к воспоминаниям мыслителя о малой Родине, российской глуши: «Наша Костромская область считалась самой глухой в России. Наш Чухломской район считался самым глухим в области. А наша деревушка Пахтино считалась самой глухой в районе. В самую цветущую пору ее существования в ней было не более десяти домов. Представьте себе: проходили столетия, а в деревушке не прибавлялось ни одного дома! Люди рождались, совершали привычный жизненный цикл и исчезали бесследно. Как будто их вообще никогда не было. Такие деревушки назывались "медвежьими углами". Так что можно сказать, что я родился в самой что ни на есть дремучей русской глуши - в "медвежьем углу".

Далее Зиновьев опровергает сложившийся стереотип о «глухой» российской провинции. Несмотря на неплодородные земли чухломского края, он «был одним из самых культурных и зажиточных в России. Причем это явилось следствием его бедности. Дело в том, что в наших краях было невозможно прокормиться за счет земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города - в Москву, Кострому, Ярославль, Иванове, Вологду. Там они становились мастеровыми - плотниками, столярами, малярами, портными, сапожниками. Становились не заводскими рабочими, а именно мастеровыми... Некоторые из таких мастеровых становились во главе артелей, создавали свои мелкие предприятия, богатели, становились домовладельцами в городах, сохраняя дома в деревнях и строя тут новые. Некоторые насовсем оседали в городах, изредка наезжая в деревни в гости к родственникам. Но основная масса мужчин, работавших в городах, считала городскую жизнь лишь подспорьем в содержании семей, остававшихся в деревнях. А семьи были большие. Семья с пятью или даже с десятью детьми была обычным явлением. Плюс к тому - старики. На старости мужчины навсегда возвращались в свои деревни. Земля не могла прокормить, но и в городах с такими семьями прожить было невозможно. Когда в деревнях была самая напряженная пора, мужчины возвращались домой. Все, что они зарабатывали в городах, они использовали для деревенской жизни: строили дома, покупали дорогую одежду, посуду, драгоценности. Так поступали, прежде всего, преуспевавшие, а за ними тянулись и остальные. Вместе с деньгами и вещами в деревню привозилась и культура - городской язык, городская одежда, украшения, книги. Деревенские дома строились под влиянием городских квартир, красились снаружи и внутри, обставлялись городского типа мебелью. Я бывал во многих районах России, но нигде не видал таких больших и красивых домов, как в нашем районе».

Из чухломских крестьян  есть выходцы, ставшие в ряд с богатыми российскими купцами.  Имели по несколько фабрик, доходные дома в столицах, трактиры и пароходы на Волге и морях.  Они занимались и меценатством, основывали  и содержали школы, профессиональные  училища и народные библиотеки. Зиновьев вспоминает детство, когда во время коллективизации мальчишки в брошенных крестьянских домах находили  на чердаках и чуланах дореволюционные книги и журналы, включая сочинения Гете, Гюго, Гамсуна и произведения классиков русской литературы. Их чтение способствовало развитию у деревенского мальчика «склонности к трагическому романтизму».
Часть крестьян, занявшаяся отходничеством, «одевалась по-городскому и по-городскому обставляла свои дома. Широко и щедро праздновались религиозные праздники, крестины, именины, свадьбы. Сложилась своеобразная культура общения, местный этикет, иерархия родов». Уровень культуры в чухломском крае «был высоким лишь в сравнении с другими местами провинциальной России. Образование большинства людей ограничивалось церковно-приходской школой. И культура была приносной, а не результатом имманентного развития района. Это было отражение столичной культуры в глухой провинции, оказавшейся в непосредственной сфере влияния столицы».

Российская провинция. Чухломской край. Малая Родина Зиновьева, бывшая деревушка Пахтино, находилась в лесах южнее Чухломы.


Зиновьев вспоминал, что «До войны я не раз ходил пешком от станции Антропово до своего Пахтино. На пути были деревни, обработанные поля, церкви. В 1946 году после демобилизации из армии я последний раз прошёл этот путь пешком. Почти ничего не осталось. На месте деревень - развалины домов. Как будто именно тут была война. Поля заросли лесом. И не встретил ни одного знакомого человека. Ни одного!». И сегодня в этом медвежье углу можно встретить медведя, если повезёт.

***
Семья Зиновьевых была многочисленной. Александр Яковлевич Зиновьев и Аполлинария Васильевна Смирнова вступили в брак в 1909 году. У супругов родились Михаил (1915),  дочь Прасковья, Анна (1919), Александр (1922), Николай (1924), Василий (1926), Алексей (1928) и  Владимир (1931). Последней родилась дочь Антонина в 1935 году.  Кроме них в крестьянском доме до смерти в 1938 жила немощная мать Александра Яковлевича - Прасковья Прокопьевна. В 1933 перебрался в Пахтино доживать свой век дед  Яков Петрович, полупарализованный старик, умерший в 1936.

Отец, Александр Яковлевич, как и большинство мужчин Чухломского края, был мастеровым, и с юности жил между деревней и городом. Из-за бедности почв и ограниченности пахотных угодий земледелие здесь исторически было слабо развито. Для прокорма семей мужчины шли в Кострому, Ярославль, Москву, Питер. До отмены крепостного права большинство из них относилось к сословию государственных крестьян, в том числе и предки Зиновьева.  В отличие от помещичьих крестьян, они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле. Обладали юридическими правами, имели возможность заключать сделки, вести розничную и оптовую торговлю, открывать производство. Чухломские мастера славились своим искусством и добросовестностью, знали грамоту, мало пили.  Многие из них имели хороший достаток, держали артели, владели несколькими домами. У Смирновых, родителей матери, до революции был небольшой капитал, доходные дома в Петербурге. Их большой дом в деревне Лихачёво конфисковали в годы коллективизации, в нём разместилась деревенская больница, прозванная между людьми «смирновской».

Александр Яковлевич промышлял вместе с отцом в Москве и до революции был искусным «богомазом», в составе художественной артели занимался росписью храмов. Имел шанс получить профессиональное образование, но жизненные обстоятельства не сложились. Неравнодушный к живописи, он неизменно привозил в деревню карандаши, краски, бумагу для рисования. Страсть к рисованию завладела сыном Александром, а затем перешла по наследству к его дочерям: с изобразительным искусством связали свою жизнь Тамара и Полина.
Во время коллективизации в разгаре борьбы с кулаками местная беднота пришла «раскулачивать» Зиновьевых, у которых дети  спят «на белых тряпках» (у самих-то и кроватей не было, на полу, на рогоже ночевали). Заступился районный начальник, много лет знавший Аполлинарию Васильевну и каким трудом держалось её хозяйство. Но в конце 30-х годов пришла новая беда - укрупнение неперспективных деревень. Пришлось Зиновьевым перебраться за четыре километра в Княжево, в пустующий  неказистый дом с земляными полами. С началом войны пригнали в Пахтино немцев с Поволжья, но вскоре отправили на север. Их место заняли выселенные с родных мест крымские татары. Но и этому пришел конец, и деревня исчезла с лика Земли.

Зиновьев называл себя «верующим безбожником», но его этическое учение пронизано глубинным религиозным чувством. Мировоззрение деревенского ребенка формировалось в крестьянском мире, который был, не так прост, как трактовался в советской историографии. Крестьянская жизнь и труд на земле в контакте с природой требовали от человека много знаний и умения. Здесь и накапливаемая от поколения к поколению информация  о природе - лесах, реках, озерах, местном климате и погоде. Необходимы были профессиональные навыки в земледелии, животноводстве, охоте, рыболовстве  и ремесленных занятиях. Все это вырабатывало  такие жизненное важные качества, как любопытство к познанию природы,  готовность к неожиданностям и проявлению находчивости, необходимостью быть всегда начеку, проявлять осторожность и избегать суеты. Мировоззрения крестьянина формируется через предания и христианское воспитание. Крестьянский сын изначально приуготовлен к интенсивной мыслительной деятельности. Эта ментальная работа носит специфический характер и отличается от мышления городского профессионального интеллектуала большей конкретностью, практичностью, конструктивностью и критичностью. Крестьянин выражает недоверие городской среде, видит её двойственность и враждебность по отношению к себе. Его настораживает внутренняя социальная организация и масштабность  городской жизнедеятельности. Деревенская жизнь у всех на виду, деревенский социум умопостижим, имеет персонифицированную историю. В городе происходит усреднение личности, её социальная унификация, что создаёт невозможные для деревенского обихода условия автономного существования индивидуума. Попадая в город, крестьянин робеет перед социальной стороной городской жизни, чувствует себя одиноким. Он всячески  старается приобщаться к городскому знанию и практике, приобретая при этом новые качества, становясь в результате  более сильным и успешным, чем коренной горожанин. Часто крестьянский сын, одарённый от природы талантом, в городе добивается выдающихся результатов. При этом он сохраняет свою базовую оппозиционность по отношению к городу, считая его территорией войны, в противоположность деревне - территории мира. (Павел Фокин Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый. - М.: Молодая гвардия, 2016).

***
Кроме крестьянской ментальности обратимся к истории «медвежьего» угла, играющего немаловажную роль в формировании мировоззрения урожденного в этих краях.  «Медвежий угол» русской провинции был  для средневековой Руси  важным северо-восточным и восточным форпостом, здесь и в последующие века шла активная деловая жизнь. В XV веке здесь  проходил торговый путь, соединявший бассейн Северной Двины с Ветлугой и Волгой.

Городок с сельской душой Чухлома (4,9 тыс. жителей, 2021) является центром одноимённого района Костромской области,  расположен на берегу Чухломского озера, в 50 км от железнодорожного узла Галич, в 2019 года включен в перечень исторических поселений регионального значения.


https://i1.wp.com/xn----dtbfccaqgkavuda3aihdp.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/03/.jpg

В XIV веке здесь на месте чудского городища был возведен Аврамиево-Городецкий (Покровский) монастырь, основанный преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского. Всего он основал в этих краях четыре монастыря, в том числе Успенский монастырь около Галича. Первоначально  была возведена деревянная Покровская церковь, а число насельников превысило сотню человек. Годом основания Чухломы на южном берегу считается 1381 год, когда в эти места  был сослан московский митрополит Пимен, получивший по подложной грамоте посвящение константинопольского патриарха на Московскую митрополию.  Крепостной городок  входил  в состав Галич-Мерьского княжества.

Древнерусские княжества 13 века.


Между 1434/53 годами, в ходе борьбы за великокняжеский стол, князь Дмитрий Шемяка укрепляет Чухлому. В XVI веке после междоусобиц Галичское княжество, и Чухлома в том числе, вошло в состав Московского государства. Чухлома сильно пострадала в Смутное время. В 1609 году польско-литовский отряд напал на город, но не взяв приступом крепость, разорил окрестности. В самой Чухломе в 1615 году значилось тридцать дворов.


В 1719 году Чухлома стала административным центром уезда Архангелогородской губернии. Её крепость просуществовала до 1727 года, когда «великий пожар» уничтожил все постройки. С 1796 года уездный город вошел в состав Костромской губернии. Удалённая от основных транзитных путей, Чухлома выделялась ремеслом, мелкой торговлей, многие жители занимались рыболовством и огородничеством. Отсутствие выгонной земли ограничивало возможности для содержания скота и сдерживало производство сливочного масла и сыроварения. Единственным предприятием был пивоваренный завод, зафиксированный в документах 1844 года.

В 1928 году Чухломский уезд преобразован в административный район, который в 1944 году вошёл в состав образованной Костромской области. Коллективизация и Великая Отечественная война привели к запустению края, действительно, ставшим настоящим «медвежьем углом».  Наступившая безграничная российская демократия усилила процесс опутывания русской провинции, но на этом фоне выглядит чудом попытки вернуться к историческому культурному наследию края.

В начале этой статьи помещена фотография старой крестьянской усадьбы («Лесной терем»)  из Асташева Чухонского края. В 2005 году московский предприниматель Андрей Павличенков инициировал работы по спасению уникального здания, в которых участвовали другие меценаты,  местные жители и волонтёры. Был проведен большой объем восстановительно-реставрационных работ  с применением исторических технологий и материалов.  Удалось сохранить более 60 % подлинной конструкции, остальные детали воссозданы с максимальной достоверностью и близостью к оригиналу. В 2015 году Асташово получило грант Фонда олигарха Потанина. В 2016 году усадьба открылась как гостиница-музей для проживания и активного отдыха.

«Лесной терем» в Асташово - один из лучших деревянных усадебных домов России. У гостей есть уникальная возможность погрузиться  в ушедший мир русской провинции и убедиться в возможности сохранять культурное наследие. Асташово расположено в 200 км от Костромы, 280 км от Ярославля, 310 км от Вологды, 520 км от Москвы, 950 км от Санкт-Петербурга. На автомобиле нужно добраться до Чухломы и далее свыше 25 км по грейдерной дороге.

Историческим центром «медвежьего угла» был древнерусский Галич (16,6 тыс. жителей, 2021), основанный в 1159 году. Ныне  он является городом областного подчинения, входит в перечень исторических поселений России. Во время правления князя Юрия Долгорукого Галич играл роль пограничного форпоста Северо-Восточной Руси, включая Ростово-Суздальское княжество в освоении Севера и Вятской земли.
В 1246 году Галич стал столицей удельного княжества, образовавшегося после смерти великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Первым князем был его сын  Константин Ярославич, брат Александра Невского. Во второй половине XIII-XV веках Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озёр, по левобережью Волги, реке Костроме и её притокам, по среднему течению рек Унжи и Ветлуги. Среди богатых и населённых городов того времени известны Чухлома и Соль Галицкая.   Стольный Галич  был одним из центров обороны русских земель.

Дмитрий Донской в завещании 1389 года упоминает «купли деда своего», Ивана Калиты, - Углич, Галич и Белоозеро. Углич был важным торговым центром на Волге, а обширные и малонаселённые Галицкое (Галич-Мерское) и Белозерское княжества имели стратегическое положение в противостоянии Москвы и Новгорода, были богаты пушным зверем. Таким образом, контроль над ними был очень выгоден для Ивана Калиты, хотя в Галиче и Белоозере даже после его смерти сохранялись местные князья. В 1362 году Галич вошёл в состав Великого княжества Московского, непосредственно подчинялся великому князю, и Дмитрий Донской распоряжался в нем, как в своей вотчине. Так, в 1378 году митрополита Пимена, отвергнутого великим князем, отправили на заточение в Галич, а затем в Чухлому.

После смерти Дмитрия Донского Галич достался его сыну Юрию Дмитриевичу. Галич имел важное стратегическое значение, прикрывал Московское великое княжество с северо-востока.  В 1398 году во время войны Новгорода с великим князем Василием Дмитриевичем новгородцы захватили Великий Устюг и опустошили окрестности Галича. В 1408 году до города доходили отряды Золотой Орды.
В XV веке галицкие князья принимают активнейшее участие в Междоусобной войне в Московской Руси (1425/53). Потерпев поражение, князь Дмитрий Шемяка бежал в Новгород, где был отравлен, а Галич в 1450 году окончательно присоединён к Москве. Он стал центром уезда, в состав которого вошли Чухломская, Солигаличская,  Кологривская и другие осады. Для управления огромной территорией в Москве был создан особый приказ.

Жалованная грамота 1506 года Великого Князя Василия Иоанновича предоставила местным рыболовам преференции. После присоединения к Москве Галич стал опорным пунктом Москвы в борьбе с Казанским ханством, здесь возводится  третья по счёту крепость. Осенью 1522 года казанский хан организовал новые набеги на восточные русские земли. Оборонное значение Галич сохранял вплоть до 1552 года, когда Казанское ханство было присоединено к Москве. Однако вооруженные столкновения с мятежными черемисами (марийцами) продолжались и во второй половине XVI века.

В Смутное время Галич и ряд городов на северо-восток от Москвы оказался в руках поляков, которые в  январе 1609 года разорили и сожгли город. Впоследствии в связи с расширением границ Русского государства  Галич  потерял оборонное значение, но усилилось его торговая роль. Через него шла торговля с Сибирью, с Архангельском, Великим Устюгом, Мангазеей, Вяткой и Москвой, а позднее и с Санкт-Петербургом. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией, также была развита торговля рыбой. В средневековом Галиче и его округе было 10 монастырей.

В 1839 году в Галиче проживало около 5 тыс. человек,  насчитывалось более 15 каменных храмов. Озеро давало 10 тыс. пудов рыбы, В первой половине XIX века в городе появляются промышленные предприятия. В 1845 году галичские купцы создали меховой завод по обработке беличьих шкурок,  а затем по обработке  и лисьих шкур, а в 1854 году - перчаточную фабрику.

По данным переписи 1897 года в городе проживало 6,2 тыс. жителей.  В 1902  открыто «Рыбно-слободское начальное народное училище, просуществовавшее  до 1918 года.

В 1906 году  здесь прошла железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Уралом, что способствовало промышляемом развитие города. После революции 1917 года на базе дореволюционных предприятий и созданных в 20-е годы производственных артелей возникли новые производства.

В 2009 году Галич отметил своё 850-летие. Из-за ухудшения социально-экономического положения в моно профильном городе в 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании территории опережающего развития в городе Галич.

Еще один провинциальный городок с деревенской душой Кологрив (2,7 тыс. жителей,2021) был основан в 1778 оду, ныне административный центр одноимённого района. Население за последние шесть десятилетий существенно сократилось, в 1959 году здесь проживало 4,6 тыс. человек.


https://ic.pics.livejournal.com/emiltim/17148361/86897/86897_2000.jpg

Кологрив расположен на северо-востоке Костромской области, вдоль левого притока Волги реки Унжи. Расстояние от Кологрива до Костромы - 380 км, до Москвы - 640 км. В 2019 года он включен в перечень исторических поселений регионального значения.
В XIX-XX веках Кологрив славился как город учебных заведений, здесь действовали уездное и приходское училища, женская и мужская гимназии, церковно-приходские школы. В 1892 году на средства, завещанные русским промышленником, меценатом Федором Чижовым, возле Кологрива открылось сельскохозяйственное техническое училище. Население Кологривского уезда в подавляющем большинстве было крестьянским. Помимо традиционного земледелия и животноводства, крестьяне активно занимались различными промыслами. Наиболее распространённым был лесной промысел: зимой рубили лес, а весной сплавляли его по Унже в Волгу. Соответственно богатейшими людьми уезда были лесопромышленники. Пик лесопромышленного бума пришёлся на начало XX века.

Особое место в истории северо-востока Руси занимает Тотьма (9,7 тыс. жителей,  2021), ныне административный центр одноименного района Вологодской области, расположенный на левом берегу реки Сухона, в месте впадения в неё реки Песья Деньга, в 215 км от Вологды. Тотьма основана в 1137 году, ныне входит в список особо ценных исторических городов России, сохранивших как планировку, так и большую часть старинной застройки. На территории города находится немалое количество памятников федерального и регионального значения.

Город купцов и мореходов. Музей мореходов


https://vologdatourinfo.ru/sites/default/files/styles/synimage_full/public/region/2017/totma_0.jpg?itok=Gb91Ncj5

Несмотря на то, что Тотьма находится очень далеко от морей, ее история славится мореходами. Поэтому здесь, в 1996 году, в год празднования 300-летия Российского флота, был открыт Музей мореходов в здании  старинного Входоиерусалимского храма, построенного в конце XVIII века, на средства братьев-мореходов Пановых. Здание является образцов так называемого тотемского барокко, похоже на устремленные вверх силуэты парусников. Музейная экспозиция рассказывает о местных купцах-мореходах и их плаваниях в Тихий океан во второй половине XVIII века.

XVII и начала XVIII века становятся временем расцвета для Тотьмы, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась через Вологду, Тотьму, Великий Устюг и Архангельск, что способствовало появлению в городе дворов и представительств иностранных купцов и торговых миссий. Всего за год через Тотьму проходило от 500 до 1000 судов. Усилившееся за счёт дальнейших разработок соляных промыслов торговое значение города позволило Тотьме стать одним из наиболее богатых и значимых мест Русского царства. В первой четверти XVII века добыча соли достигала 200 тысяч пудов в год.

Тотьму трижды посещал Пётр I, ставший последним из российских правителей, лично посещавшим город. Вскоре торговое и экономическое значение Тотьмы стало падать ввиду основания Санкт-Петербурга и полного прекращения торговли на Сухоно-Двинском пути, а также обнаружением новых источников соли (в частности, соляных озёр Эльтон и Баскунчак) на юге России. Но местные купцы смогли найти новые источники доходов и обеспечить городу не менее впечатляющий экономический расцвет. Во второй половине XVIII века ими  было снаряжено множество экспедиций на восток: в Сибирь, на Дальний Восток и к берегам Американского континента. Компании тотемских купцов снарядили в Тихий океан около 20 экспедиций - это больше, чем компании московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых. Именно поэтому Тотьму и называют городом мореходов. В ходе этих экспедиций были совершены географические открытия, зафиксированные наукой в 1755 году, составлены карты ряда островов. Этими экспедициями была вывезена 1/5 часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека - рекордный показатель среди городов России. Торговля пушниной приносила ощутимую прибыль. Местные купцы-мореходы имели возможность строить богато украшенные и большие по размерам православные храмы. Тотьмичи проявили себя активными участниками Русско-Американской компании, осваивали пространства Тихого океана, открыли ряд Алеутских и Командорских островов. Иваном Кусковым на побережье Северной Калифорнии в 1812 году была основана крепость Форт-Росс, ставшая самой южной точкой «Русской Америки».

В лесотехническом техникуме несколько лет (1950-1952) обучался будущий поэт Николай Рубцов, до того воспитывавшийся в детском доме села Никольское Тотемского района, а впоследствии неоднократно приезжавший и считавший эти места своей духовной родиной. В 1985 году был торжественно открыт памятник поэту на берегу Сухоны.

Древнерусский Солигалич (Соль Галичская, 5,9 тыс. жителей, 2021) стал городом в 1938 году, ныне административный центр одноименного района Костромской обрасти. Солигалич расположен в верхнем течении реки Костромы (левый приток Волги), на Галичской возвышенности в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы.


https://k1news.ru/wp-content/uploads/2020/05/20effd0ed4443dd0b1d51cf8babcd233.jpg

По легенде возникновение города было тесно связано с образованием в первой половине 14 века на этом месте Воскресенского монастыря, действующего и поныне. Галичский князь Федор Симеонович сначала построил здесь храм, а позднее постригся в монахи в сооруженной позднее им же обители. Существовавшие ранее соляные варницы, упоминающийся еще в летописях 1332 года, а также монастырь, соединились в одно целое, а возникшему новому поселению дали название Соли. Чтобы отличить его от других селищ, где исстари также добывали этот природный минерал, населенный пункт стали именовать Соли Галичские.

Поселение подвергалось набегам вятских и ветлужских черемисов, которые претендовали на эти земли. В 15 веке в результате военных действий между Галичским княжеством и Московским царством посад был включен в состав последнего, великие князья которого ему предрекли особую роль, упоминая в своих завещаниях, ведь соль была на Руси очень дорога. Среди них был и Иван Калита. В то время возводится здесь оборонительная цитадель, она с успехом защищала жителей Солигалича, на который нападали казанские татары. На протяжении четырех столетий под защитой грозной крепости развивался один из самых древних соляных посадов, крупный центр солеварения. На его гербе, полученном им в 1779 году, изображены три кучки соли на золотом поле.

Вблизи города по берегам притоков красавицы Костромы были обнаружены и богатейшие месторождения известняка, который стали добывать открытым способом с целью обжига для получения извести. Она пользовалась спросом особенно на Русском Севере, особенно при возведении храмов.

Исторический Солигалич - уникальный малый город, жемчужина русского деревянного зодчества. Край богат целебными источниками, бальнеогрязевой курорт основан в 1841 году, ныне на территории санатория  установлен бюст выдающегося российского ученого-химика и композитора А. П. Бородина. Здесь в усадьбе Дракино (не сохранилась) в 1813 году родился будущий адмирал российского флота, исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. Геннадий Невельской.

Александр Зиновьев на малой Родине


Источники:
Александр Зиновьев Русская судьба, исповедь отщепенца. Книга мемуаров. - М., 1999. 472 с. https://www.litmir.me/br/?b=48917
Павел Фокин Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый. - М.: Молодая гвардия, 2016. - 749 с - (Жизнь замечательных людей). https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/1094753-pavel-fokin-aleksandr-zinovev-prometej-otvergnutyj.html

Александр Зиновьев. Русский философ, предсказавший будущее России
Александр Зиновьев. «Медвежий угол», малая Родина русского мыслителя, где на пепелище родительского дома развеян его прах
Александр Зиновьев. Беспощадно честный пророк. Русский Прометей, не услышанный властью и народом
Александр Зиновьев. Ближний круг. Ольга, жена и верная соратница

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Россия, Александр Зиновьев, История

Previous post Next post
Up