Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой
http://xn----7sbb4bxah.xn--p1ai/slides/06/Alexander_palace_Yandex_Fly.jpgАлександровский дворец (модель реконструкции)
Александровский парк (площадь188 га) состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. Александровский парк примыкает к Екатерининскому дворцу со стороны парадного входа, откуда можно попасть в парк по Большому китайскому мосту. В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной. Хотя этот парк малоизвестен широкой публике, его удостоил своим поэтическим вниманием молодой Александр Пушкин, а точнее Баболовский дворец с одноименным парком, примыкающим через реку к Александровскому парку. Эта периферия Царскосельских парков была идеальным местом для амурных свиданий. Чтобы не расстраивать лишний раз немку-императрицу, Его Величество Александра I (1777 - 1825) здесь встречался со старшей дочерью придворного банкира - португалкой, баронессой Софьей Осиповной Вельо (1793-1840). Немецкие жены из благородных семей часто бывают не только культурными, но и очень правильными. А так мужчине хочется иногда расслабиться, выпить и закусить в тесной компании на двоих и устроить праздник души и тела. Поэт-лицеист отразил этот факт в эпиграмме (зима 1816/17):
«Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его - здесь у твоих он ног».
По некоторым оценкам, от любовниц у Александра могло быть до 11 внебрачных детей, но кто стоял со свечой у амурного ложа?
***
Александровский дворец построен в 1792-1796 годах архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле для великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Дворец расположен в северной части Александровского парка, в 5 минутах ходьбы от Екатерининского дворца по Дворцовой улице. Дворец принадлежит к важным достопримечательностям Северной Пальмиры, реконструкция которого еще не завершена. Сказывается долгое пребывание во дворце военного научно-исследовательского института, ещё недавно окружённого забором с колючей проволокой.
Екатерина II мечтала построить в парке дворец, обликом похожим на замок, в котором жил французский философ Вольтер. Однако, новый дворец был построен в стиле строгого следования симметрии загородной виллы, гениально адаптированной к суровым северным условиям итальянским архитектором Кваренги.
Дворец предназначался Екатериной II для летнего пребывания её любимого внука, будущего императора Александра I. Постройку дворца начали в 1792 году, а летом 1796 года сюда переехал великий князь с семьёй и двором. Когда Александр Павлович взошёл на трон, дворец чаще использовался для приближенных, которых обыкновенно поселяли на втором «Кавалерском» этаже.
Его брат и преемник император Николай I, напротив, предпочитал весной и осенью жить с семьёй в Александровском дворце, а шумные приемы, торжества и церковные службы проводить в Большом Екатерининском дворце. Именно при нём новый дворец в память о брате стал именоваться Александровским. После внезапной смерти любимой дочери Александры, Николай I перестал жить в Царском Селе и бывал лишь изредка. Последующие императоры тоже не баловали Александровский дворец своим присутствием. Александр II предпочитал Екатерининский дворец, а семья Александра III больше проводила времени в Гатчинской резиденции.
Активно дворец начал перестраиваться при Николае II, превратившись из сугубо летней резиденции в место постоянного проживания. В 1897 году был построен подземный тоннель в кухонный флигель для скрытого перемещения прислуги. В здании появилась пожарная сигнализация, телефон, пожарный водопровод, лифт и многое другое.
В 1901-1904 годах в Царское Село был проведен Орловский водопровод. На случай его повреждения, в Александровском парке напротив Знаменской церкви было построено подземное водохранилище для снабжения дворца чистою водою, доставляемою из каптированных Орловских ключей.
После революции 1905 года Александровский дворец становится постоянной резиденцией Николая II и любимым местом жительства его семьи. Время было неспокойное, поэтому в подвале дворца, под спальнями царя и царицы постоянно дежурили офицеры охраны. В обширных подвалах дворца ежедневно находилось с учетом охраны, около 200-250 человек обслуги.
В 1917 году имперская история дворца завершилась. Именно из него, после томительного домашнего ареста, 1 августа царская семья была отправлена в ссылку в Тобольск, откуда им было уже не суждено вернуться.
Уже в 1918 году в Александровском дворце была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни семьи последнего Российского самодержца. Позднее, в половине дворца разместился дом отдыха НКВД, а в комнатах детей Николая II - Детский дом имени Юных Коммунаров. В 1932 году Детский дом был закрыт, а игрушки и мебель императорских детей были переданы в Музей игрушки.
Во время оккупации города Пушкина в Великую Отечественную войну, в Александровском дворце размещались немецкий штаб и гестапо, в подвалах - тюрьма, площадь перед дворцом была превращена в офицерское кладбище.
С 1951 года во дворце располагались военно-морское училище, затем военный научно-исследовательский институт. Сохранённые коллекции музея были переданы на хранение в Екатерининский и Павловский дворцы. Долгое время Александровский дворец оставался закрытым объектом, куда не пускали даже искусствоведов. Лишь в 1997 году во дворце открылась первая экспозиция, а в 2009 году здание окончательно передали музею. В настоящее время Александровский дворец закрыт на реставрацию.
1. Большой Китайский мост 9. Куртина «Грибок» 17. Белая башня
2. Крестовый мост 10. Трясучий мостик 18. Ратная палата
3. Малый каприз 11. Гора «Парнас» 19. Императорская ферма
4. Китайская деревня 12. Китайский театр (руины) 20. Арсенал
5. Большой каприз 13. Драконов мост 21. Пенсионерная конюшня
6. Шапель 14. Детский домик, кладбище собак 22. Кладбище лошадей
7. Теплицы 15. Александровский дворец 23. Павильон лам (руины)
8. Китайские мостики 16. Кухонный корпус 24. Красносельские (Слоновые) ворота
***
Строительство Китайской деревни в Александровском парке было предпринято при Екатерине Великой архитекторами Антонио Ринальди и Чарлзом Камероном. В её эпоху в Европе было модно подражать китайскому стилю. Нельзя забывать, что Поднебесная в те времена была великой мировой державой до начала Опиумных войн.
Подробно:
Падение и взлет китайского драконаАнатомия падения ПоднебеснойЗападные ангелы смертиПосле смерти Екатерины в 1796 году работы были приостановлены и возобновлялись в 1818 года, когда при императоре Александре I деревню перестроили. Хотя большая часть оригинального убранства в восточном стиле в итоге была уничтожена, восстановленная деревня предоставляла жильё для именитых гостей. В очередной раз деревня была отреставрирована в 1859-1861 годах.
https://tsarselo.ru/images/photos/62ed691d693025ceb29f657289b33ea1.jpg Недалеко от деревни в 1779 году был построен Китайский театр, где российской императрице представляли преимущественно итальянские оперы. Здесь де состоялась премьера «Плодов просвещения» Льва Толстого. Театр был сожжён 15 сентября 1941 года и с тех пор не восстанавливался.
Во время Великой Отечественной войны Китайская деревня получила серьёзные повреждения. Послевоенное восстановление шло тяжело и медленно, до 1960-х здесь были коммунальные квартиры. В середине 1990-х годов был заключен контракт с датской Компанией «ТК Девелопмент Пушкин», которая обязалась восстановить Деревню в обмен на право аренды на 49 лет. Открытие 1-ой очереди обновленной Китайской деревни состоялось в 1998 года. В результате реконструкции в китайских домиках было создано 28 апартаментов, сдаваемых в аренду, прибыль от которой делится пополам между датчанами и музеем-заповедником «Царское Село». В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.
В Китайской деревне в двух домиках с весны и до глубокой осени между 1822 и 1825 годом жил выдающийся историограф Николай Михайлович Карамзин с семьей. Царский историограф продолжал здесь работу над «Историей государства Российского». В гостях у Карамзина побывал Александр Грибоедов перед отъездом в Персию. По вечерам молодежь встречалась в центр деревне в Ротонде, сооруженной Камероном для придворных балов, и здесь Екатерина Андреевна Карамзина и ее падчерица Софья Николаевна, вероятно не впервые, увидели Лермонтова. Падчерица «вальсировала с Лермонтовым», а супруга Карамзина пригласила Лермонтова к себе на дачу. Быт Китайской деревни подробно описан Юрием Тыняновым в его неоконченном труде «Пушкин».
Здесь и далее фотографии Валентины Балакиревой
К деревне ведут три примечательных моста. Драконов мост и Большой китайский мост, известный благодаря розовым гранитным вазам и имитационным ветвям кораллов, были завершены в 1785 году. Крестовый мост построен шестью годами ранее.
Большой китайский мост, сооружённый по проекту архитектора Ч. Камерона, расположен со стороны центральных ворот в Александровский парк от парадного плаца Екатерининского дворца. Мост выполнен из розового гранита, парапет оформлен в виде больших каменных ваз со свисающими переплетёнными ветвями красных кораллов (выкованных из железа). В 1860 году на мосту были установлены статуи четырёх китайцев, уничтоженные во время Великой Отечественной войны и ныне воссозданные.
Крестовый мост перекинут через Крестовый канал, постройка завершена в 1779 году. Мост стоит на четырёх всходах, ведущих к каменной «китайской» беседке, облицованной малиновым, жёлтым и голубым глазурованным кирпичом. Стены беседки прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. По аркам к беседке ведут четыре гранитные лестницы из двадцати трёх ступенек каждая.
Китайская или Скрипучая беседка
Автор: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27855691 Павильон «Шапель» (от фр. chapelle - часовня, капелла) появился на окраине Александровского парка в 1828 году. Выглядел он как готическая часовня, разрушенная временем. Шапель представляла собой две квадратные башни, одна из которых полностью «обвалилась», соединённые широкой аркой. В годы войны павильон сильно пострадал, реставрация завершена в сентябре 2018 года.
Парковый павильон в готическом стиле Арсенал, построенный в 1819-1834 годах, один из первых российских музеев (императорский музей оружия). Строение в «готическом» стиле, увенчанное зубчатыми башнями, находится в центре Александровского парка. Павильон использовался для хранения и показа коллекции средневекового, европейского и восточного оружия Николая I, которую император начал собирать ещё, будучи великим князем.
Коллекция, насчитывавшая более пяти тысяч предметов, неоднократно пополнялась изделиями знаменитых мастеров и лучших европейских оружейных мастерских. Однако в 1885 году внук Николая I император Александр III решил передать собрание в Императорский Эрмитаж (в настоящее время несколько экспонатов выставлено в Рыцарском зале). В Арсенале же была оставлена неиспользуемая фарфоровая и стеклянная посуда, а также коллекция небольших конных моделей офицеров и нижних чинов, демонстрирующая образцы форм русских полков времен Николая I.
Во время Великой Отечественной войны Арсенал был значительно поврежден. В начале XXI века здание пришло в аварийное состояние. В 2016 года в отреставрированном павильоне была открыта постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия». В музее выставлены мемориальные вещи российских императоров и часть коллекции оружия, сохранившаяся в фондах музея-заповедника «Царское Село».
Отреставрированный Арсенал
Могила Григория Распутина в Александровском парке. Убиенного в декабре 1916 года рокового Друга императорской семьи Григория Распутина похоронили в строящемся на средства Анны Вырубовой храме Преподобного Серафима Саровского в Царском Селе. По теме:
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная В феврале 1917 года гроб с останками Распутина революционные солдаты извлекли из захоронения, вывезли в Петроград и сожгли в котельной Политехнического института, а пепел развеяли. Недостроенный храм позже был полностью уничтожен, следы его исторического местоположения официально не обозначены. Деревянный крест и мемориальная доска в память о Григории Распутине были установлены в Александровском парке в 2003 году инициативной группой верующих на предполагаемом месте недостроенного храма. Это место стало привлекательным для паломников и туристов. Однако, вероятней всего, реальное место первого захоронения Григория Распутина находится за пределами нынешнего Александровского парка.
***
Памятник борцам революции и участникам гражданской войны. На Центральной аллее Александровского парка возвышается черная мраморная Стелла, на котором укреплена беломраморная доска с надписью: «Слава героям, павшим в борьбе за Великий Октябрь».
На боковой стороне памятника можно обнаружить надпись: «Артелъ 7 рота. Петроградъ», значит, обелиск изготовлен до 1924 года, когда после смерти Ленина Петроград переименовали в Ленинград. История появления памятника возвращает к событиям Февральской революции 1917 года, которая привела к свержению самодержавия. Император Николай II отрекся 1 марта 1917 года от престола и содержался под арестом с семьей в Александровском дворце Царского Села. Жизнь царственных узников в родном дворце была неспокойной. Как вспоминали очевидцы, некоторые солдаты охраны зачастую вели себя крайне неуважительно, грубо и скверно, вплоть до непристойностей.
Николай II запишет в своём дневнике: «30 марта, четверг 1917 г. Сегодня происходили похороны «жертв революции» у нас в парке против середины Александровского дворца недалеко от Китайского. Слышны были звуки похоронного марша и марсельезы». Правда, «жертвы революции» вовсе не являлись «защитниками свободы», это было шесть погибших нижних чинов во время февральских беспорядков в Царском Селе, в том числе, при погромах винных лавок. Похороны состоялись в Александровском парке в центре Тройной аллеи напротив окон царского дворца. Хоронили их, с очевидным вызовом, с речами и бесконечными маршем Шопена и «Марсельезой». В путеводителях по Ленинграду 1920-30-х гг. этот памятник обозначен, как «Могила Жертв Революции». Советская историография, ставя на первое место Октябрьскую революцию, редко упоминала Февральскую буржуазную революцию.
Последнее лето семьи Николая II в Царском селе
https://newsland.com/static/u/content_image_from_text/13062017/5872248-2077490.jpg Николая II оставил запись в дневнике о последнем дне пребывания в Царском Селе: «Погода стояла чудная. Днем работали на том же месте; срубили три дерева и распилили вчерашние. После обеда ждали назначения часа отъезда, который все время откладывался. Наконец сели в наши два мотора и поехали к Александровской станции. Красив был восход солнца, при котором мы тронулись в путь. Покинули Царское Село в 6:10 утра» (31 июля 1917 года).
Утром 1 августа 1917 года власти, опасаясь за жизнь членов семьи бывшего императора, отправили их в Тобольск, где они пробыли до весны следующего года. Семья продолжала находиться под арестом, однако режим содержания был даже легче, чем в Царском селе. Пришедшие к власти большевики собирались перевезти царскую семью в Москву и провести над ней суд, предварительно она была размещена в Екатеринбурге, где и была отправлена в царство небесное - расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года.
Сторожевая будка
Обводной канал
Царское Село.
«Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминания прежних лет» Царскосельский лицей. Пушкин. Юность и становление поэта Царское Село. Екатерининский парк. «Любви все возрасты покорны» Царское Село. Екатерининский парк. Камеронова галерея. Царство цветов Царское Село. Александровский парк. Последний дворец царской семьи Михаил Сперанский. Гений из народа, государственный муж и реформатор
Михаил Сперанский. На вершине власти, опала и возвращение в бессмертие
Михаил Сперанский. Черкутино. Малая родина. Русская деревня
Добавиться в друзья