«Васа». Знаменитый корабль, затонувший без боя

Jul 10, 2013 21:17

Фотографии Антона Дергачева,  комментарии Владимира Дергачева



Шел десятый год Тридцатилетней войны (1618 - 1648). Это был первый конфликт, затронувших большинство стран европейского континента. Началась война как религиозная между протестантами и католиками  Германии. Но со временем об этом забыли, и начался передел «жизненного пространства» Европы.


Шведский король не желал остаться в стороне от возможной добычи, ему потребовался мощный военно-морской флот для завоевания Померании на южном побережье Балтики.  На верфи в Стокгольме был заложен флагманский корабль «Васа».  В его постройке принимал участие сам шведский король, установивший строителям возможные параметры (размеры) самого тяжеловесного корабля на Балтике. Как оказалось впоследствии, королевские параметры были роковыми. Длина корабля составляла 53 метра при ширине всего в 12 метров. Толщина шпангоутов  достигала 45 см.  Для строительства не пожалели  около 16 га дубового леса.


Зрительно виден недостаток корабля, он узок.


Так как корабль был королевским флагманом, его корпус был богато  украшен  позолоченными и другими резными скульптурами.





64 тяжелых бронзовых пушки было усыновлено на двух верхних ярусах узкого корпуса корабля, что сместило вверх центр тяжести.




На макете воспроизведен быт моряков




В 1628 году вблизи Стокгольма в первом выходе из гавани флагман шведского флота затонул. Гордость шведов, приняв на борт балласт, пушки, порох и ядра,  с экипажем в сотню моряков, которые взяли в первый показательный рейс  свои семьи, проплыл  несколько миль, накренился от порывов ветра и начал тонуть с поднятыми парусами и флагами.  Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, погибло около 50 человек.




Расследование установило, что при проектировании были допущены  ошибки. Корабль имел слишком высоко расположенный центр тяжести при зауженной ширине. А так как эти размеры определял король, признать его виновным Государственный совет не решился.

В 1664/65 гг. для подъема  пушек с корабля был  использован водолазный колокол фон Трейлебена. С помощью этого устройства поднято 53 дорогих бронзовых пушки из 64.  Но сам корабль остался на дне залива.


Только в середине двадцатого столетия шведский инженер и специалист по военно-морской истории   предпринял поиск затонувшего корабля. После многолетних поисков на глубине 32 метров был обнаружен деревянный борт корабля, который был поднят со дна в 1961 году,  законсервирован, реставрирован и помещен  в специально построенный музей. Таких почестей удостоился  военный парусный корабль, не сделавший не одного боевого выстрела.  В 1990 году открыт музей, его посетило свыше 30 млн. человек. Корабль считается самым крупным и наиболее хорошо сохранившимся за всю историю подводной археологии.

Несколько лет назад не удалось провести  удачно фотосессию в музее, так как помещение затемнено.  Старый дуб хорошо сохраняется в балтийской воде, но разлагается на свете.








Инструменты, с помощью которых строились военные парусные корабли в 17 веке.


Стокгольм
Королевский дворец
Старый город, где Карлсон живет на крыше
Знаменитый корабль, затонувший без боя
Когда Россия стала великой имперской державой
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Когда идет скандинавский дождь или цветет японская сакура
Лицом к морю
Окрестности Стокгольма

Музеи мира, Стокгольм, Корабль Васа

Previous post Next post
Up