Владимир Дергачев
http://london-guides-transfers.ru/wp-content/uploads/2015/11/3.jpgФолкеркское колесо - первый в мире вращающийся судоподъёмник, соединяющий шотландские каналы Форт-Клайд и Юнион.
Глубокие морские заливы («фёрты») с востока и запада - Северного моря и Атлантики - на много миль проникают вглубь Шотландии между Эдинбургом и Глазго, образуя «тонкую талию на теле» Шотландии. От моря до моря здесь всего 50 миль и еще с конца 18 века был прорыт судоходный канал для маломерных судов.
Каналы копали с двух противоположных сторон, в 1790 году появился Форт-энд-Клайд, а в 1822 году - Юнион. Когда каналы «встретились», то выяснилось, что перепад высот между ними составил больше 30 метров. Строители вынуждены были создать 11 шлюзов на участке протяженностью около полутора километров. Этот участок суда проходили за 9 - 10 часов.
В середине 19 века с началом массового строительства железных дорог острая необходимость в каналах отпала, хотя по ним на судоходных баржах продолжали и в середине 50-х годов двадцатого столетия транспортировать уголь, руду и другие грузы. Это наглядно показано в британском художественном фильме «Молодой Адам» (2003).
В конце века вместо реконструкции устаревшей инженерной системы, решено было реализовать уникальный гидротехнический проект «Миллениум Линк». В основу была заложена идея подъёма-спуска судов на своеобразном вращающемся лифте для кораблей. Водное транспортное средство заходило в огромный шлюзовой «ковш» механизма и в считанные минуты поворачивалось и перемещалось в необходимом направлении. Колесо начали строить в 1998 году. Проект реализовался фирмой British Waterways при поддержке и финансирования местных властей, Европейского фонда регионального развития и других источников.
Перепад высот между двумя водными артериями составил 24 метра. Однако канал Юнион на 11 метров выше, чем акведук, подводящий суда к подъёмнику, поэтому суда должны пройти через два шлюза, чтобы спуститься на уровень акведука. Выше акведук не стали сооружать из-за пересечения канала с древнеримским Валом Антонина, важным античным памятником на территории Шотландии. Поэтому часть акведука длиной 150 метров проходит под землёй по туннелю эллиптического сечения.
Диаметр судоподъёмника составляет 35 метров. Само сооружение состоит из центральной оси длиной в 100 метров и двух отстоящих друг от друга архитектурных элементов, напоминающих своими очертаниями кельтский двойной топор. В процессе работы колесо перемещает в течение 15 минут маломерные суда (яхты и катера) между каналами, поднимая и опуская два ковша (камеры), наполненные водой, грузоподъёмностью 300 тонн каждый. Ёмкости уравновешиваются по закону Архимеда путём вытеснения воды судном, заплывающим на платформу. Колесо вращается по своей оси на 180°.
24 мая 2002 года британская королева Елизавета II открыла Фолкеркское колесо во время празднования своего золотого юбилея. В 2003 году сооружение было названо лучшей оригинальной работой в области дизайна.
http://uk.theoutlook.com.ua/uploads/user/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%BA/Aerial-view-of-The-Falkirk-Wheel-in-Autumn-c-Peter-Sandground.jpg ***
На севере Шотландии расположена узкая долина Глен-Мор в тектонической впадине, которая проходит по Северо-Шотландскому нагорью и разделяет его на северо-западную часть и Грампианские горы. Долина тянется 97 км от залива Мори-Ферт у города Инвернесс до залива Лох-Линне у Форт-Уильяма. По долине проходит живописный Каледонский канал (29 шлюзов), соединяющий заливы Северного моря и Атлантики. Только его одна треть проложена человеком, большую часть формируют озёра, в том числе знаменитое озеро Лох-Несс с виртуальным чудовищем Несси. Канал строили с 1803 до 1822 годы, и после его последующего углубления использовали для прохода морских судов до постройки железной дороги, забравшей значительную часть грузооборота. Ежегодно в сезон с марта по октябрь полумиллиона туристов, включая немногочисленных русских, путешествуют здесь на речных теплоходах (баржах) и арендованных катерах. Каледонский канал входит в Топ-10 самых выдающихся каналов мира.
Каледонский канал. На снимке видно сразу несколько шлюзов. На переднем плане катер, который можно арендовать для небольшой компании туристов и совершить путешествие вдоль живописной долины. Аренда катера типа «Броди» стоила в недавнем прошлом 530 фунтов, четверо суток на двоих.
http://forum.awd.ru/gallery/images/upload/d15/079/d1507948cbde00df43287e4da853e4db.jpg ***
Очень миниатюрный городок Питлохи с населением в 2,9 тыс. жителей расположен в центральной Шотландии к северу от Эдинбурга и Перта в долин речки Таммел. Несмотря на свои размеры, он имеет достопримечательности и даже был победителем конкурса британских садоводов в номинации «Небольшой провинциальный город». Вблизи расположен замок Блэр, служивший на протяжении семи столетий резиденцией шотландскому клану Атолл.
Подробно:
Ландшафты Шотландии. ЗамкиВозник городок во времена правления королевы Виктории, которая в одном из своих путешествий по стране дала монаршую благосклонную рекламу этим местам. Британские джентльмены этим воспользовались. В 1863 году здесь была построена железнодорожная станция, сохранилось множество домой викторианской эпохи. Городок окружен холмами и очень популярен у любителей
горного туризма и скалолазания. Особо для русского слуха приятно услышать название горы Бен Враки. В городке - 12 отелей от двух до четырех звезд.
Но главной достопримечательностю, притягивающей к городку истинных джентльменов, является две вискарни (винокурни), куда благодаря туристам не зарастает народная тропа.
Еще одна уже экологическая достопримечательность городка - «рыбная лестница». Со строительством в конце сороковых годов гидроэлектростанции, местная река оказалась перекрыта плотиной, образовалось водохранилище. Чтобы лосось мог подниматься в верховья реки на нерест, была устроена «рыбная лестница». В сезон нереста туристы могут наблюдать за аттракционом, когда рыба поднимается по «лестнице».
Фотография Владимира Дергачева
Знаменитая вискарня «Эдраду» была основана в 1825 году и по сей день соблюдает традиции производства виски. Долгое время она считалась самой маленькой винокурней Шотландии, но как нам сказали, потеряла этот статус. Винокурня остается небольшим производством, где все стадии проходят с минимальной автоматизацией процесса, преимущественно с использованием ручного труда. И получаемый в результате виски «Эдраду» неизменно обладает высоким качеством и выдающимся вкусом.
Важную роль в истории винокурни «Эдраду» сыграло введение в Шотландии очень высокого налога на изготовление виски в 1644 году. И производство виски продолжилось нелегально. Ячмень проращивали в погребах (схронах), а для просушки солода строили сложные вентиляционные системы, отводящие дым. Только в 1822 году налоги были снижены, производство вышло из подполья. В 30-е годы двадцатого столетия хозяин винокурни разбогател, переправляя виски в Соединенные Штаты, несмотря на действие Сухого закона.
В 2002 году винокурня была приобретена компанией «Signatory Vintage» за 5,5 миллионов фунтов стерлингов. Благодаря маленькому объему производства вкус перегоняемого виски получается особенно насыщенным и чистым. Выдержка виски производится в тщательно отобранных дубовых бочках из-под бурбона, хереса разного возраста. В среднем на винокурне «Эдраду» производят 12 бочек виски в неделю и около 90 тысяч литров в год.
В качестве сувенира я выбрал после дегустации виски «Edradour Chardonnay Cask Matured 2003» крепостью 46%. Описание вкуса звучит как песня: янтарно-золотистый цвет с ароматом абрикоса, изюма, ириса и дуба, с нотами фиников и коричневого сахара, вкусом фруктов, мускатного ореха и яблока с тонами дуба, жасмина и меда. Возраст спиртов 10 лет. В Москве напиток стоит более 100 евро за 0,7 литра.
Шотландские производители виски используют написание whisky, а остальные производители придерживаются написание whiskey. Виски отличается от других сложных напитков многообразием вкусов: дымный, торфяной, шоколадный, ванильный, цитрусовый и др.
Виски отличается от русской водки одним важным качеством. Братья славяне по традиции любят закусывать водку соленым огурцом или запивать огуречным рассолом, особенно с похмелья. Братья шотландцы умудрились изобрести напиток, в котором уже содержится огурец и нет синдрома похмелья (если пить мерным стаканчиком по джентельменски).
Среди таких джентльменов был сэр Уинстон Черчилль. Когда тучного английского премьер-министра журналисты спросили, почему он не бегает по утрам, он ответил: «Боюсь расплескать стакан с виски». Правда, мерный стаканчик виски это всего 100 грамм.
***
Шестое по величине шотландское пресное озеро Лох-Тей вблизи Грампианских гор я посетил после дегустации виски в вискарни городка Питлохри. Это одно из любых мест отдыха шотландцев. Виден горный пик высотой 1200 метров. Самая высокая гора Шотландии 1343 метра. Шотландия - страна холмов и если Вы настоящий патриот, то должны подняться не на одну вершину.
Фотография Владимира Дергачева
Мы расположились на берегу озера со своими сосисками на гриле, потягивая из мерного стаканчика виски.
Фотография Владимира Дергачева
Шотландия Адама Смита Адам Смит. Какова она, дорога в бессмертье? Золотая эпоха Шотландского Просвещения. Русский след Адам Смит. Университеты его жизни Адам Смит. «Богатство народов». Кто стоял за успехом «библии» капитализма? Глазго. Грин-парк европейской демократии Шотландская провинция. Колесо прогресса. Знаменитая вискарня