Фотографии Антона и Владимира Дергачевых (кроме отмеченных гиперссылками)
http://www.nice-places.com/data/articles/gallery/806/14285.jpgКёльнский римско-католический готический собор (Kölner Dom) Пресвятой Богородицы и Святого Петра является визитной карточкой города на Рейне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Храм чудом уцелел во время Второй мировой войны, выдержав прямое попадание трех бомб.
Еще в римскую эпоху, место, на котором сегодня находится собор, являлось религиозным центром проживавших здесь христиан. В течение последующих столетий было возведено несколько храмов, каждый из которых превосходил по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей «священного Кёльна».
Первый камень в основании христианского шедевра готической архитектуры был заложен в 1248 году. Строительство храма велось в два приёма - в 1248 -1437 и в 1842-1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.
В 1164 году канцлер императора Фридриха Барбароссы (1159-1167), одержав победу над городом-государством Миланом, вывез из него мощи Трёх Королей (в православном богословии - Трёх Волхвов). Это неимоверно возвысило город в христианском мире. Как следствие, город не принял лютеранства и остался оплотом католицизма в Северной Германии. После того, как в Кёльн были перемещены мощи трёх волхвов, старый собор уже не мог вмещать толпы паломников со всего света, вследствие чего было принято решение о строительстве невиданного до тех пор по размерам пятинефного собора. Его Главная реликвия и святыня собора - золотой саркофаг (ковчег), в котором находятся мощи трех волхвов.
Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе и впоследствии около 1290 года создано дошедшее до наших дней изображение «Миланской Мадонны», ставшее одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики.
В течение нескольких веков собор стоял в незавершённом виде. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе возникло стремление довести его строительство до конца. В эпоху романтизма в 1815 году великий немецкий поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гёте поднял вопрос о достройке собора. В 1842 году строительство было возобновлено по указу прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Расходы на строительные работы поделили между собой прусский король и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. В 1863 году обе башни храма были доведены до высоты 157,37 метров. 15 октября 1880 года в торжественной обстановке и присутствии кайзера Вильгельма I строительство собора, продлившееся в общей сложности 632 года, завершилось .
Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон - витражи. Для порталов отлили огромные бронзовые ворота. Собор превратился в один из величайших шедевров неоготики.
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. Местные жители говорят, что британские летчики использовали собор как географический ориентир. После войны были устранены повреждения, но реставрационная контора продолжает стоять на площадке у собора. Непогода и загрязнение окружающей среды вынуждают постоянно принимать охранительные меры. На реконструкцию собора уходит почти половины суммы от лотереи, которую организует общественное объединение Zentral-Dombau-Verein.
Внешний вид и внутреннее убранство собора поражают суровым величием и духом Средневековья. Культурные ценности, включая многочисленные фрески, мозаики, алтари, статуи апостолов, витражи составляют неповторимое собрание творений немецкого зодчества. В шестигранном здании («палата святынь»), стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий.
В соборе находятся захоронения кёльнских архиепископов (не всех). Здесь стоит саркофаг скончавшегося в 1371 году графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, возвышающаяся над саркофагом решетка была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что граф завещал свои угодья монастырю кёльнского архиепископа. По настоящее время в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.
Ежегодно в знаменитом готическом храме на Рейне бывает около шести миллионов туристов со всего мира. Он является самой посещаемой достопримечательностью Германии и при этом остается действующей католической церковью.
http://bezdec.com/wp-content/uploads/2015/01/14735_orig-800x600.jpg Ларь (рака) трёх царей-волхвов. Это самое большое в Западной Европе вместилище (реликварий) для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Ларь изготовлен в 1181-1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу.
Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов», 1450, Нидерланды
В 344 г. епископ Евсторгий привёз из Константинополя в Милан мощи трёх царей. Через восемь столетий в 1164 году Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар кёльнскому архиепископу. С тех пор мощи считаются главной христианской святыней города. Дар имел не только духовное, но и коммерческое значение. Паломничество сопровождалось денежными потоками.
Знаменитый золотых дел мастер Николай Верденский в 1181 году создал огромный реликвариум с тремя царскими саркофагами. Передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолоченного серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Для украшения реликвария была использована тысяча драгоценных каменьев и жемчужин.
Ежегодно 6 января, в день чествования трёх волхвов, трапециевидная передняя сторона ларя снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Короны трёх волхвов украшают городской герб.
Триптих немецкого живописца Штефана Кёльнского (Лохнера) «Поклонение волхвов» известен во всем христианском мире. Знаменитый алтарный складень находится в Кёльнском соборе с изображением поклонения волхвов на средней доске и сцен из жизни святого Гереона и святой Урсулы на боковых створках (написан после 1426 года).
«Распятье Геро». Двухметровый дубовый крест подарен собору около 975 года архиепископом Геро, после его возвращения из поездки в Византию. Чудотворный крест был выполнен по его заказу и является древнейшим из монументальных распятий в Европе. Подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были широко известны. Именно это распятье послужило прообразом для множества других изображений распятого Христа.
Особенность распятия заключается в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком установлен в 1683 году.
Витражи собора
Фрагмент мозаичного пола собора
Соборный орган
Фигуры, украшающие фасад собора, на реставрации
С западной стороны собора у главного портала на площадь уличные актеры в образе «живых скульптур» часами позируют в гриме, масках и старинных костюмах. Каждый раз после звона брошенных прохожими монеток отвешивают благодарно-медлительные поклоны со своих невысоких пьедесталов.
На площади перед собором установлена скульптура Kreuzblume - декоративная копия одного из наконечников кёльнского храма (Южного Креста), выполненная в бетоне в масштабе оригинала (высота 15 метров, вес - 35 тонн). Копия установлена на площади в 1991 году. На нижней части скульптуры установлены доски с записями на 15 языках, вокруг разбит цветник.
http://www.esosedi.ru/fiber/198901/fit/1400x1000/skulptura_kreuzblume.png С северной стороны собора находится Центральный железнодорожный вокзал (Hauptbahnhof) c огромным количеством самых разных магазинов, закусочных, пивных и кафе.
От северной оконечности собора мимо Музея Людвига, обладающего одним из наиболее значительных собраний современного искусства в Европе, в сторону Рейна и моста Гогенцоллернов проложена пешеходная дорожка.
Между собором и железнодорожным мостом расположена площадь, носящая имя знаменитого уроженца Кельна - писателя Генриха Бёлля, лауреата Нобелевской премии. Площадь регулярно закрывают для прохода, так как под ней находится концертный зал Кельнской филармонии, в котором во время концертов слышны шаги проходящих вверху людей.
На площади имени Бёлля установлен монумент в форме ступеней, к которому по земле ведет старый железнодорожный рельс. Монумент посвящен памяти погибшим, прежде всего евреев, в городском концентрационном лагере, организованным нацистами на противоположной собору стороне Рейна. Там тоже установлен небольшой памятник погибшим.
Вид на башни сбора со стороны Рейнской набережной
Кёльн. Метрополия на Рейне Кёльнский готический собор Кёльнская Ратуша Рейнская набережная Прогулка по Рейну Знаменитые персонажи Кёльна Статьи о Германии в «Ландшафтах жизни» Статьи о Германии на Портале:
Ландшафты жизни. Германия. Немецкий федерализмЛандшафты жизни. Германия. БерлинЛандшафты жизни. Германия. ГамбургЛандшафты жизни. Германия. БаварияЛандшафты жизни. Германия. Лейпциг Экономический локомотив Евросоюза Ахенский собор. Германское «чудо света» номер одни