Весной 2015 меня пригласили поучаствовать в рабочей группе ИКАО, направленной на снижение рисков выкатывания ВС. До этого члены рабочей группы сидели, думали, и придумали, что резервы по снижению рисков следует изыскать в улучшении стандартных операционных процедур (SOPs), повышению их качества и строгости следования.
Как известно, стандартизация является одним из краеугольных камней, составляющих основу CRM. Стандартизация позволяет не только определить порядок выполнения той или иной процедуры, но, при должном отношении, обеспечивает высокий уровень взаимного контроля. Если каждый пилот знает свои процедуры, а так же процедуры своего коллеги, если каждый выполняет свои действия своевременно и в том порядке, в котором они указаны в SOP, то в случае ошибки одного из пилотов второй может эту ошибку увидеть и помочь исправить.
До сего момента в ИКАО не существует документа, который предлагал бы эксплуатантам информацию и рекомендации по написанию стандартных операционных процедур. Попытки делались в США, FAA выпустила две ревизии соответствующего циркуляра, который в свое время я брал за основу при проектировании SOP нашей авиакомпании. Кроме того, стандартизация, кросс-чек, взаимодействие всегда занимали значительную часть моего летного интереса, поэтому и без написания оного документа я уже имел определенные наработки в этой области, позволяющие дать рекомендации пилотам, как улучшить свою работу в кабине во имя священной безопасности полетов.
В общем, я согласился участвовать.
Участие в рабочей группе было довольно занимательным. Первую версию документа я сделал буквально через пару дней после получения предложения об участии. Мой коллега, Станислав, представил этот проект на очередном заседании в Росавиации (по удивительным причинам я смог попасть на заседание лишь в декабре), проект понравился и было принято решение продолжать над ним работать. Шатко-валко, работа продолжалась до осени, и не потому, что мне было лень, а потому что у представителей других авиакомпаний, аффилированных проекту, кроме критики (во многом из-за недопонимания, которое приходилось Станиславу побеждать на очередных заседаниях) и идей, которые не находили выражение в печатном тексте.
Увы, идей у всех много. Писателей мало. Это проблема, как мне кажется, всех без исключения организаций.
В общем, я периодически пописывал, а Станислав показывал.
В сентябре работа вышла в финальную стадию, т.к. в октябре планировалось очередное заседание регионального бюро ИКАО, на котором рабочая группа должна была отчитаться о проделанной работе. Пользуясь свободным от работы временем (будучи в отпуске на Мальте) я данный материал довел до некоего логического финала, перевел на английский язык, сочинил презентацию и текст доклада. И, как участник рабочей группы и докладчик, я выступил в конце октября в Париже перед почтенной публикой.
Публика была очень даже ничего. На заседание приехали представители не только авиакомпаний разных стран, но и авиационных властей. И, конечно же, мистера Боинга и мисс Эрбас.
Приятно было в числе таких грандов, как Emirates и Moldova, видеть авиакомпанию Globus :)
Представитель Росавиции тоже попал в кадр (справа)
Заседание длилось три дня. В первый день выступил представитель Эмирейтс с рассказом об опыте внедрения Evidence Based Training. Выступили Эрбас и Air France.
Представители Аэрофлота внимательно слушают британоарабского докладчика
AIRFRANCE так же поведали о своем опыте внедрения EBT
Второй день был отдан под отчеты рабочих групп, среди которых была и наша. Кроме меня рабочую группу представли специалисты из Аэрофлота и Ютэйра. АФЛ рассказал об общем ходе работ по направлению "Снижение рисков выкатываний", Ютэйр представил анализ выкатываний в свете отклонений от SOPs, ну а я подытожил выступлением, представив проект нашего документа.
Вкратце, наш документ предлагает операторам шаблон стандартных процедур, которые рекомендуется иметь в своих документах. Кроме того, документ содержит рекомендации, призванные повысить понимание важности стандартных процедур, особенно в плане обеспечения взаимного контроля.
Документ также содержит образцы SOP, например, политики стабилизированного захода с долгожданным разъяснением в каких случаях и как экипажам допускается расширять границы рекомендованных критериев.
И в завершение, документ предлагает операторам разрабатывать такой формат своего документа, содержащего SOPs, чтобы он был удобен. То есть, содержал различное форматирование, но не был бы им перегружен, имел необходимые интервалы между строками. В свете повсеместного внедрения электронных девайсов документ предлагает операторам концентироваться на изготовлении электронных версий, которые содержали бы гиперссылки как внутрь текста (например, если текст ссылается на пункт, то должна быть гиперссылка), так и наружу.
В качестве примера оформлений в документе я привожу сравнение с древним оформлением SOP нашей авиакомпании, наглядно показывая разницу в подходах, которая стоит 0 руб, 00 коп, но делает документ более удобным.
Этот же момент я показал в докладе, дополнив его еще одним сравнением - с олдскульным оформлением табличной процедуры FCOM B737. Оформил это все в виде шутки, сорвав смех и аплодисменты публики :)
Если есть желание, можете скачать саму презентацию (
здесь) и текст доклада на английском (
тут)
Кстати, мистер Боинг оказался необидчивым, более того, сильно заинтересовался нашей работой. После доклада я имел несколько бесед и один обед с Линдой, chief technical pilot, на которых мы обсуждали различные рабочие вопросы. Линда сказала "спасибо" за то, что я так подколол их FCOM, мол, действительно, его формат выглядит несколько архаично. В свою очередь я честно признался, что в свое время почерпнул вдохновение от нового формата QRH Боинга, который был изменен в 2005г. Стал намного более удобным и визуализированным.
Это был мой первый опыт выступления в такой серьезной обстановке, перед такими важными дядьками, да еще и английском, с необходимостью отвечать на вопросы и где надо улыбаться. Надеюсь, что не последний. Этот вызов дает крови хороший адреналин, а языку потрясающую тренировку.
Третий день был посвящен оставшимся докладам, в том числе докладу представителя Боинга о сложностях в обучении пилотов по распознаванию и выводу самолета из сваливания и/или сложного пространственного положения. Очень актуальная тема настоящего времени, очень много обсуждений данного вопроса происходит на различных площадках. Самолеты становятся все более совершенными, но продолжают попадать в ситуации, которые заканчиваются катастрофой потому, что пилоты не смогли распознать ситуации и/или предпринять правильные действия.
--==(о)==--
В ноябре я опять не смог участвовать в очередном заседании в Росавиации, и Станиславу пришлось делать подобный доклад, но уже на русском языке, т.к. выступать пришлось перед местными.
2го декабря состоялось очередное заседание в Росавиации, на котором опять подвели итоги работы и поездки. Было принято решение выделить работу над данным документом в отдельную рабочую группу, руководителем которой назначить понятно кого. Были сказаны слова, которые я перевариваю до сих пор: "За все годы это первый документ от России, представленный в ИКАО".
Тем не менее, работа должна быть продолжена. Проект был разослан по эксплуатантам для того, чтобы получить предложения и замечания. В феврале планируется проведение большщой конференции в Крокус Экспо, на которой планируется, опять же, мое выступление с презентацией данного материала (надеюсь, что до того времени эксплуатанты все же разродятся на свои предложения).
Хех. Насчет "предложений от эксплуатантов". Показательно - 2го декабря один из представителей Air Bridge Cargo, очень шустрый дядька, постоянно меня перебивал (пришлось несколько жестче, чем обычно попросить его проявить уважение и дождать окончания моей речи), т.к. торопился вставить свое мнение (хотя документ еще не читал). Несколько раз употреблял фразу "мы дадим экспертную оценку, напишем замечания и предложения".
Сегодня 27 декабря. Ни замечаний, ни предложений, ни экспертной оценки я не видел. Может, предложить им свою помощь?
В личных планах продолжить внесение примеров SOP, например, аварийный брифинг, взаимодействие при заходе на посадку. Может, Вы что подскажете сами, пока ABC делают экспертную оценку?
Простите меня за столь длинный текст :)