Вот, в прошлой записи в очередной раз пилотов охарактеризовали как "зажравшихся", конечно же, имея в виду зарплату. Мол, "у шахтеров работа не менее опасная, а зарплаты значительно ниже".
Мне достаточно индиферрентны данные послания, и, тем более, не стыдно за то, что мой труд пилота все еще ценен... Однако, так было не всегда. А упоминание о шахтерах заставило меня вернуться на 12 лет назад и вспомнить самое-самое начало своей летной карьеры...
--==(о)==--
Правда, позвольте мне начать с еще чуть более раннего периода.
Помните - конец 90-х, начало 00-х? Тогда всем было непросто, правда, квартиры стоили от 10 тыс уе (С-Пб и подмосковье), а олигархом считался всякий, кто имел в месяц доход 1 тыс долларов и больше (к слову, 30 тыс рублей).
В то время учился я в Академии Гражданской Авиации города Санкт-Петербурга, закончив предварительно Бугурусланское летное. Обычный путь для выпускника среднего училища тех лет, на работу все равно устроиться было нереально (еще менее реально, чем сегодня). В те годы работа пилотом была очень непрестижной, конкурс в училищах был три места на одного человека, да и контингент был, скажем так, не очень интеллигентным. В общем, мрачный был период.
В Академии слушателей командного факультета питанием не обеспечивали, приходилось кормить себя самим. Изначально подразумевалось, что на этом факультете учатся "взрослые дяди" от авиакомпании Аэрофлот, состоявшиеся мужики, имеющие во время обучения нормальный доход. Однако после развала СССР взгляды поменялись, и на КФ учились в-основном такие как я - вчерашние выпускники училищ, все средства к существованию которых заключались в стипендии (150 рублей, если повышенная), помощи родителей и личных заработках.
Вот о последнем я и хочу написать.
Самым распространенным заработком была разгрузка вагонов. Начиная с третьего курса со мной в комнате жил Андрей, знакомый еще по Бугуруслану, крепкий парень, который мог в одиночку за ночь разгрузить 36 тонн. Поверьте, это очень до фига.
Здоровью это, конечно же, не помогало. Я однажды вызвался "подработать", однако в процессе погрузки мой коллега не очень удачно снял коробку с замерзшими окорочками (20 кг) и она мне чувствительно по касательной пролетела по ноге. Чудом обошлось без травмы.
В общем, я решил, что данный вид приработка не для меня. А кто-то сделал на этом карьеру, начав с разгрузки вагонов, продолжив тем, что организовывал толпу студентов на разгрузку, и далее - рост в манагеры и директоры...
Но уже не в авиации.
--==(о)==--
На втором курсе у меня был занятный опыт подработки - охранником в Петербургской синагоге! Во как! Если мне не изменяет память, находится она где-то в районе канала Грибоедова, целый месяц ночь через ночь я там охранял спал. Посмотрел на ортодоксальных евреев, даже имел несколько философских диалогов... В общем, на месяц меня хватило. Заработал 500 рублей! Это в пять раз больше МРОТ того времени!
На четвертом (выпускном) курсе после зимней сессии предусматривалась преддипломная практика в авиапредприятии, которое отправило специалиста повышать уровень образования. В общем, так должно было быть по задумке тех, кто Академию в свое время открывал. В нашем же случае практика (если повезет еще) заключалась в том, чтобы придти хоть куда-нибудь и упросить поделать хоть что-нибудь... Ну или рядом постоять. Мне повезло - мне даже удалось два летних сезона немного поработать на химработах в "Алтайский авиалиниях". Я и диплом-то писал по теме повышения производительности при обработки полей за счет новой методики (правда, этой новой методике уже лет ..цать было) на базе КГУП Алтайские авиалинии.
Более того, ГД как то вызвал к себе в кабинет, и завел разговор о том, что о приглашает меня работать после окончания Академии... но на вертолет. Мне было очень сложно отказаться, ведь, повторюсь, не каждому студенту удавалось пройти нормальную производственную практику...
В общем, практика зимой была уже вполне "стандартной". Полетов на Ан-2 все равно в этот период практически не было... Дома сидеть было невыносимо (по причине существовавшей в тот момент сердечной депрессии)... Я начал задумываться о том, чтобы найти работу на этот период.
По телевизору в бегущей строке увидел объявление "Клуб "Пилот" приглашает на работу официантов". Ну, чем не работа для пилота? Позвонил, назначили день "кастинга", одел костюм поприличнее и пошел...
До сих пор с улыбкой вспоминаю тот день. Там реально был кастинг! Пришло человек 50. Ну, думаю, ловить особо нечего. Записался в очередь, сижу, жду. Периодически от администратора выходят "претенденты", новые заходят... Час, второй. Народ волнуется, я, наверное, один сохранял олимпийское спокойствие - мне терять-то совсем нечего было, и эта работа не была работой всей моей жизни.
В итоге все закончилось занятно. Вышла администратор, показала пальцем на трех симпатичных девушек и двух парней (в том числе и на меня - видимо, костюмчик был хорош). Состоялся диалог:
- Опыт работы официантом имеете?
- Нет
- Санитарная книжка есть?
- Нет
- Хорошо. Сегодня в ночь приходите, посмотрим.
В-общем, из всей толпы нас пятерых и взяли. Наверное, у остальных были санитарные книжки.
Там я проработал месяц, получив весьма занятный жизненный опыт. 1000 рублей зарплата + приработок официанта.
--==(о)==--
После возвращения в Питер, решил, что хочу после окончания учебы остаться в этом городе. По правде сказать, мне и до сих пор Питер кажется лучшим городом в стране. В тот год "модным" стало работать на любом месте в Пулково, чтобы встать в очередь на трудоустройство пилотом. Пулково тогда в глазах пилотов выглядело ну... примерно как Эмирейтс сегодня. И даже опытных капитанов с 1-м классом не брали вот так, с улицы... Только через очередь, только через работу на земле.
Я устроился работать в ВОХР и проработал там почти полгода (4.5 тысячи рублей - тогда это казалось огромной суммой для студента!), проверяя пропуски у пилотов, идущих на вылет, либо впуская/выпуская автомашины... Иногда, стоя на перроне и глядя на белоснежные Ту-154 к горлу комок подкатывал - "ну когда же я окажусь по ту сторону барьера?"
У меня были планы поступить в аспирантуру (не из любви к науке, а для того, чтобы сохранить койко-место), и еще два месяца после окончания Академии я прожил в Питере.
Однако, в итоге, я вернулся в Барнаул, т.к. были некоторые ожидания, связанные трудоустройством - сначала в Аэроэкспресскруизе, затем в авиакомпании "Сибирь"... Первая накрылась медным тазом (аферисты еще те), во второй меня кормили обещаниями до марта следующего года (и так и не взяли тогда на работу)...
Я устроился на работу... кладовщиком на склад пиволимонадных изделий. Два через два. Просто обалденный опыт. Зима. Сибирские -30. Почти неотапливаемый склад готовой продукции на 2+ миллиона рублей. Бригада из 5 грузчиков разных возрастов... Простые мужики с трудной судьбой.. Сам работаешь как грузчик - а что делать, если надо? Приходит вечер, ты вроде как домой собираешься, однако приезжает припозднившаяся фура, босс дает двести рублей, чтобы купили бутылку водки и закуску... Вперед и с песней.
Полторы тысячи рублей зарплата.
Отработал два или три (не помню уже) месяца, впереди забрезжил свет (выключенный позже однозначным отказом в "Сибири"), я распрощался с бригадой.
--==(о)==--
И это как раз и было начало 2003 года. Весной мне сказачно повезло трудоустроиться в красноярско-норильский Сибавиатранс, где я и познакомился с шахтерским бытом.
Точнее, познакомился в Норильске, где была основная база нашего Ту-154. В те годы я уже активно посещал интернет-форумы и увлекался авиасимуляторами. Вот через увлечение последним, узнав, что я базируюсь в норильске, на меня вышел местный фанат авиации... Наверное, для него эта встреча стала роковой - т.к. в итоге он сумел с ног на голову перевернуть жизнь, и жизнь семьи... но стал-таки пилотом гражданской авиации, и сейчас летает капитаном на большом самолете.
А тогда я сам был в шоке от того, насколько можно быть фанатом авиации... С душой относится к каждому "артефакту" - книжке Супрунова "Летать - это просто", к старым НАСТОЯЩИМ аэронавигационным картам... Увидев карты я чуть не прослезился - в красноярском аэропорту они в туалете заместо бумаги лежали...
Он был шахтером. Более того - бригадиром. Зарабатывал он примерно в 5-6 ( и более) раз больше, чем я, второй пилот Ту-154. Для того, чтобы было от чего отталкиваться - максимальная моя зарплата в Сибавиатрансе составила 11.400 рублей в месяц. Дополнительный приработок мы привозили на горбах - промышляя "коммерцией" параллельно с полетами - в Краснодаре купить бананы, в Норильске бананы продать. И все равно выходило меньше, чем у шахтеров. Значительно.
Однако, счастья деньгами не купишь, в итоге "престижная денежная работа" была послана подальше, машина и квартира проданы, человек осуществлял свою Мечту.
И долго он еще шел к той "норильской зарплате" - рост зарплат у пилотов начался буквально несколько лет назад, когда их стало не хватать.
Словами некоторых домохозяек "долго зажирался".
--==(о)==--
Вот такой жизненный путь к белым рубашкам.
В качестве резюме обращусь-ка я к младым читателям, которые с опаской глядят в свое ближайшее будущее и периодически пытают меня "что же делать после окончания летного училища?" Главное, что я могу сказать по своему опыту - не вешать нос и сохранять оптимизм и веру, что "у нормальных парней все будет хорошо"
Удачи!
PS Если кому-то захочется продолжения темы "истории", то предлагаю посетить старые ветки:
Ссылка 1 - работа в Сибавиатрансе
Ссылка 2 - разные старые фото
Ссылка 3 - начало работы в Москве и переучивание в США
Подписаться на обновления