Apr 08, 2012 11:02
Приятель сказал: люди, которые выше меня морально, делятся на две группы - одни требуют, чтобы я поднялся на их моральную высоту и соотвествовал их нормам, другие не требуют. И далее приятель спросил: как мне к этому относиться? дает ли моральная высота человеку право и основания требовать того же от окружающих?
мораль
Leave a comment
Comments 154
Reply
Reply
Далее, "должен понести заслуженное наказание" - это моральная, но не практическая формулировка. Можно изменить ее на "и его за это накажет Бог", что избавит от необходимости конфликтовать с заведомо более сильным противником, а заодно оправдает и собственную более высокую по сравнению с некоторыми другими мораль - "я готов принять за это божественное наказание".
Reply
--это настолько нетрадиционный взгляд, что я даже не знаю, как его понимать. нужны примеры.
--Можно изменить ее на "и его за это накажет Бог"
--я бы и Бога в эти отношения не вовлекал, поскольку опять же, Бог накажет за моральную высоту тех, кто выше - а потом накажет тебя, за то, что ты выше тех, кто ниже. От Бога в любом случае достанется практически всем. Лучше от него держаться подальше.
Reply
Интересно, какие доводы могут высказать те, кто подходит с точки зрения "требовательности"?
Reply
тогда как мораль есть набор императивов - по определению и исторически
мораль есть по определению нормативный аспект нашей жизни
Reply
Уровень требований может быть разным. Допустим, кто-то не грабит, не убивает, не насилует. А ему говорят: этого мало, ты должен ещё делать что-то, дабы оправдать "высокое звание человека". Например, заниматься "творчеством" или "подвижничеством".
Возникает вопрос, в какой степени эти требования подходят под "норму". Если насчёт "не убий" ещё можно сказать, что почти все следуют этому принципу, то в приведённых мной далее примерах фигурирует уже нечто иное. А именно, требование не просто "быть человеком", а быть в числе, скажем так, "самых лучших". Что, на мой взгляд, уже не "покрывается" теми аргументами, которые Вы привели.
Reply
Вопрос здесь в том, является ли "моральным" требовать от других соответствия определенному "моральному облику". Если да, то требующий более высокоморален, чем не требующий, а более высокоморальный - обязан требовать. Если нет, то наоборот. Мне кажется, тут две разные системы аксиом получаются.
Reply
Reply
Reply
Reply
нетривиальный случай, это когда высоты требуют с высоты, наклонясь над нами. или не требуют.
Reply
Reply
тут как с футболом - чтобы имел место футбол, люди на площадке должны подчиняться общим правилам. а если каждый подчиняется своим, футбола нет.
так и с моралью - это ее определение; в этом она похожа на футбол.
Reply
Из этого следует, что если брать предложенное вами соотношение, то после корректировки и мораль с правилами так же видимы должны быть нами. С одной стороны, мораль вытекает из выполняющихся правил, с другой стороны - правила для каждого - следствие работающей морали.
Я пытаюсь обозреть то, что я наворотил и все более укрепляюсь в том, что следует для понимания более четкого разделять складывающиеся отношения посредством деления на объективную и субъективную сторону. Полагая нечто, причастное пониманию субъекта - субъективной стороной морали, отраженное во взаимодействии же субъектов - объективной стороной.
Reply
правило для вас (для любого г-на NN) морально, если вы считаете, что его исполнять должны не только вы, но и все остальные
это определение
Reply
"Воздыми свой дух и ни на чем его не утверждай" (Алмазная сутра) :)
Reply
Reply
Leave a comment