Apr 28, 2006 00:23
Музыкальный звук интереснo рассматривать не как действие звучащего объекта, а как выявление его сущности - ближе к тому, как воспринимают звук слепые.
Возможно, именно поэтому мы иногда закрываем глаза, производя или слушая музыку - не затем, я думаю, чтобы лучше сконцентрироваться на процессе, но для того, чтобы блокировать опору зрительного восприятия, остаться в мире, где вещи звучат, и это их главное дело.
Эта способность звука высвобождать сущность замечательным образом проявляется в опере - например, в любовных линиях сюжета. Слияние голосов влюбленных в дуэте, превращение двух отдельных голосов в один звук являет степень естественного соединения, недоступную ни материальным телам в видимом объятии, ни кожным ощущениям в ласке, ни личным эмоциям. Звук в силу самой своей природы обладает возможностями смешения и взаимопроникновения, превосходящими все другие области бытия и чувств.
В европейской музыке вершиной такого отношения к музыке является без сомнения Вагнер. Вообразим дерево - его листы, жилки на листах, корни, почву, ствол, лес, ландшафт; вообразим ползущего по ветке жука; если всему приписать свой звук, свой лейтмотив, возможно создать синтетическое звучание дерева любой сложности, любой, сколь угодно глубокой, проработки деталей. То же можно сделать с абстрактными сущностями - судьбой, предательством, любовью, заставляя их переплетаться, сливаться, проникать одно в другое. Персонажи поют на мотивы меча, волшебного огня, надежды, друг друга - синхронно или зависимой от сюжета последовательности и степени обмениваясь различными элементами своих звуковых образов. Ясно, что таким образом можно конструировать не только реальность, но и сознание. Любая музыка - анализ, разбиение по инструментам и нотам, и затем синтез, соединение многих звуков в один, в общее звучание. Вагнер осознал это и попытался воссоздать всю вселенную, начиная с периодической системы элементов (лейтмотивов), далее - тем основных магических сущностей, управляющих ходом вещей, и, наконец, комбинаций базового материала в обстоятельства, персонажей, фантастических существ, перипетии, переживания, идеи и сюжеты. В некотором смысле он пытался выразить всю вселенную как один бесконечно сложный и развивающийся во времени звук; возможно, он слышал этот звук, в котором различалось и независимо жило для него все сущее, включая все реальные и возможные события и всех людей, вплоть до будущих (и нас с вами) - и, конечно, его самого.