(Untitled)

Apr 28, 2006 00:23

Музыкальный звук интереснo рассматривать не как действие звучащего объекта, а как выявление его сущности - ближе к тому, как воспринимают звук слепые ( Read more... )

Leave a comment

Comments 36

_etna_ April 27 2006, 22:54:51 UTC
странно... я не закрываю глаза, когда слушаю музыку. Вчера как раз тоже задумалась об этом инстинктивном - закрыть глаза - когда слушали дуэт из Нормы (финальный в первом акте - по выражению то, что Вы написали...). Нас было двое - и глаза моего виз-а-ви были закрыты. А у меня не было такой потребности (и не было, пожалуй, ни разу, хотя опер я переслушала и пересмотрела в театре очень много). Я смотрела на отражение неба на плоскости рояля, на текучие облака в рамке окна, на солнечный луч угасающего вечера. И это было почти как в Озеро, облако, башня - застывшее счастье. Но нет. Не застывшее. Понимаете, я смотрела и мне нравилось следить за тем, как меняется зрительное пока я слушаю музыку. Почти 10 минут. И за каждым поворотом, за каждым развитием темы, на каждом фортиссимо я видела, что картина перед моими глаза становится другой. Совсем другой.
Не знаю как объяснить...

Reply

dennett April 28 2006, 04:46:28 UTC
Интересно, что в обычной - итальянской - опере музыка ялвяется сопровождением зрительного ряда, сопровождением сюжета - а вот у вагнера все наоборот - зрительный ряд является сопровождением музыки.

Но то, о чем вы говорите, мне кажется, есть правильная музыкальная реакция - прекращение восприятия мира как набора знаков для понимания - и переход к идее мира как такового, его наличной данности - как звука, пусть и зримого. Как музыкальный звук ничего не представляет и просто звучит, так, в этом режиме, и все остальное - просто плывет как облака.

Reply


ivanov_petrov April 27 2006, 23:13:28 UTC
Зачем - предмет? Звучит - просто форма. Разве следует, слыша звук, воссоздавать "стоящий за ним" предмет? Мне казалось, музыка самодостаточна.

Reply

dennett April 28 2006, 04:38:17 UTC
Я как раз и говорю, что не следует, ибо звук является не знаком, представляющим предмет или указывающим на него, но самим предметом - по отношению к которому материальное вополощение есть нечто вроде, ммм, лишней шелухи, от которой можно отказаться. Слепой от рождения человек, лишенный всякой зрительной образности, ничего не видит за звуками.

Reply

ivanov_petrov April 28 2006, 04:49:17 UTC
Ясно, согласен. Значит, это я в Вашем тексте не разобрался, поспешил.

Reply


svetlaya_n April 28 2006, 01:02:52 UTC
Спасибо огромное за этот рассказ о музыке, о Вагнере.Ваша манера повествования завораживает,она проста и содержательна одновременно. Я действительно очень часто закрываю глаза, слушая музыку, я наслаждаюсь музыкой, я отдыхаю с музыкой., я черпаю силы из музыки, я очищаюсь музыкой. Музыка божественна! Недаром именно ее ставят на первое место, говоря о силе воздействия на человека,она опережает поэзию.

Reply

dennett April 28 2006, 04:40:43 UTC
Да, ваши слова навели меня на то, что я забыл добавить - о способности звука смешиваться с мыслью и внутренним состоянием. Как звуки сливаются со звуками, так они, удивительным образом, способны прямо и просто сливаться с чувствами.

Reply


sensanome April 28 2006, 02:30:07 UTC
Красиво написано. Может быть, имеет смысл собирать такого рода высказывания о музыке - параллельные и противоположные - в некий концерт.

Reply

dennett April 28 2006, 04:49:05 UTC
Ну вот это все и собирается в жж - с комментариями - в сложную полифонию. Если правильно организовать, как у иванова-петрова, получается хорошо темперированный клавир. и-п играет в основном на идея и насекомых, но можно играть на чем угодно, на лошадях, ревности, тензорном исчислении.

Reply


avrukinesku April 28 2006, 03:05:51 UTC
@Звук в силу самой своей природы обладает... превосходящими все другие...

Именно! Этого не понимают режиссеры, убивающие "зрительный ряд" отвратным или неадекватным звуком. Почему природа в нашем случае назначила генеральным прокурором глаз, а не ухо, оставив при этом звук более сильным, всепроникающим раздражителем? В идеале они, конечно, должны сливаться в аккорд.

Что до предмета, не является ли музыка предметом сама по себе? Она может, понятно, "рассказывать" о сущности жука, но весьма отвлеченно. Не лучше ли о жуке расскажет жучиное жужжжание? А о своей сущности и сам жук на пытке не расскажет.

Reply

dennett April 28 2006, 04:52:40 UTC
--В идеале они, конечно, должны сливаться в аккорд.
--У меня такое несколько раз происходило на спортивных матчах. Смотришь футбол под шуберта и вдруг раз - и они друг в друге растворяются.

Как я пишу выше:
Я как раз и говорю, что не следует воссоздавать стоящие за звуками предметы, ибо звук является не знаком, представляющим предмет или указывающим на него, но самим предметом - по отношению к которому материальное вополощение есть нечто вроде, ммм, лишней шелухи, от которой можно отказаться. Слепой от рождения человек, лишенный всякой зрительной образности, ничего не видит за звуками.

Reply

avrukinesku April 28 2006, 07:34:11 UTC
Ну как раз слепой человек много чего видит за звуками. Есть хрестоматийные случаи, как разочарованы были слепые от рождения, но прозревшие благодаря операции, всем тем, что увидели в сравнении с тем, что воображали.

Исходный текст мы прочли по-разному в силу его божественной невнятности. "В некотором смысле он пытался выразить всю вселенную..." Так вселенную или звуки как предметы? Выразить - через звуки, насколько понимаю? Тем самым звуки - средства выражения?

Адекватную музыку можно подобрать и к футболу (см. бразил. фильм "Пеле").

Reply

mrs_f April 29 2006, 01:54:27 UTC
"По-настоящему организованный в фильме звучащий мир по сути своей музыкален - это и есть настоящая кинематографическая музыка." - А. Тарковский

Он был не одинок. Режиссеры, которые понимают - понимают и это.

Reply


Leave a comment

Up