Я уже
тут поднимал
тему, что велосипеды на электроходу являются исключительно прогрессивной идеей. От собственно покупки меня удерживали только цены, на мой взгляд закрученные донельзя, в первую очередь на батареи. Но прогресс движется даже в области реально нужных и полезных вещей, хотя и небыстро.* Подумав, что к зиме цены должны быть умеренней обычного, копался какое-то время в интернетах, и нашёл довольно рульный
набор для конвертации велосипеда в "педэлек" у
вот этого продавца на еБае. Какое-то время я чесался, а потом продавец вдруг сбросил цену на тридцатник, ну я и решил действовать.
Речь с самого начала шла о моторе на переднее колесо, и с намерением "чтить уголовный кодекс", то есть - 250 Вт, до 25 км/час и при педалировании. Набор позволяет в принципе собрать электромопед - то есть с ручкой "газа" и без необходимости педалирования - но это запрещено, да и мне не хотелось. На конкретно этот кит я запал из-за сочнейшего аккумулятора в 36В/16Ач, чего в норме хватает километров на сто.
В наборе колесо с мотором, аккумулятор, контроллер, датчики скорости и педалирования, информационный экран, ручки тормозов с отключением мотора, ручка "газа", а также багажник с местом для батареи и контроллера. Собрать это всё потребовало некоторой возни, во-первых, потому что никакого мануала продавец не присылает, а во-вторых, кое-что может и не подойти, или
не оказаться нужного инструмента. Сами железки грубоватые, но впечатление производят солидное.
Мотор, что интересно, трёхфазного питания:
Соответственно, контроллер преобразовывает постоянный ток батареи в эти самые три фазы для мотора.
Из контроллера торчит пучок проводов:
Штеккеры довольно стрёмные, то есть не шибко качественные и безо всяких позолот. На всякий случай поджал и смазал. В собранном виде всё довольно неплохо защищено от погоды, но всё равно посматривать на коннекты от времени не помешает.
Самое трудное было поставить детектор педалирования:
Отодрать шатун педали это дело нешуточное. Но в конце концов, при помощи полной пластиковой бутылки, завёрнутой в полотенце, и такой-то матери педаль сдалась. На фото можно видеть также моё изящное решение проблемы слишком тонкого вала при помощи изоленты :)
Экранчик:
Помимо видимых на фото вещей, он позволяет мухлевать с контроллером - устанавливать разные максимальные обороты мотора и скорости ;)
Батарея особо очаровательна. Полкиловатта - я млею. Только она и не легка - 4-5 кг. Это литий-ион, точнее
LiMn, скорей всего с пластинчатыми элементами. В комплекте идёт зарядное устройство на два ампера:
Заряжается, соответственно, долго. На батарее есть задний красный огонь, примитивный индикатор заряда из чётырёх светодиодов и ключ, который включает-отключает батарею, а также фиксирует её в гнезде на багажнике.
В сборе всё выглядит совсем не страшно:
Но велосипед, скотина, теперь весит в снаряжённом состоянии почти 28 кг, и по лестницам его уже на вытянутой руке не поносишь и над головой за руль и седло особо не подержишь 8)
Однако девайс выполняет всё обещанное: ездить неописуемо легче и рельеф он более чем существенно "сглаживает". Пробные выезды стали сплошным пересмотром парадигм. Во-первых да, заезд на гору не требует разрыва попы, а злой встречный ветер требует только включить на ток на ступень-другую побольше. Во-вторых, начинаешь липнуть к автодорогам: когда без проблем и не задыхаясь едешь 20-25 км/ч, то автомобили рядом не так и страшно; кроме того, с такой скоростью по велодорожкам и тропинкам особо и не поездишь. А у автомобилистов шикарные дороги :) почти всюду гладкие, без резких перепадов высот, с отличными указателями направлений, ну вы поняли 8) При всём при этом ощущение езды на велосипеде остаётся нетронутым: привод аккуратно включается вместе с вращением педалей, набирает тягу и отключается почти сразу, как только педали не крутятся. Даже горки вовсе не незаметны, особенно те что покруче - мотор может и вытянет, но гораздо лучше ему помочь. А можно ехать и без мотора - разницы с немоторизованным велосипедом нет, разве что дополнительный вес чувствуется. При езде с мотором ощущения после поездки примерно как после проезда от трети до половины той же дистанции своими силами. В общем, изящный концепт.
Практика показала, что если проехать 60-70 км с 400-500 м набора высоты, то батарея ещё не посажена. Час проверки мощным заездом настал довольно в неожиданное время. На Новый год был зван к
km_254 в Кобленц. А Новый год он такой: туда ехать в один день, обратно в другой - 40 евро, а то и больше. Ну а поскольку погода 31-го была отличная, и я уже давно бил копытом, то решил, что пора бить велопробегом по Дойче Бану :) Затея удалась просто феерически:
Средняя скорость тут с учётом пауз и остановок, по спидометру было ровно 25. И меньше чем через четыре с половиной часа я стою на Deutsches Eck, да ещё с примерно 20-30% батареи остатка 8)
Ну окей, окей, тут не только заслуга электричества - всю дорогу дул приличный попутный ветер, 20 км/ч, а то и больше. Наутро этот ветер заставил меня всё отдать взад - на обратной дороге рубил прямо в рожу. Без электро я там скончался бы за десять километров, сущее убийство. Естественно, сражение с ветром не прошло бесследно, и после 51 км в Бахарахе состояние батареи было те же 20-30%, что днём ранее после 95. И средняя скорость уже "лишь" 20. Правда, первого января у меня не было уже большой бодрости - и от дороги "туда" устал, и торопился проехать максимум до темноты, и новогодние пьянка с недосыпом тоже чего-то стоили :) До Бингена я бы ещё мог доехать, но сильно проголодался уже - всю дорогу было решительно негде купить поесть - и уже стемнело, так что я решил доехать до транспортной зоны RNN и эвакуироваться на поезде.
Так что вот такой он, электровелосипед.
----------------------------
*В основном, конечно, по причине того, что в Китае, который на сегодня лидирует в области персональной электромобильности, есть громадный спрос по причине запрета мотороллеров в городах.