В сегодняшнем посте речь пойдёт о практически неизвестной усадьбе Матренино, расположенной в глухом местечке, на юго-западе Тверской области. Сохранившийся там господский дом малоизвестен не только у широкого круга любителей старины, но и обделён вниманием у историков и архитекторов. Посему исторической составляющей в данном отчёте фактически не будет, а будет лишь непринуждённое повествование от первого лица.
Вопреки ожиданиям, дорога до этого, с виду и по рассказам, глухого местечка оказалась довольно-таки простая. Что, надо заметить, отняло часть впечатлений. Всё-таки труднодоступность объекта влияет на его восприятие, особенно для любителя «медвежьего угла», каким уж точно являюсь я. Итак, преодолев от Москвы по трассе М-9 350 км, сворачиваем на шахтёрский городок Нелидово и ещё с 25 км едем в сторону города Белого, после чего делаем ответвление в сторону нужного нам урочища. Тем временем хорошее асфальтовое покрытие трассы сменяется разбитым асфальтом поселковых дорог, а чуть позже покрывается песочком.
Свернув со свеженасыпанного песка, шуршим колёсами по утрамбованной грунтовке.
Покуда та не сменяется разбитой, местами подтопленной, норовящей "пустить нас ко дну" колеёй.
А чуть погодя наш путь оказался настолько затопленным, что пришлось парковать железного коня в ближайших кустах и далее передвигаться на своих двух (благо для таких поездок мы всегда брали сапоги).
Протопав чуток по хляби, упираемся в красивый, спокойного пейзажа берег реки с не менее красивым названием Береза.
Поперёк неглубокой водной преграды когда-то был перекинут деревянный мост, давным-давно исчезнувший.
Сейчас вместо него лежат бетонные плиты. Сразу отмечу, что места далеко не безлюдные. Охотники облюбовали здешние просторы и вдоль берега мы насчитали сразу шесть автомашин с тверскими номерами.
Итак, преодолев от берега ещё небольшой отрезок пути, поднимаемся на небольшую возвышенность, где на открытом пространстве перед нашим взором предстаёт усадебный дом, спрятавшийся за такими же одинокими лиственницами.
Первым наше внимание привлекает веранда, увенчанная шатровым куполом.
Выполненная из бетона она вполне могла быть пристроена к дому позже. Впрочем, если мне не изменяет память, мы как раз и видели заделанные дверные и оконные проёмы, выходящие на крытую площадку.
Место, конечно, живописное. Можно лишь догадываться, как в барские времена на свежем воздухе пыхтел самовар, на столе лежали баранки, а из блюдец прихлёбывали чаёк хозяева усадьбы.
Для общего обзора пришлось отойти в поле. Оказалось, что подобный ракурс был сделан задолго до нас - ещё во времена существования здесь пионерлагеря, чьи деревянные корпуса до сих пор окружают со всех сторон старинный кирпичный дом.
Вот так здешний особняк выглядел в недалёком прошлом. Сей господский дом использовался как основное здание комсомольско-пионерского лагеря школы-интерната. Обратите внимание на небольшие статуи пионеров, украшающие парадное крыльцо-вход. О летнем времяпрепровождении тут ребятишек я поведаю в отдельном посте, посвящённом конкретно пионерлагерю.
Пасмурное небо, к которому я уж давно привык в наших поездках, пожухлая, отливающая золотистым цветом трава, голые ветки покрытых мхом высоченных деревьев придали этому дому особый непередаваемый колорит. Одним словом, несмотря на легкодоступность, атмосфера создалась подходящая. Судя по кирпичной кладке и архитектурному стилю, а здесь определённо присутствуют черты модерна, годы возведения дома можно отнести к рубежу XIX-XX вв. или к началу XX столетия. Увы, точная датировка строительства мне неизвестна. Как нет и какой-либо более-менее достоверной информации об этой усадьбе. За что "спасибо" - просто в огромных кавычках спасибо - директору соседней сельской школы. Но об этом чуть ниже.
А пока полюбуемся, бесспорно, заслуживающим внимания усадебным домиком.
К сожалению, усадьба не была поставлена на учёт как памятник архитектуры и истории, потому не подверглась изучению специалистами. До 2005 г. здесь ещё функционировала база отдыха для подрастающего поколения, с тех пор дом заброшен и разрушается, а недавно мародёры частично сняли листовую кровлю (хорошо, что местные энтузиасты вместо неё настелили рекламные баннеры). При том, уже не первый год здание выставлено на торги, так что любой желающий и обладающий средствами может приобрести. Только вот его месторасположение не располагает к участию в аукционе на покупку. Уж больно неудобно добираться досюда - ото всех крупных городов далеко, а сам край потихоньку вымирает, о чём можно судить по моему недавнему отчёту из окрестных мест (прочесть
можно здесь).
Что ж, настало время через оригинальный, не лишённый привлекательности портал парадного крыльца зайти внутрь дома.
Не менее оригинальным оказалось оформление дверного проёма в виде "вогнутых" двойных дверей, на которых под толстым слоем краски ещё можно разглядеть хоть и незамысловатый, но подлинный рисунок.
Изнутри шикарный вид на прилегающую к дому территорию, в своём время однозначно декорированную лужайками и парковыми дорожками.
Пожалуй, входная дверь - единственное примечательное в этом здании.
Ожидать хоть какого-то уцелевшего усадебного интерьера/декора после десятилетий существования пионерлагеря было бесполезно. Как ожидать и чего-либо сохранившегося лагерных времён. По сему начну повествовать об истории здешнего места, а оказались мы, кстати, в усадьбе Матренино. Увы, но краеведения будут крохи. Хотя есть довольно подробный краеведческий материал по Матренино, собранный школьниками соседнего села Новосёлки и местными краеведами. Узнав, что материал находится непосредственно в стенах школы, мною на почтовый адрес было написано письмо с информацией обо мне и с просьбой поделиться историей.
Не дождавшись ответа, я позвонил лично директору Новосёлковской школы О.В. Шкаденковой, которая наотрез оказалась предоставить хоть толику информации об истории имения. Представившись, я упомянул, что звоню с идентичной просьбой, озвученной ранее в письме. Однако в ответ услышал, что да - у них есть краеведческий материал о владельцах усадьбы, но со мною она не собирается делиться. Разговор длился минут десять. Доводы, что я путешественник, исследователь как раз таких малоизвестных усадеб - не возымели результата. «Я не собираюсь отсылать неизвестно кому неизвестно куда. Вот приезжайте к нам с документами (даже не понял о каких документах идёт речь) тогда и поговорим» - был её ответ. Также оказались безрезультатными попытки объяснить, что я блогер, издавался в печатных изданиях; что непременно упомяну и школу и кто предоставил инфу; что не прошу у неё бухгалтерскую отчётность или план эвакуации школы, а всего лишь историю; что приехать в будни нет возможности, т.к. живу за 400 км от Новосёлок (на то, что я уже был в усадьбе в выходные, а школа была закрыта, ответила: «что вы хотите, в выходные мы отдыхаем»). Даже то, что усадьба, расположенная в глухом месте, гибнет и разрушается, а я пытаюсь хоть как-то сохранить память, вывести её за пределы района и стен школы - как об стенку горох - не дам и всё тут. Вот так берегут и гордятся историей всеми забытой усадьбы в умирающей провинции. Неприятно осознавать, что директор школы, заняв твердолобую позицию, пошла на принцип.
Из примечательного, мало-мальски интересного внутри дома отмечу наличие большого количества закутков-закоулков, а также разного объёма и планировки комнат.
Осмотрев скудные интерьеры первого этажа, поднимаемся на второй.
Когда-то ещё один маршевый лестничный пролёт вёл на третий этаж - в небольшую башенную комнатку.
Как видно, перила давно уж спилены "добрыми людьми".
Крыша дала течь и вода потихонечку пробирается уже на первый этаж.
А теперь то, что известно о Матренино мне. Единственное положительное из пренеприятнейшего разговора с злосчастным директором - успел узнать, что правильное произношение и написание названия Матренино - через «е», а не «ё». Первыми владельцами здешних земель, предположительно, были дворяне Огонь-Догановские. Этому роду принадлежало несколько поместий в разных уездах Смоленской губернии. Из владений Огонь-Догановских ближайшим к Матренино я нашёл бывшее село Травина, Бельского уезда (ныне это урочище, в 25 км отсюда). В нач.XIX века владельцем там числился помещик Пётр Онуфриевич, в 1820 г. пристроивший к местному храму тёплый придел. Следующим помещиком села Травина значился Н.С. Огонь-Догановский - надворный советник, земский начальник Шостовской волости; в 1911-1915 гг. считался образцовым хозяином.
Мы тем временем оказались в крытой "террасе" или комнатке эркера, находящейся над парадным крыльцом.
На форумах «
SB» и «
Нелидово» прошлое Матренино связывают с купцом Резниковым. Вот такую красивую легенду в той или иной вариации излагают про усадьбу: «...Резников (купец города Белого - моё примеч.) познакомился с удивительно красивой женщиной по имени Матрёна, которая впоследствии стала его возлюбленной. Очарованный красотой и добротой женщины, Резников дарит ей усадьбу. По воспоминаниям современников, Матрёна была чудесным человеком. Она всегда была готова помочь людям, заботилась о своих крестьянах. К ней приходили за помощью жители окрестных деревень. Благодаря доброй славе Матрёны, старое название имения Ахтырское стало забываться. И до наших дней усадьба сохранилась под названием Матрёнино».
Действительно сельцо имело и второе название - Ахтырское. Однако, купеческая любовь к Матрёне и переименование в честь неё имения маловероятны, ибо согласно «Спискам населённых мест Российской имп. Смоленской губ.» в Бельском уезде, в 3-м стане, вдоль Торопецкого почтового тракта, по правую его сторону, село Ахтырское (Матренино) в 4 двора (8 муж.пол. 14 жен.пол) - и всё это по сведениям 1859 года. А первый из известных купцов рода Резниковых был Феодор Космич, 1824 г. рождения, впоследствии потомственный почётный гражданин, бельский городской голова (похоронен в г. Белом на Петропавловском кладбище). Сложно предположить, что Резников к 35 годам разбогател настолько, что смог купить и переименовать усадьбу. Да и вряд ли дворяне Огонь-Догановские до отмены крепостного права имели нужду продавать свои земли. Более вероятно, что полюбить Матрёну мог сын городского головы - купец Михаил Фёдорович Резников, после кончины своего отца также занявший пост городского головы. Однако М.Ф. Резников, скончался сравнительно молодым в 1914 г. в Петербурге. При том имел четверых малолетних детей, которых его жена ещё в юном возрасте отправила в Москву.
Так что трудно связать годы жизни Резниковых с Матрёной, да и вряд ли городской голова мог взять на себя связь с женщиной на стороне. Легенда, конечно, имеет место быть и, возможно, был ещё один купец Резников неизвестный мне, но пока остаются лишь предположения. Более вероятно, что разбогатевшие купцы Резниковы просто купили землю в бывшем владельческом сельце Ахтырском (Матренино), когда-то принадлежавшем Огонь-Догановским, и построили тот дом, в котором мы сейчас бродим. Надеюсь, что
uchazdneg, планирующий поездку в эту усадьбу, сможет найти контакт с директором школы и мы наконец-то узнаем истинную историю. А на сим из пустого дома мы выбираемся наружу.
Бросаем последний взгляд на хоть и старинную, но стильную, уходящую старину.
И идём гулять по дремучей аллее...
...на стволах деревьев которой растёт красивый живописный мох.
Пару видов усадебного дома издалека...
...и из-за мелкой еловой поросли.
Недалеко от дома мы заприметили ещё одно кирпичное здание, в барские времена служившее то ли хозяйственным двором, то ли конюшней, а в советское время приспособленное под кухню пионерлагеря. После чего стали исследовать расположенные рядом деревянные корпуса пионерского лагеря «Звёздный», многие десятилетия функционировавшего на территории усадьбы.
Нагулявшись среди лагерных пустотелых коробочек, покидаем усадьбу Матренино, п/л Звёздный тож и опять оказываемся на берегу реки Березы.
Ну и вновь преодолев хлябь и грязи, садимся в поджидавший нас автомобиль и колесим в город Белый...
При создании поста использован материал следующих источников:
- некролог «Смоленских епархиальных ведомостей» 1914 года.
- Списки населенных мест Российской империи, СПб.: изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885.
[Вып. 40] : Смоленская губерния: по сведениям 1859 года / обраб. Н. Штиглицом. - 1868
- Поисково-исторический форум
SmolBattle-
форум г. Нелидово- статья
"Страницы из Бельского прошлого"