Из Вильповиц в Гостилицы

Apr 07, 2016 10:30




Разбираю ленинградское путешествие прошлого года. В сегодняшнем посте будут представлены две усадьбы, расположенные в Ломоносовском районе, неподалёку друг от друга. Одна из которых - усадьба Вильповицы, она же Лапина, - менее известна, впрочем как и менее интересна; другая - более популярна и весьма известная у туристов - усадьба Гостилицы. Несмотря на то, что Гостилицам посвящено предостаточно статей, все они написаны точно под копирку и зачастую с не совсем верными данными. Глубоко не вдаваясь в подробности, я постарался более-менее последовательно (согласно используемым источникам) представить историю некогда роскошной усадьбы, снабдив отчёт множеством архивных фотографий.




Итак, первым пунктом мы прибываем в деревню Вильповицы, она же Вильпузи. Преодолев въездную аллею, ведущую в комплекс полуразрушенных и заброшенных усадебных построек, перед нами предстаёт скульптура В.И. Ленина, на круглом постаменте. Сей памятник служит напоминанием о функционировавшей тут в советское время совхозной конторы.



В 1727 г. император Пётр II пожаловал земли из казённой мызы Заборовской с деревнями Филипповской, Ливонской и Чудиновской обер-кухмистеру Петра I Иоганну-Бурхарду Фельтену с женой. Ими и была устроена здесь усадьба, названная Лапала или Лапина. В те времена все строения усадьбы были деревянными. К северу и югу от них были разбиты фруктовые сады, а на речке Кишкиной поставлена водяная мельница. В 1746 г. имение переходит к вдове М.И. Фельтен. Её покойный муж к тому времени был человеком довольно состоятельным и вдова смогла позволить себе возвести в усадьбе каменные постройки. В конце 1770-х из известкового плитняка построен большой хозяйственный двор, сохранившийся до наших дней.



С начала 1780-х владельцем деревни Вильповицы-Вильпузи становится П.В. Скворцов, сын генерал-аншефа В.Е. Скворцова. Павел Васильевич, валадевший поместьем 35 лет, серьёзно занимался имением. Река Кишкина (Лапинская) была запружена, образовано большое озеро, построена плотина с новой мельницей. В 1814 г. это хорошо организованное имение перешло к капитану А.П. Скворцову и с тех пор принадлежало ему и его потомкам в течение 70 лет. В 1854 г. был произведен раздел имений Скворцовых. Усадьба Лапина с деревнями досталась жене подпоручика корпуса топографов Капитона Петровича Фурова Варваре Александровне. В это же время в усадьбе появляются новые строения, в том числе и новый усадебный дом. Это здание выстроенное в ложноготическом стиле - со стрельчатыми проёмами второго этажа и с башенками-пинаклями на углах.






После смерти мужа Варвара Александровна в 1885 г., продала имение юристу, кандидату прав Борису Борисовичу Дорну и его жене Марии Николаевне, которая жила в усадьбе круглый год и вела хозяйство имения. В 1901 г. при закладке имения в банке было сделано краткое его описание: «Имение обеспечивается водой рек Коваши, Безымянный ручей, ручей Кинельчи, много ключей. Постройки капитально устроены и большей частью каменные... В саду 200 яблонь, чёрная и красная смородина, крыжовник, малина. Парк довольно редкий, много лужаек. Весь парк разгорожен изгородью на участки. Служит выгоном для ездовых лошадей. Под мельницей - 1 десятина, под известковым заводом - 2 десятины 2050 кв. саж. На Безымянном ручье водяная мельница о 4 поставах в аренде». Нет сегодня в мызе ни мельницы, ни известкового завода, а старые яблони давно погибли, как "погиб" и совхоз.



Чуть сбоку, позади "нового" усадебного стоит более ранний господский дом.






Сложен он частично из известкового плитняка и кирпича. Впрочем, относительно точных дат строительства усадебных построек единого мнения у исследователей нет. Ряд версий предполагает, что сохранившиеся здания были возведены только при Б.Б. Дорне, владевшим усадьбой с 1885 по 1901 гг.. Что касается строительного материала - здесь мною были найдены сразу несколько видов клеймённых кирпичей. Но поскольку я не особо ценю ленинградские клейма, взял себе в коллекцию лишь парочку. Что интересно, один из них имеет клеймо «Б.Д.» и, скорее всего, был произведён на местном кирпичном заводе, расположенном к северу от мельницы и функционировавшем во времена Бориса Дорна.



Покидаем грустное и тоскливое место...



...И направляемся в соседнее не менее печальное, но более популярное место - в деревню Гостилицы. Селение Гостилицы на Ковоши, что на Копорской дороге, впервые упоминается в новгородских писцовых книгах рубежа XV-XVI вв.. В ту пору эти земли входили в состав Дятлицкого погоста Водской пятины Новгорода Великого. В начале XVII в. здесь, к югу от Финского залива, закрепилось шведское владычество и Гостилицы были пожалованы новгородцу Миките Калитину, вступившему на шведскую службу. Освободив Ингерманландию, Пётр I в 1707 г. пожаловал А.Д. Меньшикову титул светлейшего князя Ижорского и отписал ему в вечное владение множество здешних земель. В это же время Гостилицы оказались во владении личного врача Петра I шотландца Роберта Арескина (Эрскина). Первым же создателем усадьбы считается граф Бурхард-Кристоф Миних. В 1721 г. он поступил на русскую службу в качестве инженера-гидротехника, строителя каналов и шлюзов. Тогда ему и было пожаловано имение Гостилицы. Вид на Ледажный пруд (Верхнее озеро).



При Минихе началось формирование усадебного комплекса. На холме, спускающемся к речке Гостилке, в 1720-1730-х гг. были возведены деревянный господский дом «в голландском вкусе» и служебные здания. На запруженной речке созданы каскад прудов, водяная мельница и красильная фабрика. Рядом с барским домом построена Владимирская церковь. В 1742 г., с восшествием на престол новой императрицы, фельдмаршал Б.К. Миних попал в опалу и был сослан в Пелым (Сибирь). Указом от 1743 г. Гостилицы со всеми угодьями были подарены ближайшему фавориту (тайному мужу) имп. Елизаветы Петровны графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Интересно, что А.Г. Разумовский (при рождении - Розум) родом из украинского села Лемеши, до 1731 г. был пастухом и церковным певчим. Столичный меценат, набиравший певчих для Придворного хора, обратил внимание на молодого певчего и взял того с собой в Петербург. Так под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны. Со временем Разумовский "дослужился" до генерал-фельдмаршала. По его заказу в Гостилицах начали создавать усадебный ансамбль, достойный высокого положения Разумовского. Сохранился проект дворца А.Г. Разумовского от 1745 г., но был ли он воплощён в жизнь, достоверно неизвестно.



Макет деревянного дворца А.Г. Разумовского (фото Н. Литвиновой).



В пейзажном парке появились декоративные сооружения, Чайный павильон и Эрмитаж, Малый и Большой гроты. Между Верхним и Нижним парками выстроили каменные «кавалерские флигеля» (при Разумовских использовались для расположения свиты имп. Елизаветы Петровны; в советское время в южном корпусе функционировал музей, сгоревший в 1990-х). Рядом с дворцом на высокой горе была сооружена колокольня «для смотрения моря с Кронштадтом» - с её высоты был хорошо виден Финский залив. В 1755 г. (по другим данным - в 1764-м) вместо старой деревянной была возведена каменная Троицкая церковь.






А.Г. Разумовский жил в Гостилицах широко, по-царски, почти ежедневно устраивая празднества с фейерверками. Сюда неоднократно приезжала имп. Елизавета, которую Разумовский развлекал охотой на лосей и оленей. Не раз бывала в Гостилицах великокняжеская чета - будущие Пётр III и Екатерина II. Одна из таких поездок едва не стоила жизни молодой Екатерине. В 1748 г. молодые были приглашены в имение, их поселили в деревянном флигеле. Около восьми утра дом вдруг съехал с фундамента и с грохотом рухнул. Погибли шестнадцать человек, многие получили серьезные ранения. Екатерина и Пётр чудом остались целы. После смерти А.Г. Разумовского хозяином усадьбы стал его брат Кирилл. Известно, что в 1760-1780-х господский дом был перестроен и увеличен. Перестройку усадебного ансамбля осуществлял известный архитектор A.B. Квасов, автор генерального плана Петербурга. Последним владельцем усадьбы из рода Разумовских был Пётр Кириллович, который с женой Софьей прожил бездетным. Они практически не бывали в усадьбе и жили за границей до начала 1800-х. Накануне восстания декабристов, когда по России прокатилась волна антикрепостнических восстаний, в Гостилицах вспыхнул крестьянский бунт и принял такой размах, что царскому правительству пришлось на «усмирение бунтовщиков» направить войска, которые жестоко расправились с восставшими: 60 крестьян были сосланы в Сибирь, а остальные подверглись телесным наказаниям. На ниже представленной гравюре изображён усадебный дом, предположительно, времён Кирилла Григорьевича Разумовского, 1770-1790-е гг..



В 1824 г. имение покупает полковник в отставке А.М. Потёмкин, обладавший значительным состоянием, увеличившимся благодаря женитьбе на княжне Т.Б. Голицыной. Татьяна Борисовна Потёмкина, урожд. Голицына была широко известна своей благотворительной деятельностью. Узнав, что 60 местных крестьян были сосланы в Сибирь за бунт, вызванный жестоким отношением управляющего, Татьяна Борисовна ходатайствовала о возвращении их на родину, и по её личной просьбе имп. Николай приказал водворить ссыльных на прежнее место жительства. В Гостилицы к ней часто приезжали лица духовного звания, для которых хозяйка усадьбы заново отделала павильон Эрмитаж и он получил название Архиерейского дома. В нём останавливался митрополит Санкт-Петербургский Никанор. В 1830-х в Гостилицах побывал император Николай I. «...Перед лугом, окружённым прелестными кустарниками и чрезвычайно живописными деревьями... неожиданно открывается величественный двухэтажный павильон. Главный фасад его, с двумя боковыми пристройками, представляет и с восточной, и с западной стороны четырёхугольник, увенчанный куполом... двери стеклянные сквозные, к ним примыкает широкая каменная лестница с одной и другой стороны павильона. Он стоит на возвышенности, с которой белые столбы и зеленый купол его видны в разных концах сада... Со всех сторон павильона виды очаровательные, особенно в нижний сад, группы кустов и дерев в подножии пригорка окружают лощину, среди которой блещет и льется светлой струею фонтан» - так описывал усадьбу в 1842 г. петербургский литератор Б. Фёдоров. Из чего следует, что представленный на гравюре дом вовсе не является господским, как утверждает большинство статей, а был всего лишь роскошным павильоном.



При Потёмкиных вновь был перестроен главный дом и реконструирован парк. Колокольню на горе сменила возведённая в 1830 г. многоярусная башня. В 1850-е в парке возведена небольшая потешная крепостица с пушками. Уже спустя пару десятилетий молва стала приписывать постройку этой крепости первому владельцу усадьбы Миниху. В 1845 г. вместо деревянного дворца Разумовских построен каменный «в новом вкусе». Автором проекта стал известный архитектор А.И. Штакеншнейдер. Дворец стал напоминать средневековый замок благодаря элементам романской архитектуры в планировке, отделке фасадов и особенно башне-донжону.



В 1872 г. Гостилицы перешли к племяннику Т.Б. Голицыной князю Б.А. Голицыну, который в имении почти не бывал. После чего усадебная обстановка и библиотека были распроданы, а само имение стало менять хозяев. В 1880-е усадьбой владел барон Ф.Е. Врангель. С 1896 г. (по другим данным, еще до 1891 г.) хозяином стал К.Ф. Сименс, младший брат основателя немецкой электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», руководитель российского отделения фирмы. Последней владелицей была его дочь М.К. Гревениц. Отдельное спасибо за архивные фото хочу выразить группе «Гостилицы».


В годы Второй Мировой войны здесь проходила линия фронта. В 1944 г. при освобождении Гостилиц непосредственно возле и внутри главного дома проходили бои. Сейчас в центре посёлка высится обелиск, возведённый на месте погребения около 4000 советских бойцов. Фото 1941 г., из немецкого архива.



С тех пор и поныне так и стоят руины дворца посреди поредевшего Гостилицкого парка. Наружные и внутренние стены здания зияют огромными проломами.



Западный фасад в наше время.



Дворец, вид с северо-запада. Акварель В. Садовникова, 1857 год.



С этого же ракурса. Фото, начало XX столетия.



Там же. 2015 год.



Северный фасад и садик с фонтаном. Фото 1900-х.



Фонтан у северного фасада.



Сегодня.



Восточный фасад, 1900-е года.



Наши дни, тот же фасад.






А теперь заглянем внутрь. И поскольку кроме голых кирпичных стен смотреть там не на что, проведём сравнение с архивными фотографиями интерьеров дворца.



Большой зал. Фото 1900 г. из семейного архива Сименсов.



Столовая с портретами бывших владельцев усадьбы. Фото 1900 г. из семейного архива Сименсов.



Вид изнутри эркера в наше время.



Там же, 1900-е года.



Где-то в глубинах разрушенного ныне дворца...



...в начале XX столетия стояли эти мишки. А на самом деле они стояли в фойе у центрального входа. Фото из семейного архива Сименсов.


Но сия роскошь была исключительно усадебная. В самих Гостилицах, с населением в несколько сотен человек, до революции работал только один фельдшер, лечивший также и жителей окрестных деревень. В трёхклассной школе учились главным образом дети купцов. В 1918 г. на территории бывшего помещичьего имения возник совхоз «Красная Балтика», просуществовавший до 1990-х. В вырытых ещё в XVIII веке прудах разводили форель, зеркального карпа и другие ценные виды рыб. В 1976 г. был организован Гостилицкий ботанический заказник (с целью сохранения коренных южнотаёжных лесов на глинте). В 1960-1970-е велось строительство многоэтажных домов для рабочих. Количество жителей к 1990 г. достигло почти 4000 человек. Нынешнее состояние и положение дел, думаю, описывать нет надобности. Из всех построек сверкает лишь церковь и дом священника. А местная руинированная достопримечательность служит "баром" для распития "зелёного змия" (за небольшой промежуток времени фотосъёмки усадебного дома, я повстречал сразу несколько компаний, зашедших внутрь здания для разлития по стаканам).



Вид на хозяйственные постройки и часовню (не сохранилась). Фото начала ХХ в. из архива семьи Энгельке.



Этот же хоздвор в наши дни.






С грустью приходится констатировать, что во времена совхоза «Красная Балтика» здесь бурлила жизнь. От каменных зданий, где в то время находились скот и овощехранилища, остались одни руины. В домах, где раньше располагались клуб и музей, ныне развалины. Здание детской музыкальной школы ныне пустует, больницы не существует. Одним словом, повсюду разбросаны разрушенные и заброшенные постройки времён усадебных и советских. А ведь когда-то «Ленинградское бюро путешествий и экскурсий» проводило в Гостилицы, Лопухинку и Копорье однодневные воскресные экскурсии. На другом берегу речки Гостилка сейчас проживают преимущественно дачники из города, хотя Гостилицы по-прежнему крупный населённый пункт.






Ну, и как же без котиков!?



"Кис-кис"...



..."мур-мур".


При создании поста использованы следующие источники:
- энциклопедия "Культура Ленинградской области"
- архивные фото группы "Гостилицы"
- Ю.А. Дужников "дер.Гостилицы"
- Ю. Ендольцев "Прошлое и настоящее усадьбы в Гостилицах"
- статья "...о Гостилицах"
- Усадьбы Ломоносовского района

2015, Ленинградская область, заброшенные усадьбы, усадьба

Previous post Next post
Up