На севере Костромской области, неподалёку от границы с Вологодской, расположено старинное село Зашугомье, Троицкое тож. Это бывшая Зашугомская волость Солигаличской осады. Здесь в долгом забвении возвышается могучий храм и высится не менее монументальная высоченная колокольня, доминирующие в окружающем пейзаже на многие км.
Зашугомье было одним из главных объектов Кологриво-Судайского путешествия. Поэтому отсутствие дорожного покрытия и передвижение со скоростью не выше 15-20 км/ч по пути туда нас не остановило. В самом селе дорога приобрела подобающий и даже хороший вид, ибо была "обновлена" не так давно, а чтоб её не раздолбали вновь , въезд грузовому транспорту запретили. Итак, конечный пункт, в лице села Зашугомья, находится недалеко от бывшего старинного тракта, соединявшего город Солигалич Костромской губернии и Тотьму Вологодской губ. В наши дни от существования здесь когда-то большой дороги осталось лишь напоминание, а точнее только направление.
Село Зашугомье, как и многие другие деревни в глубинке, вымирает интенсивными темпами. Но, несмотря на это, село всё ещё крупное с жилой и хозяйственной застройкой дореволюционного и советского периодов. Пару слов о корнях топонима Зашугомье. До прихода сюда восточных славян (XI-XIII вв.) данные земли были заселены племенами финно-угорских народов - чудь и меря. Именно от них в здешних краях остались названия рек, урочищ и озёр: Шугома, Толшма, Кормаш, Шубот и др. А образовавшаяся со временем волость, что расположилась за рекой Шугомой, стала именоваться Зашугомской Солигаличкой осады (уезд города Солигалича).
Первое письменное упоминание о Зашугомье мы встречаем в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 г.), где сказано: «Погост - а на нём храм Живоначальныя Троицы вверх шатром, да другой храм Чудотворца Николая клецки с трапезою... и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора...». История села, а точнее фамильное прошлое, очень богато, что свойственно этому краю. В 1622 г. царём Михаилом Фёдоровичем зашугомские земли были даны в вотчину Михаилу Шейну - воеводе, руководившему защитой Смоленска во время войны России с Польшей, но сдавшему город полякам и за это казнённому. А в 1770 г. уже село Троицкое-Зашугомье с прилегающими деревнями принадлежали князю П.И. Мещерскому, от которого по наследству перешли к фельдмаршалу, графу П.А. Румянцеву, сподвижнику Екатерины II.
Административно-религиозным центром волости был Троицкий погост в Зашугомье, называвшийся по имени стоявшей здесь церкви Троицы. На погосте было две деревянных церкви, по ветхости неоднократно перестраивавшиеся. В 1685 г. патриархом было дано разрешение построить в Троицком каменную церковь, и в 1713 г. эту церковь освятили. Названа она была Покровской. Дальнейшая судьба этого храма мне неизвестна. Зато нашёл, что с 1897 г. в Зашугомье существовало земское одноклассное училище, попечителем котрого был купец Константин Яковлев, а законоучителем - священник Никанор Драницын. В 1903 г. училище преобразовано в двухклассное.
И вот, спустя столетия, мы - люди настоящего - паркуемся на главной площади бывшего религиозного центра Зашугомской волости, где перед нашим взором предстаёт внушительных размеров громадина двухсотлетнего храма с колокольней.
Хотели прикупить местных пряничков в магазине древней постройки, что тут же на площади, да он закрыт оказался.
История дошедшего до наших дней храма берёт своё начало в 1800 г., когда на месте ветхой деревянной церкви Троицы на средства местного помещика И.И. Львова была построена новая каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием. Перед храмом расположен ряд руинированных построек, в прошлом служивших церковной оградой со Святыми вратами-часовней, башнями и лавками.
Фото С.А.Орлова нач. XX века. Фотоархив ИИМК РАН.
Храмовый комплекс расположен на небольшой возвышенности. Хотя и без того сию монументальную церковь с высоченной колокольней видно по всей округе за много км.
С южной стороны к храму прилегает старинное кладбище. Здесь похоронен С.И. Дервиз (здешние Фон-Дервизы были внесены в дворянскую книгу Костромской губернии по Солигаличскому округу), владевший неподалёку усадьбой Взглядново (давно уж исчезнувшей). Кстати, ещё до того, как усадьба перешла во владение к Дервизу, она числилась за родом Львовых и вот забавная история тех лет: в 1762 г. отставной капрал Ф.И. Львов, живший в усадьбе Взглядново, продал тотемскому купцу П.Т. Мясникову свою крепостную девушку Пелагею Сергееву за 9 рублей, хотя по закону продавать крепостных недворянам запрещалось. Дело рассматривал солигаличский воевода, но криминала в этом не нашёл.
Храм выполнен в стиле тотемского барокко. При чём зашугомские картуши не менее колоритны, чем в самой Тотьме.
А вход, позднее перестроенный в окно, оформлен даже красивше тотемских.
И вот мы на первом этаже - стены толщиною в полтора метра, низкие своды и невысокий иконостас.
А это две иконы, видимо, с этого иконостаса. Плохочитаемые, но образы Святых ещё можно различить.
От резных деталек остались лишь следы (в середине 1990-х декор тщательно отковыряли).
Алтарная часть также пуста. Правда, фрагментами сохранилась высокого уровня роспись, точнее растительный орнамент. Сами библейские сюжеты и изображения Святых тоже присутствуют в храме, но вот их уровень исполнения весьма посредственен. Это вам не тверская иконописная школа.
Арочный свод из алтаря расписан под звёздное небо. Всё-таки было чувство красоты и у наших предков.
Поскольку лестница наверх отсутствует, выходим из нижнего храма. Обходим вокруг церковь, похожую с этого ракурса на небольшую крепость, в поисках входа на второй этаж.
Вход не находим, т.е. "официально" его нет. Но, попав в разрушенный придел, соединяющий колокольню с трапезной, понимаем, что при должном упорстве и мастерстве можно вскарабкаться на верхний свод придела, а от туда по крыше трапезной на второй этаж.
Отдам должное Катерине, которая проявила настойчивость в желании попасть наверх и даже отыскала где-то на кладбище небольшую лестницу. В очередной раз тряхнув стариной, вскарабкиваемся на междуэтажное перекрытие и, цепляясь за стволы деревьев, проросшие на крыше, влезаем на верхний ярус.
Отсюда, глядя вниз, можно оценить проделанный нами акробатический трюк.
А это уже второй этаж трапезной.
Оттуда мы проходим на второй этаж главного объёма. Из-за снятых полов виден верх нижнего свода.
Большое светлое пространство впечатляет. Хоть от живописи остались лишь очертания, а от иконостаса - рама, но, несмотря на это, сам факт, что мы забрались сюда, куда до нас многие путешественники не решились залезть, весьма радовал.
Как и в нижнем храме здешний иконостас лишён своего резного декора, кроме двух колонн по центру.
Даже деревянного Иисуса отодрали от креста, венчающего верхний ярус.
Из книги Дунаева Б.И. "Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. Москва, 1915 г.":
пугающий своим грозным видом и саблей святитель Николай Можайский из Троицкой церкви Зашугомья. Возможно, Никола когда-то и украшал данный иконостас.
В алтарной части на полу лежит цельный столб, украшенный резными цветочными гирляндами. Был бы у нас грузовичок, точно бы себе его уволок. Хотя, я и так прихватил немаленькую и красивую резную детальку также из цельного ствола дерева. Ни к чему пропадать народному ремеслу. Очистил, отмыл и теперь она красуется на полочке вместе с другими дореволюционными артефактами.
И снова, рискуя провалиться и что-нибудь себе сломать, аккуратненько пробираемся на выход. Спустились также ловко и, слава богу, благополучно.
И напоследок ещё немного краеведения. С Зашугомьем связано имя, конечно широкому кругу неизвестное, но, на мой взгляд, достойное быть упомянутым. Здесь, в семье дьякона местной церкви, в 1848 г. родился Николай Семёнович Суворов - будущий профессор церковного права Императорского Московского университета. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, издал сотни трудов по церковной истории, светскому законодательству и т.д. Несколько лет являлся почётным блюстителем (заботился о материальной стороне и следил за учебно-воспитательной частью) двухклассного земского училища в Зашугомье. Умер Н. Суворов в Москве и был похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.
В паре км от Зашугомья находится деревня Колесниково, также в своё время принадлежавшая князьм Мещерским. Так вот, в начале XVII в. в лесах у деревни укрывались раскольники. В 1651 г. царь Алексей Михайлович прислал указ костромскому воеводе Аксакову: «...взять в келиях старца Капитона и мирских людей и робят которые в тех кельях живут и быть им до нашего указу в Ипатском монастыре под началом и в чёрной работе и с монастыря их никуда не спущать и беречь накрепко чтобы не ушли».
А в 10 км есть деревня, которая принадлежала помещикам братьям Фёдору и Григорию Черевиным. В 1744 г. крестьянин деревни Медвежье И.Тихонов бежал «от хлебной скудости» и 12 лет жил в Соликамске на соляных заводах Строгановых, но вернулся в родную деревню. Староста деревни доставил его в Галичскую провинциальную канцелярию для допроса. Дальнейшая судьба Тихонова неизвестна (надеюсь, его не сослали на каторгу). В который раз убеждаюсь, что вся Россия была "поделена" между представителями одних и тех же известных фамилий.
После осмотра храма, заглянул во двор к местным пообщаться. Откуда и узнал о сокращении за последние десятилетия количества жителей больше, чем на 2/3. О существовании здесь в недалёком прошлом жизни: что было и что стало, думаю, нет смысла описывать. На этом наши зашугомские похождения подошли к концу.
Продолжение следует...
Предыдущие части этого путешествия:
-
Костромской Север-
Эпитафия Плотине-
Следуя старинным Вятским трактом-
Солтановский храм и ДК Брантовский-
Кологривский Zoo-Техникум-
На берегу Костромы-
Меремьяна из Верхней Пустыни При создании поста использован материал следующих сайтов:
КостромкаПравославные храмы Костромской губернииСтатьи В.А. Дудина