Сегодня я расскажу об усадьбе лесопромышленника С. Н. Беляева. Прежде всего это удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья. Дом считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. Кроме внешнего осмотра, нам удалось побывать и внутри, где, на удивление, сохранились подлинные расписные плафоны. Каюсь, что нарушаю данное работнику музея обещание не размещать фото в интернете, но не показать столь уникальный деревянный терем считаю кощунством. Ведь у нас уже не так много сохранилось нетронутой современной реставрацией оригинального деревянного зодчества. А найти в том же инете фотографий интерьера вообще не представляется возможным.
Узнали мы про эту усадьбу совершенно случайно, наткнувшись на информацию местного краеведческого сайта. И она сразу была включена в наш маршрут из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда в республику Марий Эл. А поскольку в этих краях оказалось сразу несколько таких удивительных деревянных домов, они значительно обогатили впечатлениями и придали особый колорит нашему путешествию. Расположены все эти усадьбы в живописнейших местах Поветлужья - на берегах реки Ветлуга в Нижегородском крае. Вот такой вид открывается с обрыва - самого высокого места посёлка Воскресенское, где и расположен главный дом усадьбы Сергея Никаноровича Беляева.
Большая часть юго-восточных районов Нижегородской губернии находилась в помещичьих владениях. При освоении этих территорий в XV-XVI веках, помещики переселяли на эти земли своих крепостных из многих других губерний России. Например, В.С. Шереметев в начале XIX века, купив новые земли, вниз по Ветлуге насильно переместили тысячи крестьян из других имений для обустройства своей новой усадьбы и места те даже получили прозвище «Шереметевской Сибири». Здешняя природа оказалась весьма богата на доброкачественную древесину - строительный лес, что и послужило основным промыслом этих мест. Лес отсюда сплавлялся по Ветлуге до Козьмодемьянска и по Волге до Астрахани на таких суднах как беляны. Беляны - огромные деревянные корабли-плоты, длиною доходившие до ста метров, а в высоту до шести, грузоподъёмность их достигала до 10 тыс. тонн. Плыли такие корабли лишь в один конец, где по прибытию полностью разбирались. Так вот и наш Сергей Никанорович сплавлял свой лес именно на таких белянах.
Само село Воскресенское известно с XVI в., как торговое село. Занятия жителей были связаны с сельским хозяйством и, как я уже упомянул, лесом и его сплавом. Однако, отец Сергея Никаноровича Беляева, Никанор Васильевич, разбогател вовсе не на лесе, а давая деньги под проценты и став зажиточным, скопил небольшой капитал. Сын не пошёл по стопам отца и решил вложить деньги именно в лесную промышленность. Поскольку к концу XIX века в этом направлении как раз был расцвет. Сергею Никаноровичу тогда было всего 20 лет, но предприимчивая жилка дала о себе знать. У местных помещиков он купил "дачу" - лесной участок, где и стал заниматься переработкой древесины. А чуть позже в селе Успенское этого же Воскресенского района купил себе стекольный заводик. Что ж, отвлечёмся немного от истории и приступим наконец-то к осмотру народного творения.
К сожалению, пристройка появилась совсем недавно, чем весьма подпортила вид с этой стороны дома. Сразу хочется отметить необычное решение - балкон на крыше дома.
Выполнен он, как и весь дом, воздушно и очень красиво.
С него открывается изумительный вид на живописные просторы Поветлужья.
Однако я чуточку забежал вперёд. Спустимся мы пока обратно вниз. И продолжим внешний осмотр. Только вот солнце начинает при этом ракурсе бить прямо в объектив камеры. От этого происходит искажения цвета. Но ничего страшного, терем не теряет даже при таком ракурсе своей оригинальности и изысканности.
Фасад второго этажа (мезонин) украшен красивым подзором и весьма узкими окошками.
А на этом фасаде, кроме ещё одного входа, вполне мог быть балкончик, судя по "чердачной" двери.
В усадебный комплекс входили: главный дом, церковь Вознесения, хозяйственный корпус с каретником, флигель, торговая лавка, парк. Часть этих построек сохранилась и до наших дней, но они не представили для нас интереса, поэтому их в отчёте не представляю. Главный дом был выстроен в 1904-1905 гг. на средства Сергея Никаноровича Беляева.
Наличники, на мой взгляд, немного грубоваты.
Конечно же, нельзя не обратить внимание на две изумительные башенки, венчающие крышу.
Башенки - настоящее произведение прикладного искусства.
Так много на них замысловатых деталей.
А теперь перейдём к важному событию, на которое мы и не рассчитывали (был выходной день) - нас пригласили зайти внутрь. На удивление, работник музея сразу неодобрительно отнеслась к фотосъёмке, мотивировав тем, что был указ директора музея (сейчас в усадебном доме располагается «Народный краеведческий музей») на запрет фотографирования интерьеров и экспонатов. Но почему? Я считаю, что наоборот надо как можно шире афишировать и освещать сие произведение, дабы как можно больше о нём узнало народу и не проезжали мимо, а заходили и обогащали себя историей, ну и заодно кассу музея. Поэтому с чистой совестью нарушаю данное обещание и обнародую самое интересное, что там есть внутри.
Нас, безусловно, сразу заинтересовали расписные потолки. Очень колоритные плафоны под дерево.
В этой комнате по каким-то причинам серёдка была перекрашена.
Зато в каждом углу изображены различные картины, напрямую связанные с деятельностью Сергея Никаноровича.
Картина из жизни - на лесистом берегу Ветлуги идёт заготовка древесины.
Покажу лишь фрагменты этой весьма симпатичной росписи.
Вообще сейчас в музее что только не представлено: и экспозиции на тему современного лесного промысла и раритетные экспонаты, принесённые местными жителями со всей округи. Обходим и смотрим на всё, но показываю лишь достойное.
Наиболее интересная комната в доме - или бывшая гостиная или столовая.
Для меня сенсацией стал некий предмет меблировки. Как позднее выяснил, это фисгармония американской фирмы «Carpenter company», находящейся в те годы в городе Brattleboro штата Вермонт. Производство рубежа XIX - XX вв. Исходя из того, что у этой фирмы было несколько филиалов (Рига, Берлин, Лондон), а у нас её привозом занимался в частности знаменитый фабрикант музыкальных инструментов и торговый представитель всемирно известных фирм, Поставщик Двора его Императорского Величества, Юлiй Генрихъ Циммерманъ, то можно предположить, что завезена была фисгармония в промежуток 1887-1903 гг..
Мега-раритетный глобус, где названия стран звучат как Англо-Египетский Судан, Французская западная Африка, Бельгийское Конго, Абиссиния и т.д.
Тут же раритет другого времени - пионерский уголок, с призывом стать активными борцами за великое дело Ленина.
Ну, и на последок ещё раз фото так понравившегося мне плафона с лепной розеткой посредине.
Чуть не забыл! Когда были наверху на балконе, сделал парочку кадров изящных башенок сверху.
А знаете, чем мне понравился владелец этой усадьбы? Вопреки воли родителей он женился по любви на экономке, которая работала в их доме. Благословления родители, конечно же, не дали. Но брак оказался удачным. Елизавета Петровна стала помощницей супруга и часто сопровождала Сергея Никаноровича в деловых поездках. Однако, недолго процветал их бизнес. После Великой Октябрьской революции супругов выселили из своих хором на улицу Поповскую в домик дьячка, но прожили они там недолго, в 1930-е С. Н. Беляев скончался, жена его прожила до 1950-х г. Новой власти приглянулся сей домик и с 1918 г. здесь обитал первый уездный комитет РКП(б), в войну - детсад, потом школа искусств, а с 1977 г. и поныне - Народный краеведческий музей.
Оставляем мы этот чудесный терем и по аллее возвращаемся на главную площадь посёлка.
Здесь находится усадьба ещё одного лесопромышленника - Н.О. Шагина. Информации по нему не нашёл вообще никакой.
Два главных дома объединены двором с воротами. Внутри флигель и хозяйственные постройки.
Квадратная в плане усадьба с постройками имеет множество входов и въездных ворот.
В данном случае в архитектуре дома использованы мотива художественного стиля модерн.
Как впрочем и элементы народного зодчества.
Известно, что дом был выстроен вначале XX века. В начале становления советской власти здесь происходили съезды партийных уездных ячеек.
Вот такие замечательные яркие примеры богатых купеческих особняков ждали нас в Воскресенском.
Это была первая часть повествования о деревянных домах Поветлужья. Во второй части я поведую об усадьбе некого Казанцева
..и усадьбы семейства Левашёвых.
Продолжение следует...