Совсем недалеко от старинного города Торжок в Тверской области расположена деревня Грузины - бывшее имение именитых дворян Полторацких. Именно здесь находилась одна из их летних резиденций, доминантой которой до сих пор является огромный господский дом - по масштабам и отделке он мог бы спокойно называться дворцом. Всего в доме по тем временам насчитывалось 120 комнат. В конце XVIII - начале XIX столетий эта усадьба одна из самых богатых усадеб Новоторжского уезда и Тверской губернии. До наших дней всей той роскоши, конечно, не сохранилось. Но даже в таком виде, что сейчас, дворец великолепен. А внутри дома всё ещё можно встретить элементы декора.
Итак, прибываем в деревню Грузины. Дорога к усадьбе пересекает речку Жалинку, через которую перекинут такой вот красивый львовский валунный мост.
Впервые село Грузины упоминается как сельцо Кузнечково в писцовой книге Новоторжского уезда за 1699 год. В 1745-1763 годах полновластным хозяином этой вотчины становится отставной капитан Яков Маркович Шишков, представитель старинного русского дворянского рода. После смерти Якова Марковича село достаётся одной из его племянниц Агафоклее Александровне Шишковой. В «Экономических примечаниях» (1760-е гг.) записано, что в Грузинах «церковь каменная с приделами. Дом господский и службы каменные при нём. Сад регулярный с оранжереями каменными. При селе состоят разные заведения…». В поместье была своя больница, построены ветряная и водяная мельницы, плотина, кузница, винокуренный завод, полотняная фабрика. Одним словом, в те года здесь уже было весьма процветающее хозяйство.
К сожалению, в тот год посещения этой усадьбы, у нас ещё не было ширика и сделать общий вид дворца со стороны реки не представилось возможным. Поэтому рассмотреть его можем лишь фрагментарно. Дом представляет из себя внушительных размеров трёхэтажное здание с весьма развитым внешним декором.
Фрагмент южного фасада.
Интересно, что главный дом соединяется с двумя боковыми флигелями при помощи галерей-оранжерей.
Галерея разделена на множество секций, каждая из которых имеет отдельный вход.
Двойные двери с красивой полуциркульной фрамугой, обрамлены двумя колоннами.
Приблизим "лепестковое" окошко.
Теперь рассмотрим дом с обратной стороны. В плане имеет стандартную для тех лет форму в виде буквы "П".
Боковые фасады так же не лишены декора.
Выступы вообще имеют красивое архитектурное решение. Внутри этих объёмов расположены парадные лестницы, ведущие сразу на второй этаж.
Прежде, чем зайти внутрь, продолжим историческую составляющую. Итак, владельцами имения в пик его расцвета являлись:
Агафоклея Александровна Полторацкая (Шишкова)
и её супруг Марк Фёдорович Полторацкий
А здесь чуть подробнее: именно браком с Агафоклеей Шишковой Марк Фёдорович обязан своему процветающему будущему. Поскольку он и является основателем дворянского рода Полторацких. На момент женитьбы его супруге было всего 15 лет. Рассказывали, что когда тот приехал свататься к её родителям, девочка играла в куклы и посланная за ней няня позвала её, сказав: «Феклуша, поди - жених приехал». На лицо выгодная партия. Сам же Марк Фёдорович обладал хорошим баритоном и в 1763 году возглавил Придворную певческую капеллу; в том же году получил потомственное дворянство. И в знак этого на гербу его рода изображена арфа.
Своим богатством фамилия Полторацких была обязана железному характеру и необычайной деловитости Агафоклеи Александровны. Так что, начав с небольшого хозяйства, она сумела составить крупное состояние в 4000 душ, ставшее залогом успеха Полторацких в свете. Она завела винокуренные и другие заводы, позволявшие держать на откупе почти всю Тверскую губернию. Однако, была и другая сторона красивой жизни. Агафоклея Александровна отличалась властолюбием, строгостью и даже жестокостью в отношениях не только с деловыми конкурентами, но и с домашними. Перед ней трепетали и муж, и дети, которых у неё было 22 человека (!!!). В народе за её тиранство она получила прозвище "Полторачиха". Прервёмся от повествования и заглянем внутрь главного дома. Многие десятилетия здесь располагался один из корпусов психиатрической больницы, который в N-oм году был закрыт. Большей частью все комнаты и огромные залы пусты.
Не смотря на многочисленные переделки, внутри дома ещё можно встретить элементы родного декора.
В оконных простенках под слоями множества покрасок всё равно видны лепные "узоры".
Жаль оригинальных печей не сохранилось.
Сохранившиеся настенные барельефы.
В остальном внутри весь дворец в ужасном состоянии.
Повсюду следы перестройки здания.
Третий этаж и выход на крышу.
И в заключении ещё немного истории. В 1829 году усадьба принадлежала одному из сыновей Полторацких генерал-майору Константину Марковичу Полторацкому - герою Отечественной войны 1812 года, Георгиевскому кавалеру, а также участнику и автору мемуаров о мартовском перевороте 1801 года, завершившемся убийством Павла I.
Портрет Константина Марковича Полторацкого
При нём в 1820-1830 годах реконструкцией усадьбы занимался архитектор В.П. Стасов, близкий друг семьи Полторацких. Он перестроил главный дом усадьбы, возвел хозяйственные и жилые постройки. К 1830 году усадьба достигает своего расцвета: выстраиваются ещё заводы, мельницы и она приобретает облик предпринимательского хозяйства. Посетивший в 1842 году усадьбу Владимир Алексеевич Полторацкий
вспоминал: «Усадьба поражала своей громадностью. Дом по масштабам и отделке мог бы называться дворцом. Кроме огромной с хорами залы и знаменитой внизу галереи, в его трёх этажах и двух смежных флигелях было около 120 комнат… Конный двор вмещал до 250 лошадей. Скотный двор из жжёного кирпича… вмещал в себе до 600 штук рогатого скота… В таких же размерах обширные риги, оранжереи, теплицы, грунты, мастерские и проч. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор… Кроме того, там находился еще каменный винокуренный завод… Наконец, в довершение полноты усадьбы, перед господским домом сад с роскошными цветниками, а за ним парк на 25 десятинах земли с рекой, прудами, островами, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями…». В этот период Грузины - одна из самых богатых усадеб Новоторжского уезда и Тверской губернии. Дважды сворачивали в Грузины царские поезда: в роскошной усадьбе принимали Елизавету Петровну Романову, а летом 1785 года - Екатерину II.
К сожалению, печальная судьба ждала имение задолго до 1917 года. Уже в 1869 после смерти К.М. Полторацкого усадьба стала менять своих хозяев. В 1859 году Грузины были проданы надворному советнику Е.В. Молчанову, а в 1892 - железнодорожному инженеру Цвылеву. Окончательный приговор был вынесен строительством железной дороги - местная река утрачивает транспортную функцию и сбыт хозпродукции становится нерентабельным. Тогда и были снесены заводские постройки и мельницы, а имение распродавалось участками. На этой грустной ноте я закончу свой рассказ об этой усадьбе. Следующим пунктом нашего путешествия в тех краях оказалась другая старинная усадьба, расположенная недалеко по соседству.
Но о ней я расскажу в следующий раз.