Недалеко от города Рыбинска, всего в 12 верстах, на красивейшем берегу Волги, сохранился памятник дворянской усадебной культуры - имение Тихвино-Никольское. Ансамбль усадьбы с господским домом, церковью и парком в XVIII веке был одним из лучших образцов русского раннего классицизма на Верхней Волге. Именита усадьба своими создателями - это сам хозяин имения Н.И. Тишинин и известный петербургский гравер М.И. Махаев; а также своими гостями - в 1767 году Тихвино-Никольское посетила императрица Екатерина II. Но всё это в прошлом. До наших дней мало что сохранилось из былого великолепия. Сам дом не производит сильного впечатления. Слишком он прост и весьма руинирован. Зачем же мы туда поехали? Скорее всего нас привлекла история этой усадьбы. И именно ради момента "прикоснуться к истории" мы шли до этой усадьбы пёхом больше часа. Знал бы, что так далеко - не пошёл.
Более часа пешком ради этой руины. И ещё час обратного пути. Конечно, мы не знали, что путь будет настолько долгим. От ближайшего наспункта, где мы оставили авто, до усадьбы 4 км оврагов, пролесков и полей. Поэтому мы то и дело спускались и поднимались, огибали эти проклятые огромные овраги. Заглядывали в каждый лесок, на каждую опушку в надежде увидеть дом, потому как точного его месторасположения не знали. А сам дом невысокий и издалека его не заприметить. Лишь на обратном пути нам попался абориген, который сказал, что никто не пользуется этими тропами, а сообщаются между собой деревни посредством парома из Рыбинска. Что ж, коли добрались, так давайте посмотрим, что мы нашли. Ранее главный дом выглядел так
В XVIII веке это была одна из первых в губернии дворянских усадеб, построенных в стиле классицизма. В составлении её проекта принимал участие сам хозяин имения и известный петербургский гравер М.И. Махаев - носил почётное звание "Академии наук ландкартный гравер и в перспективе мастер" (например, по заказу графа П.Б. Шереметева исполняет альбом видов его знаменитой усадьбы Кусково).
Обширный ризалит на западном фасаде. Внутри была главная зала этого дома - голубой бальный зал.
Необычно выглядят скруглённые углы дома. Обрамлены уцелевшими ещё пилястрами.
Ранее их украшали кованые балкончики, а под ними ниши, возможно для ваз или скульптур.
Особую интенсивность приобрело строительство с весны 1766 года, когда стало известно о запланированной Екатериной II поездке по Волге. В марте-ноябре 1766 года к проектированию, предположительно, был привлечен выдающейся архитектор В.И. Баженов.
Внутри дома была прекраснейшая лестница из мрамора и деревянные расписные под гранит колонны. А что же сейчас внутри дома? Просто так даже и не зайти. В каких-то годах была попытка произвести консервацию.
Внутри полная рахруха, казалось бы...
...но нет, заходим в некогда голубой овальный зал, в котором принимали гостей и устраивались балы.
И видим, что сохранилось несколько фрагментов весьма изящненькой лепнины.
Возможно, внутри кругов были портреты?
В одной из комнат сохранилась лепная потолочная розетка-цветок. Правда, не уверен, что это оригинал.
А в другом месте мы нашли глазурованные печные изразцы. Вот они точно оригинал. Да только три штучки всего.
Более выдающимся в имении был не усадебный дом, а парк. В самом парке находились: грот, обелиски, сооружения для иллюминации, а в аллеях парка размещены скульптуры, декоративные пирамиды и прочие "затеи". Парк был очень большим и разделялся на нижний, "регулярный", и верхний, "пейзажный". В "пейзажном" парке до сих пор существует большой пруд в форме гитары с островом посередине, на котором когда-то была устроена беседка. Кем же был владелец этой усадьбы?
Николай Иванович Тишинин
Принадлежал Николай Иванович к дворянскому роду Ярославской губернии. Землевладелец Рыбинского и Пошехонского уездов Ярославской губернии. Служил в лейб-гвардии Измайловского полка. За участие в государственном перевороте, в результате которого прусская принцесса взошла на русский престол, он был удостоен награды Екатерины II - крупного земельного надела близ города Рыбинска. Владелец усадьбы и нескольких фабрик. Один из ярких представителей просвещенного дворянства. Он сотрудничал в академических и новиковских изданиях. Женат на
Ксении Леонтьевне Тарбеевой
К сожалению, Ксения умерла в возрасте 19 лет. Любитель живописи, Николай Иванович заказал известному столичному портретисту И.Я. Вишнякову два портрета - свой и своей жены Ксении. И.Я. Вишняков передал и портретное сходство заказчиков- лица индивидуальны и достоверны. Эти портреты здесь и представлены. Но Тишинины успели завести всё-таки потомство. Их дочь Екатерина Тишинина, вышла замуж за рыбинского помещика А.О. Кожина, к которому потом и перешла усадьба.
Авторская надпись: "Сей патретъ Екатерины Тишининой рожденной дочери отъ Николая и Ксенiи Тишининыхъ въ 1754 году ноября "15" дня поутру, писанъ въ 1758 году от рожденiя 3-х лbтъ съ половиною въ Великомъ Устюге живописцом, К.С.Beresin". Я,вот, испугался, когда увидел личико этой девочки. А теперь отойдём от главного дома всего несколько метров и рассмотрим стоящую рядом церковь.
Самая ранняя из сохранившихся усадебных построек - церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена в 1764 году.
На удивление рядом с храмом сохранился надгробный камень одного из владельцев усадьбы
"колежскаго асесора и кавалера Николая Александровича Кожина 1786 - 1816"
Весной 1767 года, проезжая по Волге в Ярославль, Екатерина II посетила усадьбу. Сообщения о посещении в мае 1767 Екатериной II усадьбы Тихвино-Никольское были помещены в газетах; известный петербургский гравер М.И. Махаев увековечил это событие специальной гравюрой. Императрица осталась довольна оказанным ей приемом и в знак благодарности подарила хозяину усадьбы золотую табакерку. Специально к её приезду прямо на берегу были возведены триумфальные ворота (не сохранились).
После революции усадебный дом был занят коммуной "Творчество", детским домом, школой, в летнее время использовался под пионерский лагерь, как жилой дом для работников совхоза. В 1980-е здесь ещё проводились субботники по благоустройству усадьбы. Ныне всё заброшено. Власти Рыбинского района попытались сбыть памятник с рук. Потенциальные инвесторы посчитали, что строительство 4-х километровой дороги от Ермаково до Тихвинского будет стоить дороже, чем восстановление здания усадьбы, и отказались от идеи.