Калязин. Колокольня Никольского собора

Feb 03, 2016 09:00





Калязин. Колокольня Никольского собора



В 1930-х годах в связи со строительством гигантской плотины в Угличе и созданием Угличского водохранилища Калязину суждено было большей частью своей, расположенной на берегах Волгой, уйти под воду. Все здания приговоренных районов должны были быть снесены. Троицкий монастырь, храмы и жилые дома были взорваны. Но по какой-то необъяснимой ошибке, допущенной теми, кто отвечал за снос домов, колокольню Никольского собора не успели взорвать, когда уже стала подниматься вода.

1.


После того, как Угличское водохранилище накрыло город, колокольню решили не трогать, оставив в качестве навигационного знака. Долгое время в нижнюю арку колокольни можно было проплыть на лодке. Чтобы стены не разрушилась, наконец было сделано обвалование − вокруг здания насыпана земля, и получился небольшой островок, даже с деревянным причалом.

2.


На колокольню прежде можно было подняться до второго яруса, но сейчас двери крепко заперты во избежание несчастных случаев. Сама она поднимается над водой на 70 метров. К ней ездят экскурсии, на островок высаживают туристов частные лодочки, а палубы проходящих мимо теплоходов всегда густо усеяны пассажирами, которые не могут не посмотреть на стоящую посреди воды колокольню, красивый, величественный и немного грустный символ нынешнего Калязина.

3.


Никольский (Николаевский) собор был построен в 1694 году. Это было типичное для Поволжья XVII века здание, таких храмов сохранилось немало в Ярославской области и вблизи нее. Рядом с собором стояла «теплая» церковь Иоанна Предтечи (1792). Колокольня в пять ярусов, высотой более 70 метров, была пристроена в 1794-1800 годах.

4.


Строительством занимались крестьяне полковника Василия Федоровича Ушакова, владельца села Никитского, которые обязались выстроить колокольню «согласно плану и фасаду», а в случае неудачно выполненной работы за свой счет перестроить ее. Однако, видимо, построили добросовестно. Так добросовестно, что она устояла даже против воды. На ярусе звона было 11 колоколов, самый большой весил 501 пуд (более 8 тонн). Сейчас осталось несколько маленьких колоколов, но в них звонить может разве только ветер…

5.


В наши дни высокая пятиярусная колокольня, один из символов города и всей Волги, отмечает место, где некогда был высокий берег реки, на котором шумела торговая площадь, откуда расходились в разные стороны дороги, а напротив стоял красивый старинный Троицкий монастырь с похожей колокольней, как бы перекликавшейся с Никольской.

6.


Предыдущие посты:

"Теплоходное... Отправление."
"Теплоходное... Углич."
"Теплоходное... Закатное."
"Теплоходное... Кострома."
"Теплоходно-квадрокоптерное. Нижний Новгород.."
"Теплоходное... Казань."
"Теплоходное… Елабуга."
"Теплоходное... Закатное..."
"Теплоходное. Афанасий Никитин и Хирург Разумовский."
"Теплоходное... Ульяновск."

Калязин, Волга, водохранилище, река, путешествие, Мостурфлот, Илья Репин, теплоход, Никольский собор, колокольня

Previous post Next post
Up