Вот я и оцифровал свою статью об английских оккультистах Елизаветинского времени Джоне Ди и Эдварде Келли! Эта страница в истории культуры - изумительная квинтессенция науки, герметизма, шпионажа и мистификаций...
Johannes Dee, Anglus Londinensis...
Впервые этим человеком я проникся, прочтя мистический роман
Густава Майринка «Ангел Западного Окна».
Очерк вышел в 2005-м году в украинском издании журнала Вокруг Света. Огромное спасибо Андрею Всеволодовичу ДМИТРУКУ, что это свершилось. Конечно, в нижеприведённом тексте можно не сразу узнать мой стиль - Андрею Всеволодовичу пришлось подправить мою манеру излагать мысли, придав моим фразам и сентенциям более журнальный, публицистический лад. До сих пор отношение к этому двойственное...
Помимо же того, нужно сказать, что с
книжками Франсис Йейтс я в то время был не знаком. И зря...
Вот ныне мои знания об упомянутом человеке и его окружении претерпели изрядные изменения. Тем не менее, это скорее повод для будущих уточнений... Возможно, - нового очерка...
Пока же - предлагаю свой труд в том виде, в каком он увидел мир в том далёком 2005-м...
Невероятная история Джона Ди
и его помощника Эдварда Келли
стр.42
Европа, середина XVI - начало XVII веков. Эпоха утверждения абсолютизма и первых буржуазных революций, Реформации, породившей многочисленные гражданские войны, и костров инквизиции. Эпоха герметизма (тайнознания) и охоты на ведьм, великих географических открытий и первых колониальных трофеев... Социальная и политическая нестабильность, религиозная конфронтация, крушение старого мира. И в этих условиях, словно в противовес всем бурям и катастрофам, вдруг распускаются яркие цветы неординарных личностей. Гении, страдающие за свои убеждения, творцы, намного опередившие свой век... великие авантюристы и мерзавцы, до сих пор вызывающие восхищение обывателя.
Историки говорят о «Tитанах Возрождения», оккультисты - о расцвете «Великих Посвященных»...
Наш невольный ужас от лившихся тогда потоков крови может уравновеситься разве только восхищением перед титанами. Микельанджело и Рубенс, Бруно и Галилей, Меркатор и Фризиус, Кеплер и Декарт, Шекспир и Бэкон, Сервантес и Кампанелла, Парацельс и Нострадамус, Агриппа и Кардано... А сколько тогда отличилось гениев военной и политической мысли! Маккиавелли и Барли, капитаны Дрейк и Дэвис, граф Розенберг и гетман Сагайдачный... Сколько было великих монархов и правителей! Елизавета Великая и Мария Стюарт, Генрих Четвертый и Филипп Испанский, Максимилиан Габсбург и сын его Рудольф Второй, Густав Ваза и Стефан Баторий, Иоанн Грозный и Борис Годунов...
Удивительно, но факт: большая часть перечисленных личностей так или иначе соприкасалась с человеком, о котором мы намерены рассказать. Иные работали вместе с ним, отдельные - для него или благодаря ему...
Ученый невероятных познаний, переживший четырех королей своей отчизны, Англии; человек, которого желали видеть при своем дворе восемь монархов, чья библиотека количеством и качеством книг превосходила вместе взятые книжные собрания лучших европейских университетов того времени...
Он вошел в историю, как Джон Ди, иначе - Иоганнес Ди Англус Лондиненсис (1527-1608).
При жизни Джон Ди будоражил европейские умы похлеще, чем Нострадамус и Леонардо да Винчи; после смерти - стал прототипом персонажей ранних английских пьес. Полагают, что с него «списаны» главные герои таких драм, как
«Легенда о Докторе Фаусте» Кристофера Марло и шекспировская
«Буря»,
«Алхимик» Бена Джонсона и
«Гудибрас» Батлера... а возможно, отчасти и герой вечного романа Сервантеса
«Дон Кихот»!
Впоследствии, почти на триста лет, Европа словно позабыла о Ди. Его имя вспомнили вновь лишь в самом начале двадцатого века. Тогда, в качестве одной из публикаций редких манускриптов, были переизданы в Британии дневники ученого (впервые вышли в свет под редакцией
Мерика Казобона, в 1659), а в 1909-м Шарлотта Фэлл-Смит выпустила
фундаментальное исследование жизненного пути полузабытого мыслителя.
В 1927-м году увидел свет роман Густава Майринка о Джоне Ди
«Ангел Западного окна», который вызвал немалый резонанс, хотя многими был не понят. Из послевоенных произведений о нашем герое стоит назвать прежде всего
«Дом доктора Ди» Питера Экройда, а из самых новых -
«Эгипет» фантаста Джона Краули.
За последние сорок лет жизни и духовному наследию Ди посвятило свои труды немало ученых. Но, невзирая на большое число вышедших монографий, до сих пор весьма живучи всевозможные мифы, связанные с этой личностью.
стр.43
Так, поныне в ходу версии о некоем магическом вмешательстве Ди в столкновение британцев с «Непобедимой Армадой» короля Испании, посланной на завоевание Англии.
Как известно, морские силы испанцев были тогда почти вшестеро больше, чем у англичан, - но неожиданная мощная буря у берегов Англии разметала вражеский флот. Более того, даже не одна буря, а три подряд в разных местах! О том, что Ди якобы способен был вызывать ураганы, толковали еще его современники (чем охотно воспользовался
Уильям Шекспир, создав драму «Буря» и в ней образ мага Просперо). Ходили слухи и о некоей ведьме, каковую якобы подослал Ди на вражеские корабли. Подобные суждения до сих пор можно найти в интернетных статьях...
Многие биографы вообще переоценивают Ди, как «придворного чародея» Елизаветы Английской (так, Р.Х. Робинс прямо называет его «Мерлином королевы Елизаветы»). Конечно же, Елизавета была женщиной суеверной; так, она позволила короновать себя лишь через несколько месяцев после восшествия на престол, приурочив коронацию к дате, обозначенной доктором Ди в гороскопе. Известно также, как всполошился двор, когда в королевском парке обнаружили куклу-Елизавету с острием в тряпичной груди; конечно же, избавить монархиню от чар «энвольтования» призвали именно Ди.
И все же, большая часть подобных выводов изрядно надуманна.
Считают, что Джон Ди не только изобрел название своей страны «Britannia», но и разработал для империи флаг и прочую символику. Но это такая же красивая легенда, как и рассказ о том, что якобы
Френсис Дрейк внедрил традицию отдавать честь «под козырек»; таким образом моряки будто бы прикрывали глаза при виде «ослепительной» Елизаветы...
Пишут: «Джон Ди - изобретатель роботов и телескопа».
Это - сильное преувеличение. Но он действительно интересовался механикой и, будучи еще подростком, собрал летающего механического жука для театральной постановки. Кстати, театр - это та сфера, с которой Ди был связан столь же прочно, как с мореплаванием и навигацией. Он вправду разрабатывал механику и архитектуру сцены; более того - спроектировал для
Бёрбеджа дизайн театра «Глобус», где впоследствии ставил свои пьесы Шекспир.
С призмами и зеркалами Ди также экспериментировал; в его планы входило обеспечение полковых офицеров и капитанов флота оптическими приборами - фактически, подзорными трубами. Реально же существовал находившийся в его библиотеке непосредственный предок телескопа -
«радиус астрономикус». [+
см. также]
Среди приборов, изобретенных Джоном Ди, можно назвать «парадоксальный компас» со стрелкой в виде «философского Меркурия».
Особый раздел легенд, связанных с Ди, представляют рассказы о его занятиях спиритизмом, о созданном им
«языке ангелов» (иначе - «енохианском»), о его близости к
ордену розенкрейцеров*. Нашего героя называли даже новым Иоанном Богословом, пережившим потрясающий опыт божественного откровения...
Во всяком случае,
«енохианский» язык ныне признан достаточно логичной и функциональной лингво-системой; ему посвящено несколько словарей и исследовательских работ.
Связь Ди с розенкрейцерами интересно раскрывает
исследовательница Франсис Йейтс.
стр.44
В принципе, такое произведение нашего героя, как «Иероглифическая монада», действительно вдохновила нескольких крупных мыслителей XVII века, имена которых напрямую связаны с движением розенкрейцеров.
Своеобразным розенкрейцерским манифестом называют и упомянутую нами «Бурю» Шекспира.
Теперь же взглянем пристальнее на судьбу этого человека - удивительную книгу его жизни.
Родился Джон Ди (John Dee) в Лондоне, 13 июля 1527 года, в семье Роланда Ди и Джейн из семьи Уайльд.
Отец Джона, небогатый дворянин, состоял в числе личной прислуги у
короля Генриха VIII.
Родовые корни по отцу уходили в древний Уэльс; детали герба Ди связывали их род с
Родериком Великим, легендарным валлийским принцем.
Мальчика обучали грамматике и латыни сперва на дому, затем в Хельмсфордской приходской школе в Эссексе. Джон показал себя образцовым учеником.
С 1542 года пятнадцатилетний отрок Ди числится в студиозусах Кембриджского колледжа Св. Иоанна. Вундеркинд-математик, он всего за четыре года получает степень бакалавра искусств.
[каюсь, в то время я правда не знал, что в протестантском обществе того времени социальным совершеннолетием считались именно 15 лет! И к девятнадцати у многих были уже либо лицензии бакалавров, либо старший офицерский чин, либо прибыльный бизнес...]
Режим дня юного Ди просто невероятен: оставляя четыре часа в сутки на сон и два - на еду и развлечения, Джон отводит на занятия... 18 часов! Вычитается лишь время на молитву (вопреки всем россказням о «дьявольщине», Ди всю жизнь был достаточно набожным человеком). По-видимому, такой распорядок был возможен лишь благодаря железному от природы здоровью. В ту пору, когда возраст в сорок лет считался старостью, наш герой прожил, и далеко не размеренной жизнью, восемьдесят один год...
После выпуска в 1546 юный талант был рекомендован в новый элитный королевский колледж Св. Троицы, недавно основанный Генрихом VIII. Более того, Ди сразу стал членом Ученого совета (Fellowsheep) - общественной организации студентов-стипендиатов Кембриджа.
Здесь он изучает греческий язык и литературу, труды античных классиков математических наук и натурфилософии, прежде всего -
Пифагора и
Эвклида.
Тогда же Ди проявляет интерес к астрономии; в том же 1546 году он, девятнадцатилетний бакалавр, издает свои «Эфемериды». В башне колледжа им было сделано более тысячи наблюдений.
Ди занимается и астрологией: его умение составлять гороскопы станет известным достаточно скоро.
Именно тогда, в студенческой постановке
«Мира» Аристофана, вызвал фурор его механический жук, возносившийся к бутафорскому Олимпу. Иные авторы сейчас проникновенно заявляют, что из-за жука Ди был обвинен в колдовстве и правление колледжа якобы изгнало его из рядов студентов.
На самом деле, согласно данным, собранным
Шарлоттой Фэлл-Смит, ничего подобного не было. Учебный год Ди окончил весьма успешно, никаких санкций никто против него не применял.
стр.45
Впрочем, публика в тот вечер была, конечно же, испугана, и слухи об «оккультных штучках» нашего математика разошлись довольно широко...
В 1547 Джон Ди предпринимает вояж в Нидерланды, где близко сходится с известнейшими картографами и геометрами того времени -
Геммой Фризиусом и его учеником
Герхардом Меркатором.
Гемма Фризиус и Герхард Меркатор
Вернувшись, студиозус дарит Ученому совету новейшие разработки своих новых друзей - астрономические измерительные приборы Фризиуса и два глобуса мира Меркатора. Вслед за этим Ди получает звание магистра искусств и аттестат, позволяющий продолжать обучение в других странах.
Астролябия и армиллярная сфера
Впоследствии все трое - Ди, Фризиус и Меркатор - собираются в герцогстве Брабант, в университете города Лювэна. Они погружены в работу, имеющую целью создание первого в Европе глобуса небесного свода, по модели
Николая Коперника. Глобус был завершен в 1551 году; его копия впоследствии украшала мортлейкскую библиотеку Ди.
В Лювэне же Ди углубляется в алхимические и оккультные труды знаменитого
Корнелия Агриппы из Неттесгейма. Немало профессоров и магистров университета знало сего ученого мужа лично - он умер сравнительно недавно. Думается, именно сочинения Агриппы дали Джону Ди системное представление о герметическом мировоззрении.
С тех самых пор магия, наука и политика стали в его сознании составляющими единого Искусства...
После торжественного выпускного экзамена, на котором присутствовали представители императора Карла V, послы Италии и Испании, герцоги Мантуи и Медина Чели, ученые мужи от короля Дании, - Ди, наконец, отправился домой. Путь пролегал через Францию.
В Париже 23-летнего магистра перехватили коллеги и упросили дать публичную лекцию. Она состоялась в Реймсе и длилась... три дня. То был открытый
курс по Эвклиду - «Математика, физика и пифагорейство». Наплыв слушателей превзошел все ожидания - одних парижских студентов собралось почти четыре тысячи!
После такого успеха сам
император Карл предложил Ди стать его личным придворным лектором при Парижском университете. Он был лишь первым из монархов, звавших ученого на службу... Переписку с Ди повели представители университетов Орлеана, Гейдельберга, Страсбурга, Вероны, Падуи, Болоньи, Рима, многих других центров науки и образования.
Джон возвратился в Англию осенью 1551. Государь Генрих VIII уже три года как почил с миром.
«Король умер - да здравствует король!» Отныне на престоле находился юный
Эдуард VI Тюдор.
Юный король, придворные и Хью Латимер
Молодого гения математики рекомендовали госсекретарю, лорду Барли; тот, в свою очередь, устроил Ди аудиенцию у государя...
стр.46
Джон посвятил королю две книги собственного сочинения: руководство к небесному глобусу и астрономический учебник («De nubium, solis, lunae, ас reliquorum planetarum, etc.»). В итоге магистр Ди уже весьма скоро стал доктором.
Самый могущественный в Англии вельможа,
Джон Дадли, герцог Нортумберлендский, усмотрел в нем достойного наставника для своих детей. Старший сын Дадли, Роберт, граф Лейстер, особо тесно подружился с ученым, охотно изучая у него математику и магнетизм...
Тем временем Ди окончил еще две монографии: «Причина приливов и отливов» и «Философские и политические события и имена небесных астеризмов». Обе работы - по заказу леди Джейн, герцогини Нортумберлендской.
Герцог Нортумберленд и его сын Роберт Дадли
[Точнее так: вернувшись в Англию, Ди в феврале 1552 поступил на службу к
графу Пемброку, а уже в конце того же года - к герцогу Нортумберлендскому. В том же году Ди познакомился в Лондоне с
Джероламо Кардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.]
В июле 1553 года король Эдуард VI скончался в возрасте шестнадцати лет. На престоле воцаряется фанатичная, жестокая
Мария Тюдор, прозванная «Марией Кровавой». Ди тотчас же вызывают во дворец - делать гороскоп для новой королевы. Там ученый встречается и с молодой принцессой Елизаветой Тюдор.
король Эдуард Тюдор (1550) и принцесса Елизавета Тюдор (1546/47)
Гороскоп сделан и для нее, причем весьма оптимистичный, в отличие от предсказания судьбы ее болезненной сестры - королевы. Для Марии Джон Ди усмотрел в небесах смерть скорую и без потомства... Очевидно, такой гороскоп не мог понравиться «Кровавой».
Начинаются козни против Ди. Некий Джордж Феррюс делает письменное заявление, объявляя Джона зловредным колдуном, повинным в смерти его, Феррюса, детей и в покушении на жизнь ее величества посредством чародейства.
Надо ли говорить, что наш герой оказался в Тауэре?!
Весьма скоро по подозрению в заговоре и измене там же очутились и
Роберт Дадли, и даже (хоть и ненадолго) сама Елизавета.
стр.47
По-видимому, заключение и тяготы режима Марии особо сплотили этих троих... Мария же и в самом деле «разошлась» - наскоро был создан английский аналог инквизиции, комиссия по делам еретиков во главе с епископами Гардинером и Боннером. Католики торжествуют и срывают злобу на приверженцах англиканства: заживо сожжен сподвижник покойного Генриха VIII, архиепископ Кентерберийский, старик
Томас Кранмер...
[Уточняем: В августе 1553 был арестован отец Джона, Роланд Ди. Вскоре он был отпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы. Значительное наследство, которое позволило бы Ди до конца жизни посвятить себя научным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно.
Несмотря на серьёзные финансовые трудности, Ди в 1554 отказался от предложения занять должность профессора математики в Оксфордском университете. Причиной отказа послужило недовольство Ди системой образования в Англии, в которой, по его мнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики (вместе с логикой составлявших академический тривиум) в ущерб более сложным искусствам квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия).]
Занятно, что допрос у Боннера, неистового гонителя «еретиков», обошелся Джону легким испугом. Епископ оказался полностью удовлетворен верой «раба божьего Ди»! Но и эту победу духа приписали чарам «колдуна». Двор продолжал шептаться...
Оказавшись на свободе, в 1555 году Ди предлагает проект учреждения «Государственной национальной библиотеки книг и манускриптов», где должны храниться также предметы старины (и это за двести лет до создания Британского музея!). Он ратовал за поиск и охрану исторических памятников Англии. Убеждал в необходимости копирования редких манускриптов из других библиотек, например, из Ватиканской. Увы, все это было проигнорировано властью.
Тогда Ди взялся собирать собственную коллекцию книг и раритетов.
С воцарением Елизаветы настал, пожалуй, «звездный» период Джона Ди.
Как мы уже говорили, королева относилась к прогнозам Ди столь внимательно, что даже для коронации выбрала дату, рекомендованную его гороскопом, - 15 января 1559 года, на два месяца позже своего фактического восшествия на престол.
Затем Ди был назначен придворным астрологом. Отныне доктора нередко вызывали для прогнозов и расчетов во дворец Уайтхолл. Главным же фаворитом королевы стал бывший ученик и преданный друг Ди, Роберт Дадли, граф Лейстерский.
Уильям Сесил, лорд Барли, первое лицо королевского Тайного совета, тоже жаловал нашего героя...
Теперь он подписывается «Иоаннес Ди, Лондиний», т.е. «Джон Ди из Лондона».
очередная алхимическая презентация королеве
1560-ые... Ди предоставлены средства и лаборатория. Кроме того, как доверенное лицо королевы и Сесила, Джон совершает дипломатические поездки - например, в Германию.
У Ди был особый дипломатический паспорт, верительные письма королевы в посольства крупнейших стран Европы и пара слуг-курьеров вкупе с лошадьми и экипажем. Свои отчеты о поездках он подписывает символом «007»!
Весьма вероятно, - поскольку английская разведка уже тогда получила немалое развитие, - что в заморских краях Ди был «агентом на службе ее величества». А символ позаимствовал писатель Йен Флемминг, создавая своего Джеймса Бонда... Правда, достоверных данных о Ди-шпионе не имеется, но косвенные - многочисленны.
Даже изобретенный им
«енохианский язык» некоторые комментаторы не прочь считать шифром для секретной переписки с Тайным советом во время европейских турне доктора.
Да и сама Елизавета упоминает Джона Ди, как свои «вездесущие глаза»...
Вот Ди встречается с
Максимилианом II Габсбургом и презентует императору Священной Римской империи экземпляр посвященного ему труда.
стр.48
Это - знаменитая
«Иероглифическая Монада», глубоко научный, необыкновенно мистический и до обидного не понятый современниками концепт, согласно которому все основные знаковые системы восходят к единому, многоплановому символу. «Монада» предлагает также стройное понимание взаимосвязи элементов Вселенной.
Император любезно предложил Ди службу, и на хороших условиях, однако ученый не пожелал изменить своей королеве. Кроме долга, его с Елизаветой связывала и достаточно близкая дружба. Королева неоднократно навешала Ди в его имении, в Мортлейке - и, наоборот, частенько зазывала его к себе, в Ричмонд либо Гринвич.
"Monas Hieroglyphica" & "The perfect Art of Navigation"
Чем бы ни занимался Ди, он никогда не забывал о любимой с юности картографии.
В его комментариях к картам Меркатора видны трезвый ум и глубокое понимание условности всяких схем Земли. Ди пишет:
«Теория меридианов Меркатора, пригодная для практической навигации, неприменима для всякой иной навигации. Во-первых, нет оснований принимать Полярную звезду за центр, во-вторых, нельзя разделить окружность на равные доли.
Радиус не измеряет круг, а только позволяет дать на плоскости понятие о круге».
Те же качества отличают и его вступительное слово к
«Началам» Эвклида.
По сути, это гениальный компендиум (полное собрание) научной мысли того времени. Ди утверждает истинно герметическое понимание взаимосвязи всего сущего - хотя, конечно, излагает свои мысли в терминах того времени. [Цитируя Агриппу,] он пишет:
«Магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия, венец благороднейшей философии. Как всякая истинная философия, она разделяется на физику, математику и теологию.
Физика учит нас о природе вещей, существующих в мире, об их причинах, действии времени и месте, о явлениях, о совокупности и частях.
Математика учит нас познавать природу в трех протяжениях и наблюдать движения небесных тел.
Наконец, теология учит нас, что такое Бог, душа, разумные существа, ангелы, демоны и религия.
(...) Магия соединяет в единое целое эти три науки и дополняет их, почему она по праву, с древнейших времен, называется высочайшей и священнейшей из наук. Если кто хочет заниматься этой наукой, будучи неопытен в физике, неискушен в математике и несведущ в теологии, то он не поймет смысл магии, ибо магия сама не выводит ничего, и нет такого действенного магического произведения, которое находилось бы в связи с названными тремя науками» («De occulta philosophia»).
Как видим, никакой переклички с обывательским пониманием магии, как «колдовства» или «порчи»! Пожалуй, лишь теперь наука приходит к столь же связному, синтетическому пониманию мира...
Максимилиан II Габсбург и юный эрцгерцог Рудольф (1567)
Во «Вступлении» Джон Ди обстоятельно описывает все сферы применения математики; словно воскрешая в памяти курьезный эпизод с жуком, доходчиво разъясняет основы механики и принципы работы механизмов, включая говорящие и ходящие статуи, подводную камеру; говорит о свойствах оптики и зеркал.
стр.49
Принципы работы навигационных приборов и своего изобретения - «парадоксального компаса» - доктор излагает в отдельной монографии, двухтомнике «Общие и частные записи, касающиеся совершенного искусства навигации».
К тому времени сорокатрёхлетний Ди обосновался в Мортлейке - родовом гнезде своей матери, с которой они вели совместное хозяйство. Отец ученого, Роланд Ди, к тому времени уже скончался. Там Джон собирал библиотеку, которая к 1581 году насчитывала более четырех тысяч томов. Там же была и его личная кунсткамера - «наш музей», как Ди писал Елизавете.
В 1571 Ди слег с тяжелой болезнью (какой именно, нам выяснить пока не удалось). Королева послала к нему своих лучших хирургов. Шарлота Фелл-Смит, которая вообще сомневается, занимался ли Ди шпионажем, в кои-то веки упоминает о «некоем тайном задании её величества», повредившем здоровье доктора. Впрочем, она делает вывод, что подобное испытание организму Джона Ди могли принести и алхимические эксперименты.
Но мы не зря похвалили железный организм Ди! Он поправился довольно скоро - и снова взялся за поездки по Европе... Весьма скоро Джон предлагает обеспечить офицерский состав флота подзорными трубами: к сожалению, проект не воплотился. Примерно тогда же он выдвигает и идею нулевого гринвичского меридиана...
Кажется, только в ту пору рождались люди-вселенные, универсальные гении, умевшие совместить в себе теоретиков, экспериментаторов, педагогов, придворных, дипломатов, разведчиков... Интересы Ди безгранично широки.
Тихо Браге и его Ураниборг
В 1572 он пишет в Лейден о нашумевшей тогда сверхновой звезде, открытой великим датским астрономом
Тихо Браге в свозвездии Кассиопеи (многие видели в ней особый знак). К слову, с самим Браге доктор тесно общался и вёл плодотворную переписку...
В 1575 году, 48 лет от роду, Джон Ди вступил в свой первый брак. По неясным причинам, новоиспечённая супруга, чьё имя история нам не сохранила, внезапно умирает спустя год. Причем, сей момент совпадает с дружеским визитом королевы, чьи замки располагались вблизи от Мортлейка...
Но и дружба Елизаветы не смягчает трагедию Ди. Он потрясен - и, видимо, для обретения душевного равновесия, весь уходит в исследования.
Однако три года спустя Джон снова женится - на 22-хлетней Джейн Фромонд.
Какое-то время в доме хозяйничают две Джейн Ди - свекровь и невестка; но 1580 год забирает у Джона мать... Первый отпрыск, Артур, рождается у супругов 13 июля 1579 года - та же дата, что и у отца!.. А всего у Ди будет восемь детей, хотя переживут его только шестеро (два сына и четыре дочери).
стр.50
В конце 1570-х доктора Ди вовлекают в «Московскую компанию» - торгово-дипломатическое представительство, контактирующее с Восточной Европой и, в частности, с Московской Русью. Как раз тогда
Иван IV начинает «завинчивать гайки» английским купцам; Ди просят спроектировать объездной путь в Китай мимо Москвы.
Трудясь над проектом, Джон связывается с англичанами, живущими в Московии. С ним дружат Ричард и Гарри Ли (последний в будущем - посол ко двору
Бориса Годунова).
Доктор намечает возможные маршруты по Северному Ледовитому океану, а также к Гренландии и Ньюфаундленду; составляет персональные карты для капитанов
Мартина Фробишера и
Фрэнсиса Дрэйка. Своими знаниями Ди оказывает помощь и мореплавателю сэру
Уолтеру Рэйли, и капитану
Джону Дэвису...
[Более того, в 1576 году вместе с Мартином Фробишером он пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток.
И есть даже занятные очерки о том, что
Ди разрабатывал сакральную архитектуру английских первопоселений в Америке.]
Интересно - и вполне в духе времени - то, что Ди также разрабатывает правовую основу для
овладения Англией землями Нового Света, обосновывает понятие
«Британская империя»; по сути,
готовит теоретическую базу британского колониализма!..
С 1580 Ди усердно экспериментирует в области кристалломантики, гадания с помощью кристаллов.
Кроме «магического кристалла» в форме глобуса, у Джона были и другие «для контактов с миром иным», включая мексиканский обсидиан.
Однажды он счел удачным очередной опыт: «Я увидел!» - записывает доктор в дневнике. Но впоследствии Ди станет искать себе медиумов, людей с особой чувствительностью, поскольку сам видел в гранях кристаллов разве что тени, да и то - неясные, а голосов не слышал вовсе. Как же все-таки случилось, что блестящий математик, картограф и механик, астроном и лингвист-библиофил впал в медиумизм? По-видимому, многое тут объясняется самим временем, эпохой, в которую жил Джон Ди.
По мнению биографа Ди Евгения Головина, даже поиски северных путей велись в плане не столько физической, сколько метафизической географии. Он приводит следующую цитату из Ди:
«Надо понимать, что живая изменчивость пространства искажает геометрические аксиомы. Сумма углов треугольника, равная сумме двух прямых, есть правило этики, а не свободной математики».
А свои попытки
через кристалл связаться с миром духов и ангелов доктор, возможно, начал благодаря влиянию Корнелия Агриппы Неттесгеймского. Тот писал так:
«Мир имеет троякий характер: стихийный, небесный и интеллектуальный; все низшее управляется высшим и от него получает свою силу. Так, сам Прообраз и Творец мира изливает силы своего могущества через ангелов, небеса, звезды, стихии, животных, растения, металлы и камни и через них на нас, людей».
Сверх того,
аббат Тритемий незадолго до описываемых событий выпустил труд «Искусство вызывания духов с помощью кристаллов», где фактически излагается основа всего того, чему Ди посвятил последующие семь лет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ - СЛЕДУЕТ! (см.
Часть 2 и
Часть 3)
UPD: NB!
см.
Книга Шарлотты Фелл-Смит.
The Early Alchemical Reception of John Dee’s Monas Hieroglyphica+
Angels in the DNA: The Emerald Modem and Dr. Dee’s Ophanic Language,
The Ophanic Alphabet (Part Two): A Search For Meaning, а также
John Dee and Edward Kelley’s Great Table (or, What’s This Grid For, Anyway?)