Согласно намеченному плану, «столицы» вымышленной «страны пейсов западных славян» я решил выделить в отдельный пост. Это те города, где сохранилось множество объектов этой виртуальной страны, - Прага и Краков. Первую часть можно увидеть
здесь.
Прага ночью. Карлов мост и собор св. Вита
Итак, Прага. Если читатель там не был, то очень рекомендую рано или поздно побывать. Трудно даже сказать, чем Прага особенно знаменита - Старым ли Местом с астрономическими курантами, или Карловым мостом со скульптурами, или Градом (замком) с собором св. Вита, или всем этим и многим другим в совокупности. Чтобы не быть голословным в своём восхвалении, я разместил над катом свой ночной снимок Карлова моста с собором св. Вита. Со Старым же Местом будет связано дальнейшее повествование о Праге. Но и Карлову мосту достанется чуть-чуть внимания.
Пинкасова синагога
Маршрут по пражскому островку «страны пейсов» мы начинаем со скромной Пинкасовой синагоги на улице Широкой. Она расположена в Старом городе (Staré Město), в микрорайоне, который называется Йозефов в честь императора Иосифа II, правившего Священной Римской Империей в конце 18 века. До него этот микрорайон являлся еврейским гетто. Сей просвещённый монарх уравнял евреев в правах с остальными подданными и в частности упразднил гетто и разрешил евреям селиться вне его стен.
Предвижу вопрос моего любознательного читателя: что там вдалеке, в створе Широкой улицы? Ответ: в ближнем далеке - Рудольфинум, пражская филармония, центр музыкальной жизни чешской столицы. В совсем дальнем далеке - Белая башня Пражского Града.
Пинкасова синагога открывает экспозицию Еврейского музея, разбросанную по еврейским объектам Йозефова. В этом здании - мемориал жертв Холокоста. 80 тысяч имён погибших в Богемии и Моравии написаны художником вручную на внутренних стенах синагоги. Пусть не 6 миллионов, но впечатляет!
Старое еврейское кладбище и Клаусова синагога
Выйдя из синагоги Пинкаса, мы сразу попадаем на старое еврейское кладбище, следующий объект Еврейского музея и едва ли не самое знаменитое еврейское кладбище на свете. Посмотрите, как плотно расположены надгробные камни. История тут вот какая. Богемские короли не разрешали евреям приобретать землю для кладбищ. Всё, что у евреев было, - вот это кладбище в центре Праги. Когда свободная земля для захоронений заканчивалась, они, не нарушая традицию, запрещающую тревожить кости усопших, извлекали из земли надгробные камни, делали новое захоронение, засыпали его землёй и размещали старый камень поверх свежей могилы, рядом с новым. Местами захоронения делались в 12 слоёв! При этом и камни располагаются, условно говоря, в 12 раз плотнее, чем на обычном кладбище; к ним просто не подойти. В таком режиме кладбище существовало в течение нескольких веков. Император Иосиф прекратил издевательство над евреями и разрешил им открывать новые кладбища, а это старое закрыл для захоронений.
Обратим ещё внимание на Клаусову синагогу в левой части снимка. Как и Пинкасова синагога, она принадлежит музею. В ней размещены его экспозиции; службы не проводятся.
Хевра кадиша. Вид с кладбища
Мы всё ещё на кладбище, но приближаемся к выходу. Изящное неороманское здание начала 20 века - Хевра кадиша, что в очень вольном переводе с иврита означает «похоронное братство». Здесь размещались ритуальные помещения при кладбище. Сейчас тут экспозиция Еврейского музея.
Столь молодое здание «страны пейсов» в Йозефове - явление уникальное. В целом после решений императора Иосифа по еврейскому вопросу движение шло в противоположном направлении. Богатые, независимые от общины евреи покидали границы бывшего гетто и селились в более престижных районах. Их дома ветшали, и на их месте возникали новые, в которых селились уже чехи. Процесс ускорился в конце 19 века, когда император Франц-Иосиф решил перестроить Прагу по модели Парижа. В этот период разобрали большинство остававшихся в Йозефове зданий старого еврейского гетто, а через его центр проложили современную улицу из больших красивых богатых домов. Назвали её, конечно, Парижской. А всё, что осталось от старого Йозефова, мы сегодня увидим.
Староновая синагога на фоне Парижской улицы
Староновая синагога - древнейшая сохранившаяся синагога Европы, и к тому же действующая. Названа она так потому, что когда-то была Новой, а по соседству находилась ещё более старая. Впоследствии, когда появились более новые синагоги, называть эту синагогу Новой не поворачивался язык, и она стала Староновой. Ныне вход в эту действующую синагогу открыт и для туристов, хотя в состав Еврейского музея она не входит.
Синагога эта не просто самая старая, но и самая знаменитая и легендарная. Легенды эти связаны со знаменитым рабби Махаралем и, вероятно, не менее знаменитым големом, которого Махараль слепил из глины на чердаке Староновой синагогии и затем оживил при помощи своих выдающихся кабалистических знаний. Это было существо сказочной силы и столь же сказочной глупости. Оно защищало евреев от враждебно настроенных соседей и выполняло мелкие поручения. Когда его функция по устрашению соседей была выполнена, а вред от его глупости стал превышать пользу, Махараль при помощи той же каббалы перевёл голема в неживое состояние и оставил на чердаке синагоги. За века, прошедшие после этой удивительной истории, были неоднократные попытки проникнуть на чердак и оживить голема в тех или иных целях, но все они заканчивались трагически. В последние годы лестницу, ведшую на чердак, разобрали, чтобы никто не тревожил покой голема. А совсем недалеко отсюда, у стен Новой ратуши, покой пражан бережёт бронзовый рабби Махараль.
На заднем плане - Парижская улица со своими изящными, очень пражскими неороманскими башенками.
Староновая синагога, Высокая синагога и Еврейская ратуша
На следующем кадре сконцентрировались сразу 3 объекта нашей воображаемой страны пейсов. Староновую синагогу читатель уже узнал. Справа от неё мы видим ещё одну башенку Парижской улицы. Следующее за ней здание - Высокая синагога. Молельное помещение находится на втором этаже, что, возможно, дало название синагоге. Хоть первый этаж и принадлежит Еврейскому музею, составляя часть его экспозиции, второй этаж для туристов закрыт.
Очень любопытное здание в стиле рококо находится справа. Это - еврейская ратуша. Еврейская ратуша? Это вдвойне необычно. Городам не нужны две ратуши. Ратуша Старого Места находилась на Староместской площади. Зачем ещё одна, и тем более еврейская? Ответ таится в чешской истории, а именно в Тридцатилетней войне. Эта война трагично отразилась на жителях Богемии. В 1648 году шведы оккупировали всю страну. Оставалось только несколько замков и укреплённых городов-крепостей, где чехи сохраняли независимость. Одним из них было пражское Старе-Место. Уже пали Мала-Страна, Градчаны и Нове-Место, но жители Старого города, укрывшись за крепостными стенами, смогли удержать свой город. Существенную роль в обороне города сыграли евреи. Они защищали крепость со стороны Карлова моста, препятствуя наступлению захватчиков со стороны Малой Страны. В благодарность жителям еврейского гетто за оборону Старого Места император позволил евреям иметь свою собственную ратушу.
Конечно, у каждой ратуши есть часы; у этой их аж три штуки. Посмотрим на те, что на крыше, под шпилем. Вместо привычных нам цифр (арабских или римских) - буквы алеф, бет, гимел, далет и дальше до 12. И по расположению букв видно, что часы идут против часовой стрелки, подобно тому, как еврейские тексты читаются справа налево. Вот это - примета настоящей еврейской ратуши!
Майзелова синагога
Синагога Майзела расположена на одноимённой улице, на которой, кстати, также находятся Староновая синагога и Еврейская ратуша. Одно это заставляет предположить, что этот Майзел был богатым и влиятельным человеком. И действительно, он был купцом, старостой еврейской общины, меценатом и ни много ни мало финансистом императора Священной Римской Империи Рудольфа II, выбравшего Прагу местом своей резиденции.
Синагога построена на средства Майзела в конце 16 века. Неоготический вид она приобрела в период реконструкции Йозефова в конце 19 века. В этой синагоге сейчас службы не ведутся, она служит исключительно целям Еврейского музея. В момент моего визита в Прагу вход был закрыт, и я, отойдя на другую стороны улицы, встав на цыпочки и вытянув руки с камерой к небу, смог более или менее полностью запечатлеть всё здание. Похоже, при этом немного завалился горизонт; уж не обессудьте.
Испанская синагога
На Широкой улице, с которой мы начинали маршрут по еврейской Праге, находится самая молодая синагога Йозефова - Испанская. Названа она так, видимо, из-за особенностей интерьера - сейчас мы их увидим. Синагога построена в 19 веке, при императоре Франце-Иосифе. На её месте стояла обветшавшая к тому времени Старая синагога, ещё более древняя, чем Староновая.
Внутри Испанской синагоги
Столь роскошное убранство не очень характерно для ашкеназских синагог Европы. Они обычно скромнее. Существует версия, что Испанская синагога, как и её предшественница, принадлежали якобы существовавшей в Праге сефардской общине. К этой версии хорошо подходит название синагоги, ведь сефарды происходят из Испании, да и называются в её честь. Однако крупный знаток еврейской ономастики А. Бейдер считает эту гипотезу маловероятной. За редкими исключениями сефарды и ашкенази не уживались друг с другом в одном городе Европы (кроме Италии). Следовательно, и в Праге, считает Бейдер, жили только ашкенази.
Иерусалимская синагога
Очень красивая снаружи и изнутри Иерусалимская синагога построена в начале 20 века в смешанном архитектурном стиле с преобладанием так называемого неомавританского стиля, распространённого в ту эпоху в синагогостроительстве (вспомним, например, Петербургскую хоральную синагогу). Она расположена на Иерусалимской улице и названа в её честь. По случайности синагогу построили на старинной улице именно с таким, очень подходящим для синагоги названием. Эта синагога действующая, но и для туристов открыта.
У внимательного читателя может возникнуть вопрос: как случилось, что всё это изобилие синагог никак не пострадало за много лет нацистской оккупации. Дело в том, что нацисты, без всяких колебаний производившие в Богемии и Моравии окончательное решение еврейского вопроса и разрушавшие синагоги, собирались устроить в Праге музей «исчезнувшей еврейской расы» и собирали в пражских синагогах ценности из других синагог страны. Несколько еврейских учёных, исполнявших эту работу, были по выполнении задания отправлены в Аушвиц. А из собранных артефактов после войны был создан Еврейский музей.
На этом у меня всё по Праге. Думал включить сюда и Краков, но решил оставить его на третий пост.
Завершение цикла -
здесь.