Пейсы западных славян

Jul 30, 2023 00:49


Какие-такие пейсы у славян? - спросит внимательный читатель, и будет прав. Нет у славян пейсов, ни у западных, ни у каких. Пейсы бывают у евреев. Вопреки названию поста, мы не будем углубляться в тему пейсов. Да и западные славяне не станут нашими сегодняшними героями. Речь пойдёт об увиденных мной памятниках еврейской истории в трёх странах западных славян - Польше, Чехии и Словакии.



Иерусалимская синагога в Праге



И всё же о заголовке. Он имеет долгую предысторию. Двести лет назад Проспер Мериме задумал скататься в Иллирию (территорию, сотню лет спустя ставшую Югославией), записать там местный фольклор, со всеми этими вампирами, сглазами, колдовством и прочей малоизученной чертовщиной, издать свои записи на родине, разбогатеть и прославиться. Но оказалось, что денег у него на поездку не хватает, и план был изменён: описание путешествия было издано раньше самого путешествия. Кое-кто принял мистификацию за чистую монету, и в их числе Наше Всё, Александр Сергеевич. Он издал стихотворный перевод под названием «Песни западных славян». Потом были сомнения, письмо в Париж, извинения от Мериме и т.д. Вполне возможно, что всё было не совсем так или даже вовсе не так. Факт в том, что Пушкин написал «Песни западных славян», где со слов Мериме пересказал фольклор южных славян, и в том, что я теперь пишу «Пейсы Западных Славян». Конкурировать с гением я, конечно, не в силах, но отмечу несомненные достоинства с моей стороны: я буду писать о том, что видел сам, сопровожу фотографиями, которые сделал сам, и, наконец, славяне в моём случае если и появятся, то будут действительно западными, а не южными.

Земли западных славян я посетил трижды, когда с одной, а когда и с двумя дочерьми. С чего правильнее начать, не знаю, поэтому пойду в простом хронологическом порядке, не особо связанном с географией.

8 августа 2014. Либерец, Чехия



Ограда еврейского кладбища в Либереце

Либерец - старинный городок к северу от Праги. Он помнит Тридцатилетнюю войну и знаменитого Валленштейна, но самое красивое, что мы в нём нашли, - это роскошное здание ратуши, построенное в начале 20 в. при австрийцах.

Судя по столь солидной ограде еврейского кладбища, в городе была крупная и сильная еврейская община. Внутрь мы попасть не смогли, но впереди был насыщенный день, и мы нисколько не расстроились.

11 августа 2014. Вроцлав, Польша



Синагога "Под Белым Аистом"

Вроцлав - восхитительный город с очень красочной историей. Она начиналась в составе Польского королевства времён династии Пястов. В 14 веке область Силезия, в которую входит Вроцлав, была передана Богемии (нынешней Чехии). Богемия со временем фактически превратилась в провинцию Австрии. У австрийцев Силезию отняла в 18 веке Пруссия, которая в 19 веке вошла в состав Германии. Наконец, после Второй мировой войны Силезия (по-польски Шлёнск) вошла в состав Польши. Синагога, затерянная среди дворов старого Вроцлава, была возведена при немцах, в первой половине 19 в. Её романтичное название «Под Белым Аистом» позаимствовано у бывшего  магазина, на месте которого она построена. Ныне в отреставрированной уже в 21 веке синагоге проводятся как религиозные службы, так и культурные мероприятия.

12 августа 2014. Бенджин, Польша



Еврейское кладбище Бенджина

Бенджин (по-польски - Będzin, можно транслитерировать по-разному) знаменит своим королевским замком. Прямо на склоне замкового холма мы натолкнулись на еврейское кладбище с примечательными, хорошо сохранившимися надгробиями.



Бывший еврейский госпиталь в Бенджине

Прямо напротив кладбища, на улице Подзамче, находится напоминание о самых грустных страницах истории европейского еврейства. В этом здании, бывшем в начале 20 века еврейским родовспомогательным учреждением, в годы войны, на территории гетто, располагался еврейский госпиталь. В 1943 году гетто было уничтожено, и с ним прекратил существование и госпиталь.

Едва ли общине Бенджина удалось восстановиться после войны. По переписи 1897 года в уездном городе Бендине Петроковской губернии проживало 11 тысяч евреев, 45% населения города.

15 августа 2014. Тренчин, Словакия



Синагога в Тренчине на фоне замка и католического собора

Дальше по хронологии должен был быть Краков, но я решил оставить Краков и Прагу на следующий пост, иначе получится слишком много и редкий читатель доберётся до середины поста. Прага и Краков - это, можно сказать, две столицы нашей «страны пейсов»; мы увидим множество еврейских объектов в каждой из них. А пока что мы уже в Словакии, в старинном Тренчине, знаменитом своим средневековым замком, одним из крупнейших в стране. На фото можно одновременно увидеть замок, католический собор и на первом плане - синагогу. Такое удачное сочетание не везде подберёшь, так что ничего удивительного, что и мигалка городской полиции не устояла перед соблазном попасть в кадр.
Ныне, согласно вывеске, здесь Арт-Центрум «Синагога». Едва ли можно было найти много лучшее применение этому зданию, ведь в провинциальных городках центральной Европы давно уже нет евреев.

16 августа 2014. Братислава



Музей eврейской культуры в Братиславе

Столица Словакии знаменита королевским замком в форме перевёрнутой табуретки, а также мостом SNP через Дунай. Мост построен в 1960-е годы и со своей смотровой площадкой на высоте почти 100 метров является одним из символов Словакии. Мост обошёлся Братиславе в немалую цену. Был полностью уничтожен старый еврейский город. Сохранилась лишь одна улица с красноречивым названием Židovská, да и на той - лишь одно старинное здание, особняк Жиграя, в котором, уже во времена независимости, разместился Музей еврейской культуры.

18 августа 2014. Микулов, Чехия



Синагога в Микулове

Чудесный городок Микулов в Моравии, на границе с Австрией, примечателен средневековым замком и старым городом. Славен он и еврейской историей. В лучшие для общины времена здесь проживало около 3000 евреев, половина населения города. Вот в этой синагоге, не раз впоследствии перестроенной, служил раввином знаменитый Махарал (Наш Учитель Рабби Лёв), позднее перебравшийся в Прагу и создавший, согласно легенде, не менее знаменитого голема.



Синагога со стороны замка

Обойдя синагогу, можно подняться в замок. Здесь на фото мы видим, как синагога выглядит с нижней стены замка. В этой синагоге восстановили прежний барочный интерьер, но службы там проходят нечасто. Большую часть времени её используют в музейно-выставочных целях.

21 августа 2017. Варшава



Синагога Ножиков в Варшаве

Визит в Варшаву состоялся спустя несколько лет. Варшава могла бы быть ещё одной «столицей страны пейсов», ведь по Всероссийской переписи 1897 года еврейский язык назвало родным 185 тысяч варшавян. Но увы, 20 век прошёлся катком по еврейской Варшаве. Синагога Ножиков - единственное сохранившееся в городе историческое здание, где ныне проводятся службы.



В синагоге Ножиков

На службу мы не попали, зато нас пустили внутрь. Как бывает во многих синагогах, главный зал состоит из двух этажей - нижний для мужчин и верхний для женщин. Туристов пускают в оба (если не во время службы, конечно).

18 октября 2022. Банска-Штявница, Словакия



Бывшая синагога в Банской Штявнице

Замечательная Банска-Штявница - мечта моего детства. Она знаменита старым городом с двумя замками 15 века и многочисленными музеями горного дела. В Средние века здесь добывали драгоценные металлы, что способствовало процветанию города. Он был одним из крупнейших городов Венгерского королевства. И, конечно, в процветающем городе была и еврейская община. Сохранившееся здание синагоги живописно расположилось на стыке Серебряной улицы, ведущей вниз (вероятно, по ней можно было подойти к одной из старинных шахт), и взбирающейся на гору Новозамковой улицы, по которой мы как раз спустились сюда из Нового замка.

В 21 веке здание синагоги, пережившее в 20 веке свои худшие, вероятно, времена, восстановили. Не спрашивайте меня, что разместилось в этом здании в наши дни. Потому что, если спросите, мне придётся ответить - пивоварню. В защиту столь неординарного решения могу только сказать, что мы посетили ресторан при этом заведении в соседнем доме и остались вполне довольны обедом, в том числе продукцией бывшей синагоги.



Еврейское кладбище на фоне Нового замка 15 века

Стрелочка у Нового замка указывала, что где-то здесь находится еврейское кладбище. У входа громким и довольно злым лаем нас приветствовала крупная собака. Впрочем, вход оказался заперт. Пёс же, как выяснилось, лаял не на нас, а от полноты жизни. Удалось найти ворота, тоже запертые, сквозь которые и был сделан этот кадр. На заднем плане - Новый замок. Новым он называется потому, что на несколько лет моложе Старого. Оба замка построены в 15 веке для защиты от османских набегов. И не зря: в 16 веке то, что мы ныне называем Словакией, осталось единственной частью Венгерского королевства, которую не удалось оккупировать Османской империи.

На этом всё пока. В следующий раз планирую показать, что я увидел в «столицах страны пейсов» - Праге и Кракове.

Продолжение - здесь.
Финальная часть - тут.

Микулов, География, Чехия, Тренчин, Польша, Автопутешествия, Путешествия, История, Евреи, Синагоги, Архитектура, Еврейские кладбища, Варшава, Банска-Штявница, Словакия, Бенджин, Братислава, Либерец, Вроцлав

Previous post Next post
Up